Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:15, курс лекций
Введение. Объекты и условия открытой разработки. Отличительные признаки открытых горных работ. Достоинства и недостатки (4 час.). Два рисунка: 1 – изображение карьера; 2 – формы залегания рудных тел.
Основной особенностью развития мировой горной промышленности на обозримую перспективу остается устойчивая ориентация на открытый способ разработки, обеспечивающий наилучшие экономические показатели.
Наша страна располагает большими запасами полезных ископаемых и по объему добычи минерального сырья Россия занимает первое место в мире.
Полезные ископаемые добывают из недр земли. В зависимости от условий залегания минерального сырья и его вида существует несколько способов добычи. Мы с вами будем рассматривать открытый способ разработки твердых полезных ископаемых.
Лекция 5. Карьерный транспорт – 4 часа.
Технология карьерного транспорта. Транспортное оборудование на карьерах. Карьерные транспортные коммуникации, схемы их развития. Производительность и парк подвижного состава. Пропускная и провозная способность путей.
Карьерный транспорт
Значение, особенности и виды карьерного транспорта
Карьерный транспорт предназначен для перемещения горной массы (вскрыши и полезного ископаемого) от забоев до пунктов разгрузки. Он является связующим звеном в общем технологическом процессе. Трудоемкость процессов транспортирования весьма высока. Затраты на транспортирование и связанные с ним вспомогательные работы составляют 45 – 50 %, а в отдельных случаях достигают 70 % от общих затрат на добычу полезного ископаемого.
По виду перевозимого груза и направлению на карьере формируются грузопотоки вскрышные и полезного ископаемого. Грузопотоки берут начало в забое и оканчиваются на отвалах пустых пород, некондиционных руд или на складах полезного ископаемого.
Под грузопотоком понимается поток грузов, характеризуемый направлением относительно контура карьера, объемом и качеством транспортируемого груза и длительностью периода функционирования.
Грузооборотом называется количество полезного груза (в т или м3), перемещенного за единицу времени (в ч, смену, сутки, год).
К особенностям карьерного транспорта, определенным спецификой открытых горных разработок, относятся следующие положения.
1. Значительная мощность
2. Относительно небольшие
3. Движение в грузовом
4. Значительная часть
5. Значительная плотность (от 1 до 5 т/м3), повышенная прочность и абразивность, неоднородная кусковатость перемещаемой горной массы, ударные воздействия при погрузке и разгрузке.
6. Изменчивые климатические
На открытых горных работах используются почти все известные способы транспортирования и средства перемещения грузов. Тем не менее наибольшее распространение получили железнодорожный, автомобильный и конвейерный транспорт.
В ограниченных условиях используются скиповые подъемники, канатно-подвесные дороги, гидравлические трубопроводные магистрали, конвейерные поезда, трубопроводный пневмотранспорт и др.
Железнодорожный транспорт. Применяется главным образом в карьерах средней и большой производственной мощности по горной массе (10 – 100 млн. т в год и более) глубиной до 200 м при расстояниях транспортирования от карьера более 2 – 3 км. При использовании новейших тяговых агрегатов и уклонах путей до 60 % глубина применения железнодорожного транспорта увеличивается до 300 350 м.
Достоинства ж/д транспорта.
1. Небольшой расход энергии вследствие малого удельного сопротивления движению подвижного состава по рельсовым путям (20 – 25 Н на 1 т массы поезда).
2. Возможность достижения практически любой производственной мощности карьера при любом расстоянии перевозок за счет большой пропускной способности путей и увеличения массы поезда до 1500 т и более.
3. Возможность автоматизации движения транспортных средств и управления транспортными операциями.
4. Надежность работы в любых климатических и горно-геологических условиях.
5. Относительно низкая себестоимость 1 ткм перевозки (меньше чем при автомобильном и конвейерном транспорте, в 4 - 6 раз).
Недостатки ж/д транспорта
1. Повышенные требования к профилю путей.
