Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:07, реферат
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания, его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, физике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
Введение
1. Симметрия и виды симметрии.
─ осевая,
─ центральная,
─ скользящая,
─ зеркальная.
2. Симметрия в растениях.
3. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных.
4. Симметрия в неживой природе.
5. Симметрия в архитектуре, скульптуре.
Заключение.
Литература.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ульканская средняя общеобразовательная школа №2»
«Симметрия в природе и на практике».
Выполнила обучающаяся 10 б класса
Медведева Валентина
Учитель математике Иванова Е.В.
Улькан
2013
Содержание
Введение
1. Симметрия и виды симметрии.
─ осевая,
─ центральная,
─ скользящая,
─ зеркальная.
2. Симметрия в растениях.
3. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных.
4. Симметрия в неживой природе.
5. Симметрия в архитектуре, скульптуре.
Заключение.
Литература.
Введение.
Симметрия – это идея, с помощью которой
порядок, красоту и
Понятие симметрии проходит
через всю многовековую историю
человеческого творчества. Оно
встречается уже у истоков
человеческого знания, его широко
используют все без исключения направления
современной науки. Принципы симметрии
играют важную роль в физике и математике,
химии и биологии, физике и архитектуре,
живописи и скульптуре, поэзии и
музыке. Законы природы, управляющие
неисчерпаемой в своём
С симметрией мы встречаемся всюду. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки.
Принципы симметрии играют
важную роль в физике и математике,
химии и биологии, технике и
архитектуре, живописи и скульптуре,
поэзии и музыке. Законы природы, управляющие
неисчерпаемой в своем
Существуют, в принципе, две группы симметрий.
К первой
группе относится симметрия
Вторая группа
характеризует симметрию
На протяжении тысячелетий
в ходе общественной практики и познания
законов объективной
Слово «симметрия» имеет двойственное толкование.
В одном смысле
симметричное означает нечто
весьма пропорциональное, сбалансированное;
симметрия показывает тот
В настоящее время в
естествознании преобладают определения
категорий симметрии и
1.Симметрия и виды симметрии.
Осевая симметрия.
Преобразование, при котором каждая точка А фигуры (или тела) преобразуется в симметричную ей относительно некоторой оси l точку А', называется осевой симметрией (l - ось симметрии).
Если точка А лежит на оси l , то она симметрична самой себе, т. е. А совпадает с А'. В частности, если при преобразовании симметрии относительно оси l фигура F переходит сама в себя, то она называется симметричной относительно оси l , а ось l называется осью симметрии.
Центральная симметрия.
Преобразование, переводящее каждую точку А фигуры (тела) в точку А', симметричную ей относительно центра О, называется преобразованием центральной симметрии или просто центральной симметрией.
Точка О называется центром симметрии и является неподвижной. Других неподвижных точек это преобразование не имеет.
Если при преобразовании
центральной симметрии
Примерами фигур, обладающих центром симметрии, являются параллелограмм, окружность и т. д.
Скользящая симметрия.
Скользящей симметрией называется такое преобразование, при котором последовательно выполняются осевая симметрия и параллельный перенос.
Все перечисленные преобразования будем называть преобразованиями симметрии.
Для преобразований симметрии
имеют место следующие
1) отрезок переходит в равный ему отрезок;
2) угол переходит в равный ему угол;
3) окружность
переходит в равную ей
4) любой многоугольник
переходит в равный ему
5) параллельные
прямые переходят в
Зеркальная симметрия.
В геометрии существует еще один вид симметрии - симметрия относительно плоскости.
Если преобразование
симметрии относительно
В некоторых источниках, такую симметрию называют зеркальной. А зеркало не просто копирует объект, но и меняет местами передние и задние по отношению к зеркалу части объекта. В сравнении с самим объектом его зазеркальный двойник оказывается, вывернутым вдоль направления, перпендикулярного плоскости зеркала.
Примерами фигур –
зеркальных отражений одна
2. Симметрия в растениях.
Исторически
сложилось, что именно
Внимательное наблюдение обнаруживает, что основу красоты многих форм, созданных природой, составляет симметрия, точнее все ее виды – от простейших до самых сложных.
