Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:17, контрольная работа
Основу законодательства о недрах в зарубежной практике обычно формируют Конституции государств, специальные нормативные правовые акты, отдельные нормы других отраслей права и законодательства, а в государствах англосаксонской правовой семьи – прецеденты, которые, в целом, определяют систему правового регулирования пользования недрами. Система законодательства о недрах, во многом, зависит от государственного устройства: в странах с федеративным устройством, наряду с федеральным законодательством, действуют законы субъектов Федерации; в унитарных странах основу правового регулирования отношений недропользования составляют единые акты органов государственной власти.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Магнитогорский
университет им. Г. И. Носова
Кафедра маркшейдерского дела и геологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Горное право»
специальности 130402 «Маркшейдерское дело»
Проверил: преподаватель
Емельяненко Е.А.
г. Магнитогорск
2013 г.
Зарубежное законодательство о недрах: основные принципы и тенденции развития.
Основу законодательства
о недрах в зарубежной практике обычно
формируют Конституции государс
Система законодательства о недрах, во многом, зависит от государственного устройства: в странах с федеративным устройством, наряду с федеральным законодательством, действуют законы субъектов (штатов, территорий) Федерации; в унитарных странах основу правового регулирования отношений недропользования составляют единые акты органов государственной власти.
Отметим, что в большинстве
государств законодательство, регулирующее
отношения недропользования, подразделяется
на два самостоятельных
Законодательство, регулирующее
разработку твердых полезных ископаемых,
исторически связывалось с
Появившееся значительно позже законодательство о нефти и газе уже не так прочно было связано с земельными правоотношениями; кроме того, регулирование отношений недропользования осуществлялось с большим вмешательством государства в указанную сферу, в связи со значимостью углеводородных ресурсов для обеспечения экономической и политической стабильности. В государствах, обладающих запасами углеводородных ресурсов на континентальном шельфе, кроме законодательства о нефти и газе, обычно принимаются специальные законы, определяющие порядок пользования недрами в целях добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе, в которых, по сравнению с законодательством, регулирующим порядок пользования недрами в целях добычи нефти и газа на суше, ужесточены экологические, природоохранные нормы, а также нередко расширен субъектный состав возможных участников правоотношений с включением в него иностранных инвесторов.
Указанная практика расширения субъектного состава участников отношений недропользования обусловлена тем, что освоение ресурсов недр на континентальном шельфе является чрезвычайно капиталоемким проектом с длительным сроком окупаемости, и в отсутствии свободных финансовых ресурсов у государства и национальных компаний, как правило, привлекаются иностранные инвестиции для освоения месторождений.
Исследователями зарубежного законодательства о недрах отмечается, и с ними можно согласиться, что в каждой стране содержание законодательства о недрах определяется в зависимости от принятых или установленных пределов вмешательства государства в сферу недропользования, механизма применения законодательства, возможностей обеспечения исполнения его требований, практики деятельности государственных органов общей и специальной компетенции, органов государственного управления, и ряда других факторов. При сходстве принципиальных подходов в разных странах сфера распространения законодательства о недрах, пределы и ограничения для регулирования отношений недропользования существенно различаются.
В. Вовчок полагает, что основа этих различий была заложена еще в глубокой древности, и связана, прежде всего, с правом собственности на недра, которое имело два основных подхода. В соответствии с первым, право собственности на недра признавалось за верховной властью. Подобный подход имел место в Египте, где недра считались собственностью царей, в Карфагенской республике, отдававшей рудники в разработку частным лицам за вознаграждение в пользу государства, а также в Древней Греции, где собственность на недра принадлежала городам – государствам. Другой подход был выдвинут в римском праве. Весьма интересной классификаций, дошедшей до нас из источников римского права, является деление на главные и побочные вещи. Побочными являлись вещи, определенным образом зависящие от главной и подчиненные юридическому положению последней.
Одним из типов побочных вещей были плоды, под которыми понимались органические произведения вещей, регулярно получаемые от эксплуатации плодоприносящих вещей, без изменения их хозяйственного назначения. Относительно недр земли мнения классиков расходились, но большинство относило продукцию недр к плодам земли, которые принадлежали владельцу земельного участка.
Подобный подход имел место в Англии, в ее колониях, в Северо-Американских Штатах, где владелец земли считался собственником недр и мог распоряжаться ими по своему усмотрению; исключением из этого правила являлось то, что золото и серебро, находившиеся в земле даже частного владельца, принадлежали короне. В Англии землевладелец мог продать землю в полную собственность, но при этом оговорить, что недра оставляет за собой, тогда как покупатель приобретает ее поверхность. Продавец недр мог также определить, что он продает, или оставляет за собой лишь известное полезное ископаемое, или продает все ископаемые, находящиеся в его земле. Принцип нераздельной собственности на землю и ее недра, из Англии перешел в Северную Америку и был положен в основу права Северо-Американских Штатов.
Исследователь русского горного права М.И. Абамелек-Лазарев предлагает более широкую классификацию возможных принципов, выражающих отношение к праву собственности на недра.