2. Необходимы большая протяженность фронта работ на уступах(не менее 300 – 500 м), кривые большого радиуса (не менее 100 – 120 м для широкой колеи), небольшие уклоны путей (до 25 – 30, реже 40 – 60 %).
3. Резко возрастают длина и объемы наклонных траншей, общий объем горных работ и срок строительства карьера.
4. Снижается маневренность
транспортных средств и
5. Весьма трудоемки перемещение и содержание путей.
Автомобильный транспорт применяется главным образом на карьерах малой и средней производственной мощности с грузооборотом до 15 млн. тонн в год, а на более крупных карьерах – в комплексе с другими видами транспорта (в основном с конвейерным). При автосамосвалах большой грузоподъемности (80 -180 т) применение автотранспорта эффективно при грузообороте карьера 25 – 70 млн. т в го и более. Автотранспорт используется практически на всех карьерах стран СНГ и России.
Автотранспорт
эффективен при строительстве карьеров,
при разработке залежей сложных
форм, малых размерах карьерных полей,
сложной топографии поверхности. Он
успешно применяется при
Достоинства автотранспорта
1. Гибкость, маневренность и взаимная независимость работы автосамосвалов, что упрощает схемы движения.
2. Меньшие по сравнению с ж/д транспортом объемы наклонных траншей и горно-строительных работ (на 40 – 50 %), а следовательно меньшие затраты на строительство карьера и меньшие сроки ввода в эксплуатацию.
3. Небольшие радиусу поворотов (15 – 25 м), подъемы и уклоны до 80 – 100 %).
4. отсутствие
рельсовых путей и контактной
сети (при электровозной откатке)
упрощает организацию работ,
5. Увеличивается возможный темп углубления горных работ и скорость продвигания забоев.
Недостатки автотранспорта
1. Высокая
стоимость и большие
2. Жесткая зависимость от климатических условий и состояния автодорог.
3. Загазованность атмосферного воздуха при большой интенсивности перевозок.
Конвейерный транспорт используется обычно для перемещения мягких вскрышных пород. Но может использоваться практически для перемещения любой горной породы, при одном непременном условии. Порода должна быть в мелкораздробленном состоянии (доведена до определенной кусковатости). Сейчас созданы конвейеры для транспортирования породы с размером куска 400 мм. Внедряются с возможностью транспортирования породы размерами 1000 мм.
Наиболее эффективен конвейерный транспорт при грузообороте 20 – 30 млн. т в год и более на карьерах с мощной толщей покрывающих мягких пород, а при выемке взорванных пород - на карьерах глубиной более 150 м при расстоянии транспортирования горной массы до 2,5 – 3 км и мощных грузопотоках. Известны случаи транспортирования по пересеченной местности 10 – 20 км и более.
Достоинства конвейерного транспорта
1 Непрерывность и ритмичность
перемещения перемещения
2. Возможность повышения
производительности выемочно-
3. Улучшение условий и повышение безопасности труда.
4. Благоприятные условия
для автоматизации и
5. Высокая производительность
конвейерной установки,
Недостатки конвейерного транспорта.
1. Зависимость от климатических условий.
2. При транспортировании
скальных пород необходимо
3. Экономическая
4. Ограниченность создания
мощных однородных
При комбинированном транспорте последовательно используются для перемещения одного и того же груза (в одном грузопотоке) различные виды транспорта, каждый в наилучших условиях. Комбинированный транспорт может использоваться в любом сочетании. В глубоких карьерах наиболее эффективен автомобильный транспорт в сочетании с конвейерным.
Комбинированный транспорт, как правило, используется с перегрузочными пунктами.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожные пути.
Делятся на стационарные (пути на поверхности, транспортных бермах и в капитальных траншеях) и временные, периодически перемещаемые (на уступах и отвалах).
Основные параметры.
Основными параметрами, характеризующими путь, являются ширина рельсовой колеи, габариты и тип рельс.
За ширину рельсовой колеи принимают кратчайшее расстояние между внутренними гранями головки рельсов.