В основе строения любой живой формы принцип симметрии.
Когда мы хотим нарисовать
лист растения или бабочку,
то нам приходится учитывать
их осевую симметрию. Средняя
жилка для листа и туловище
для бабочки служит осью
Мы видим, что природа
проектирует любой живой
Ярко выраженной симметрией обладают листья, ветви, цветы, плоды.
Зеркальная симметрия характерна для листьев, но встречается и у цветов.
Для цветов характерна поворотная симметрия.
3. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных.
Симметрия встречается и в животном мире. Однако в отличие от мира растений симметрия в животном мире наблюдается не так часто.
Можно сказать, что каждое животное состоит из правой и левой половин. Например, правое и левое ухо, правый и левый глаз, правый и левый рог и т. д
Отметим, наконец, зеркальную
симметрию человеческого тела (речь
идёт о внешнем облике и
строении скелета). Эта симметрия
всегда являлась и является
основным источником нашего
4. Симметрия в неживой природе.
Воздействие
на облик земной поверхности
таких природных факторов, как
ветер, вода, солнечный свет, весьма
стихийно и часто носит
Именно кристаллы вносят
в мир неживой природы
Он сыплет с неба мелкой крупой, летает вокруг фонарей огромными пушистыми хлопьями, стоит столбом в лунном свете ледяными иглами. Казалось бы, какая ерунда! Всего-то замёрзшая вода. Но сколько вопросов возникает у человека, глядящего на снежинки.
Снежинками учёные заинтересовались сравнительно недавно и совершенно случайно. Считается, что основы «снежинковедения», заложил молодой американец Вилсон Бентли (1865-1931). Этот молодой фермер приобрёл фотокамеру и обратил свой творческий порыв на съёмку снежинок, сделав 5000 фото. Тихий подвиг американца привлёк внимание к красоте снежинок.
Раньше снежинки рассматривали исключительно как один из вариантов кристаллизированного вещества. Учёные задались вопросом том, почему они все разные и в то же время симметричные.
В итоге выяснилось, что снежинка – это группа кристалликов, образованная более чем из двухсот ледяных частичек.
Снежные кристаллы образуются из расположенных в безупречном порядке молекул воды. Каждая снежинка формируется из шестиугольной молекулы воды, поэтому все снежинки шестиугольные.
По мнению специалистов, главная особенность, определяющая форму кристалла, - это крепкая связь между молекулами воды, подобная соединению звеньев в цепи. Отсюда и симметрия.
Симметрия – это
свойство кристаллов
Существует две основные
формы снежинок – шестиугольная
пластинка и шестиугольная
5. Симметрия в архитектуре, скульптуре.
Человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. На этот счёт хорошо высказался известный французский архитектор Ле Корбюзье, в своей книге «Архитектура XX века» он писал: «Человеку необходим порядок: без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимность. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек. Он делает умозрительные построения, основываясь на порядок, который продиктован ему потребностями его психики, это творческий процесс. Творчество есть акт упорядочения».
Нагляднее всего видна
симметрия в архитектуре. Особенно
блистательно использовали симметрию
в архитектурных сооружениях
древние зодчие. Причём древнегреческие
архитекторы были убеждены, что в
своих произведениях они
Не говоря уже об архитектуре и скульптуре, симметрия господствует в изобразительном искусстве Древнего Египта, Древней Греции и Рима, Средневековья и Возрождения.
Зеркальная симметрия
широко встречается в произведениях
искусства примитивных
Заключение.
Человеческие представления о красивом формируются под влиянием того, что человек видит в живой природе. В различных своих творениях, очень далёких друг от друга, она может использовать одни и те же принципы. И человек в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке применяет эти же принципы. Основополагающими принципами красоты при этом являются пропорции (в частности "золотая пропорция") и симметрия.
Трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии, которая объясняет наличие определенного порядка, закономерность в расположении частей чего-либо.
Литература.
1. Глейзер Г.Д. Геометрия. – 12-ое изд.- М., «Просвещение» ,1992.
2. Компанеец А.С. Симметрия в микро- и макро мире.- М., Наука, 1978. с. 276.
3. Наливкин
Д.В. Элементы симметрии