Первый - принцип акцессии, когда недра земли принадлежат собственнику поверхности, и он имеет право распоряжаться ими. Второй принцип получил название доманиальной системы, когда недра принадлежат Главе государства или государству, и он может распоряжаться ими как частный собственник, дифференцировано в каждом конкретном случае. Следующим принципом является горная регалия, когда государство или Глава государства по определенным им самим правилам, за определенное вознаграждение, уступает кому-либо права на недра. Последним принципом является горная свобода, когда недра земли никому не принадлежат, и каждый может провозгласить себя их собственником, начав эксплуатацию месторождений.
Представляется, что приведенные варианты классификаций не противоречат друг другу, поскольку дифференциация, приведенная в исследовании М.И. Амабелека-Лазарева, детализирует возможные варианты отношения государства к собственности на недра. Полагаем, что принцип горной регалии может иметь место лишь при доманиальной системе, так как в случае, если государство не является собственником недр, оно не может устанавливать правила в отношении их использования.
Рассматривая и анализируя истоки и пути формирования зарубежного законодательства о недрах, отметим, что эта отрасль законодательства, как и вся правовая система государства, в значительной степени зависит от того, к какой системе права принадлежит государство – романо-германской (континентальной) или англосаксонской.
Исследователи отмечают, что в странах с развитыми горнодобывающими отраслями в течение столетий формировались самостоятельные и разнообразные по своему содержанию и структуре системы. В странах с континентальной системой права основой законодательства о недрах являются нормативные правовые акты в виде кодексов или подобных им обширных законов, как во Франции, ФРГ, Чили, Бразилии, ЮАР и др., а в государствах англосаксонской системы права (США, Великобритания, Австралия, Канада и др.) действует прецедентная система, в которой наравне с писаным (статутным) правом действует система прецедентов. Законодательные акты при этой системе инкорпорируются в Своде законов (US Code), как в США, либо консолидированы, как в Великобритании, и составляют официальные или неофициальные собрания актов, регулирующих отношения недропользования. Указанные акты, в свою очередь, систематизированы таким образом, что некоторые исследователи склонны полагать, что при прецедентной системе права можно говорить о подотраслях законодательства, которые регулируют шахтную добычу, добычу углеводородов, драгоценных металлов, олова, соли и т.д..
По нашему мнению, терминологически не вполне корректно употреблять термин «отрасль права» или «отрасль законодательства» применительно к характеристике правовой системы государств англосаксонской традиции; вместе с тем, можно согласиться, что нормы права, прецеденты и иные источники, регулирующие правоотношения в сфере недропользования, нередко хорошо структурированы, систематизированы и обобщены.
Анализ законодательства
о недрах ряда зарубежных государств
(США, Великобритании, Канады, Франции,
Норвегии, ЮАР и др.), а также
научной и специальной
Кроме того, обратим внимание,
что несмотря на существенные различия
в общих подходах в правовом регулировании
в государствах, принадлежащих к
англосаксонской и романо-
- государственное регулирование отношений недропользования;
- разрешительный порядок
предоставления недр в
- платность пользования недрами;
- государственный контроль за использованием и охраной недр.
Вместе с тем, история развития зарубежного законодательства о недрах свидетельствует о том, что на протяжении длительного времени, вплоть до середины ХХ века, законодательство в большинстве зарубежных государств развивалось в значительной степени автономно. Позднее, в связи с объединением стран в различные союзы, содружества, а также в связи с процессами глобализации начинают проявляться тенденции по выработке общих схем и подходов к правовому регулированию отношений в сфере недропользования.
В связи с изложенным, полагаем целесообразным обратиться к истории развития законодательства о недрах некоторых зарубежных стран, принадлежащих как к романо-германской, так и к англосаксонской системам права в целях выявления как общих подходов к правовому регулированию, так и имеющихся различий.
История развития немецкого горного права, по мнению исследователей, имеет в своей основе регальные корни – право регалий постепенно переходило от императора к королям и местным суверенам, как путем добровольной передачи, так и самовольного присвоения.
Немецкий исследователь горного права Г. Болдт отмечает, что немецкое горное право, в меньшей степени, чем в остальных странах Европы, было подвержено влиянию римского права. Основой немецкого горного права, по его мнению, является горное законодательство Вестфалии – старейшего германского княжества. С Х по ХII вв. горное законодательство пришло в Шлезвиг, оттуда в Богемию, затем в Моравию и Венгрию. Распространение горного законодательства происходило путем включения законодательных актов и заложенных в них правовых норм в законодательство немецких земель.
Первые упоминания об этих законодательных актах относятся к началу 1185 г. (в Трире), а также к 1249 г. (в Гарце). Указанные акты уже включали положения о горной свободе, распространявшейся на поиски и добычу серебра, железных руд и соли. Эти акты закрепляли и право регалий, по которому владелец участка недр имел право на получение пошлины, обычно в виде десятины, за право добычи полезных ископаемых.
Обратим внимание, что сходные принципы правового регулирования имели место в российском законодательстве петровской поры, что дает основания предположить, что на русское национальное горное законодательство значительное влияние оказало немецкое горное право.
Информация о работе Зарубежное законодательство о недрах: основные принципы и тенденции развития