Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:17, контрольная работа
Основу законодательства о недрах в зарубежной практике обычно формируют Конституции государств, специальные нормативные правовые акты, отдельные нормы других отраслей права и законодательства, а в государствах англосаксонской правовой семьи – прецеденты, которые, в целом, определяют систему правового регулирования пользования недрами. Система законодательства о недрах, во многом, зависит от государственного устройства: в странах с федеративным устройством, наряду с федеральным законодательством, действуют законы субъектов Федерации; в унитарных странах основу правового регулирования отношений недропользования составляют единые акты органов государственной власти.
С изменением общественно – политической формации, страны Восточной Европы создали новые, во многом, схожие между собой системы правового регулирования недропользования, в основе которых лежит государственная собственность на недра; при этом, предоставление права пользования участками недр осуществляется как на разрешительной, так и на договорной основе.
Так, в соответствии с Конституцией Республики Болгария, «Подземные богатства…являются исключительной государственной собственностью»; согласно Конституции Румынии, «все богатства недр…составляют исключительно предмет государственной собственности»; в Конституции Словакии определено, что «минеральные ресурсы…являются республиканской собственностью».
В государствах Восточной Европы, как и в большинстве западных стран, право пользования недрами предоставляется на состязательной основе победителю специализированного конкурса или аукциона. При этом, например, в Болгарии предусмотрены изъятия из общего правила, в соответствии с которыми Правительство Болгарии может предоставить право пользования недрами без проведения конкурса или аукциона.
Пользование недрами в целях поисков и разведки полезных ископаемых в странах Восточной Европы (Венгрия, Болгария) осуществляется преимущественно на разрешительной основе, а добыча полезных ископаемых – как на основе разрешений (Венгрия), так и на основе концессий (Польша, Болгария). Полагаем, что применение договорных отношений при предоставлении права пользования недрами в целях добычи полезных ископаемых связано, прежде всего, с желанием государств Восточной Европы привлечь иностранные инвестиции в разработку уже разведанных запасов ископаемых, что, в целом, свойственно для государств с нестабильной, развивающейся экономикой.
В странах Ближнего Востока, для которых разработка углеводородных месторождений является основной отраслью для формирования государственного бюджета и развития страны, ресурсы недр являются собственностью государства, что закреплено в Конституциях и отраслеобразующих законах. Так, например, в Конституции Кувейта, в ст. 21 установлено, что «природные ресурсы и все доходы от них являются собственностью государства. Должно быть обеспечено их сохранение и надлежащее использование при надлежащем обеспечении требований безопасности Государства и национальной экономики».
В Иране недра также находятся в собственности государства, а право пользования недрами предоставляется, в основном, на основании сервисных контрактов, заключаемых между инвестором и Национальной Иранской нефтяной компанией (National Iranian Oil Co), выступающей от имени государства.
В Египте основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере недропользования, являются Закон «О шахтах и рудниках» и Закон «Об инвестиционных гарантиях и льготах». В этом государстве право пользования недрами в целях добычи углеводородного сырья предоставляется преимущественно на условиях соглашений о разделе продукции, которые рассматриваются Парламентом страны и утверждаются специальным законом; от имени государства в соглашениях выступает Египетская генеральная нефтяная корпорация (EGPC). Сходная ситуация по привлечению иностранных инвестиций существует в Саудовской Аравии, в которой создана национальная компания Saudi Aramko.
Создание национальных нефтяных компаний является общемировой практикой для государств, на территории которых реализуются крупные проекты с участием иностранных инвесторов. При этом, практика широкомасштабного привлечения иностранных инвестиций на условиях специальных налоговых режимов (соглашения о разделе продукции, договора концессии) свойственна для государств с развивающейся экономикой, либо экономикой, в значительной степени зависящей от экспортных поставок углеводородов. Национальные нефтяные компании обычно наделяются правом заключать с иностранными инвесторами соглашения в целях разработки месторождений, выступая от имени государства. Они также осуществляют контроль за деятельностью инвесторов на территории страны, отвечают своим имуществом по обязательствам, связанным с исполнением соглашений, и, таким образом, обеспечивают представление интересов государства как собственника недр при их использовании.
Законодательство о недрах стран участниц – СНГ начало свое формирование после распада Союза ССР и совпало со временем, когда на постсоветском пространстве имела место тенденция полного отрицания советского правового наследия. При этом, существовало значительное политическое и экономическое влияние стран Запада, и, прежде всего, США, в вопросе формирования общих подходов к правовому регулированию пользования недрами, для которых контроль над запасами углеводородного сырья в этих государствах представлял и представляет значительный стратегический и политический интерес.
Интерес стран Запада объясняется тем, что, например, в Азербайджане около 70% территории считаются перспективными на нефть и газ; на сегодняшний день прогнозные запасы нефти на суше и Каспийском шельфе Азербайджанской республики оцениваются в пределах от 3 до 5 млрд. т. условного топлива; в Казахстане доказанные запасы составляют 3,6 млрд. тонн нефти и конденсата, 1,9 трлн. м3 газа; кроме того, в Казахстане обнаружено свыше 200 нефтегазовых месторождений. С учетом проводимой политики стран Запада по отношению к углеводородному сырью, ресурсы недр, в том числе государств Каспийского региона, рассматриваются странами Запада как возможный источник экспорта в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Учитывая вышеизложенное, зарубежными государствами были предприняты успешные попытки, направленные на установление возможностей для существования отношений типа соглашений о разделе продукции, сервисных контрактов и др. в законодательстве о недрах Азербайджана и Казахстана.
В настоящее время система недропользования в Азербайджане строится, в основном, на договорных принципах: в этом государстве подписано более 20 контрактов на разработку каспийских (морских) месторождений. Как и в большинстве стран, применяющих на практике режим соглашений о разделе продукции, в Азербайджане создана Государственная Нефтяная компания Азербайджана, выступающая от имени государства при подготовке соглашений. Далее, после подписания и одобрения правительством соглашения ратифицируются Милли Меджлисом и приобретают силу закона.
В ст. 15 Конституции Азербайджана
определяется, что природные ресурсы
принадлежат Республике, то есть, таким
образом, формулируется право государств
Информация о работе Зарубежное законодательство о недрах: основные принципы и тенденции развития