На открытых горных разработках в странах бывшего СССР применяют четыре ширины колеи: 1524, 1000, 900 и 750 мм. Стандартная ширина 1524 мм. Для большинства стран нормальной является колея 1435 мм. Минимальный радиус кривых при ширине колеи должен быть не менее 200 м на постоянных путях и 100 – 120 м на временных путях.
Габариты обеспечивают безопасность движения. Существуют габарит приближения строений и габарит подвижного состава. (Рисунок на доске).
Габаритом приближения строений называется предельное поперечное очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и станционных устройств. Габарит приближения строений устанавливается по ГОСТУ и является единым.
Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться подвижной состав.
Между габаритом подвижного состава и габаритом приближения строений предусмотрено свободное пространство, предназначенное для смещений подвижного состава и создания зоны безопасности для обслуживающего персонала. На кривых участках пути габариты приближения строений увеличиваются.
Тип рельсов определяется массой 1 м рельса. Для нормальной колеи применяются рельсы Р75, Р65. Р50 и Р43, для узкой – Р24. Р18 (цифры 75 и т. д. – масса 1 погонного метра рельса)
Строение ж/д пути.
Строение ж/д пути является сложным инженерным сооружением и состоит из верхнего и нижнего строения.
К нижнему строению относятся земляное полотно и искусственные сооружения (мосты, путеводы, эстакады, тоннели,трубы), которые являются основанием железнодорожного пути и от его качества зависит состояние всего пути в целом
Для обеспечения устойчивости полотна и быстрого отвода поверхностных вод земляное полотно выполняется на горизонтальных участках в виде насыпей (рис II. 4 а из кн. Андреева), выемок (рис б), нулевых мест (рис в), а на наклонных – в виде полунасыпей (рис. г) полувыемок (рис д) и полунасыпей – полувыемок (рис. е).
Место размещения верхнего строения пути называется основной транспортной площадкой полотна. Пересечения основной площадки с откосами насыпи называются бровками земляного полотна. По ним отчисляются отметки продольного профиля пути. На продольном профиле даются черные (земля) и красные (железнодорожный путь) отметки, уклоны, ситуационный план, пикеты и план трассы (рис. II. 5 из кн. Андреева). Продольные и поперечные профили дают возможность определить объем земляных работ для сооружения железнодорожного пути.
Для карьерных путей характерными являются выездные траншеи, при отвалообразовании сооружаются насыпи. При отработке уступов транспортные площадки выполняются в виде полунасыпей.
На карьере используются одноколейные, двухколейные и реже многоколейные пути. Для однопутной и двухпутной линий минимальная ширина транспортной площадки составляет 5,5 и 9,6 м соответственно. При двухпутной линии расстояние между продольными осями путей принимается равным: нормальное – 5,3 м и наименьшее допустимое – 4,8 м.
Крутизна откосов измеряется отношением высоты откоса к заложению, т.е. тангенсом угла наклона откоса к горизонту.
Крутизна откосов насыпей высотой до 10 м принимается равной 1 : 1,5, а при большей высоте уменьшается до 1 : 1, 75 и 1: 2, в зависимости от рода грунта и места нахождения насыпи (например, на болоте). Откосы сухих сыпучих грунтов имеют свойства сползать. Сползание происходит по правильным плоскостям (рис. на доске). По этому для обеспечения безопасности выполняют расчеты угла наклона линии сползания. Кроме этого определяется коэффициент устойчивости k. Для земляного полотна откоса коэффициент устойчивости не должен быть меньше 1,25. Практические расчеты откосов обычно производят графическим методом, основанным на физических предпосылках: сил сцепления, сил трения, сил давления, угла внутреннего трения и др.
Верхнее строение ж/д пути состоит из рельсов, шпал и балластного слоя (рис. 7. 1из Хохр.). Конструкция верхнего строения зависит от грузооборота, давления на ось подвижного состава и скорости движения. Скорость движения на стационарных и временных путях составляет соответственно 30 – 40 и 15 – 20 км/ч.