Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:03, контрольная работа
Вопрос 1: Геополитическое содержание внешней политики России включает следующие моменты: 1) Ее расположение на стыке культурных миров. 2) Гигантские размеры территории, континентальность и трансокеаничность. 3) Крайняя затрудненность доступа к мировому океану.
Вопрос 3: А. Первая мировая война (1914-1918). 2. Геополитические амбиции и противоречия основных воюющих государств.
Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т.е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор.
Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить свое влияние в государствах - бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охраны внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения.
Таким образом, с распадом Советского Союза перед Россией встали новые внешнеполитические задачи. На нынешнем этапе Россия нуждается в долговременной внешнеэкономической стратегии, от которой в свою очередь зависит роль страны в мировой экономике. Специфические особенности сложившейся в России ситуации таковы, что переходу к устойчивому развитию должен предшествовать особый период, который охватывает выход из нынешнего кризиса и преодоление ряда негативных явлений и процессов.
Вопрос 2:
Это два основных течения русской
общественно-политической мысли XIX века,
представители которых с разных
позиций рассматривали вопросы
исторического развития России, ее
взаимоотношений с другими
Главным идеологом славянофильства был Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860), представителями - И. В. и П. В.Киреевские, К. С. и И. С.Аксаковы, Ю. Ф.Самарин и другие. Они отмечали самобытный характер российского общества, устойчивость традиций, обычаев, наличие общей русской идеи, которая отражала своеобразие народа, и стремились обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада. Это дало основание для отнесения учения славянофилов к консервативному направлению русской общественно-политической мысли, в составе которого особо выделяют охранительно-консервативное направление мысли, идеологами которого были министр просвещения, граф С. С.Уваров (1786 -1855), обер-прокурор Синода К. П.Победоносцев (1827 - 1905). Формула охранительства, выдвинутая Уваровым: «православие, самодержавие, народность», с определенными коррективами была воспринята с л авяно филами.
Вопросы, касающиеся сущности и роли государства в обществе, гражданских прав и свобод личности славянофилы рассматривали на основе философско-религиозного мировоззрения. А. С.Хомяков и другие славянофилы указывали на православие как основу русской духовности. Идея христианского православия увязывалась ими с идеями народности и русской государственности.
По мнению славянофилов, единство идей православия, русской народности и российской государственности способствует формированию целостности национального самосознания, в том числе политического, в котором органически слиты политические идеи, чувства, интуиция и воля людей. Они критиковали логическую рассудочность, рационализм западного политического сознания, которые обедняют духовный мир человека, оправдывают революции, насильственные перевороты, что делает шатким само существование государства. Деятельность государства, проникнутая рационализмом, сводит право к различного рода юридическим формальностям. Славянофилы не отрицали необходимости политических реформ в России, выступали за отмену крепостничества, предоставление политических прав и свобод, но европейский путь преобразований считали гибельным для России, поскольку он разрушит духовное единство русского народа.
Западному индивидуализму, основанному на рационализме, голом расчете, эгоистических интересах, славянофилы противопоставляли ценности общинного, соборного образа жизни, принцип сочетания личных интересов с интересами общества и государства. Община в их представлении выступала как «союз людей, отказавшихся от своего эгоизма» во имя общего согласия. По отношению к общине, отношения между людьми в которой строятся главным образом на принципах морали и религии, государство играет второстепенную роль. Славянофилы считали, что русский народ «по присущему ему духу» не склонен к государственному регламентированию своей деятельности. Они нередко заявляли, что русский народ - народ не государственный. Призвание государства они видели в том, чтобы обеспечить народу бытие, вытекающее из его нравственной свободы.
Славянофилы были сторонниками абсолютной, неограниченной монархии, считали ее гарантом социальной и политической свободы личности, ее национального и религиозного достоинства. Признавая неограниченную государственную власть государя, они выступали за свободу слова, без которой монархия превращается в деспотизм.
Идеи славянофилов 40-х годов XIX века получили дальнейшее развитие в трудах представителей русского почвенничества (А. А.Григорьева, Н. Н.Страхова, Ф. М.Достоевского, Н. Я.Данилевского) и русского охранительного консерватизма (К. Н.Леонтьева, К. П.Победоносцева, М. Н.Каткова), а также последователей славянофилов в XX веке.
Отличных от славянофилов общественно-политических взглядов придерживались западники. Они считали, что Россия должна развиваться в тесном взаимодействии с другими странами, и прежде всего со странами Западной Европы, усваивать их культуру, а также опыт их общественной и государственной жизни. Они восприняли концепции западного индивидуализма и свободы личности и развивали их. Позиции русского западничества раскрываются в трудах Тимофея Николаевича Грановского (1813 - 1855), Константина Дмитриевича Кавелина (1818 - 1885).
Грановский выступал сторонником демократизации политических институтов России, призывал предоставить широкие политические свободы ее гражданам. Он высоко ценил сформировавшуюся в странах Запада политическую культуру, в том числе культуру деятельности учреждений буржуазной демократии, прежде всего органов государственной власти.
Кавелин, как и другие западники, высоко оценивал реформы Петра I, которые внесли в жизнь российского общества «идеал западноевропейского государства». Он уделял особое внимание обоснованию необходимости для России развития человеческой индивидуальности и свободы личности. Именно это определяет европейскую жизнь, и в России, благодаря реформам Петра I, начали осуществляться многие европейские идеи: социальной свободы, равенства, прав человека и др.
Теории западных мыслителей оказали влияние на общественно-политические взгляды А. И.Герцена, В. Г.Белинского, которые выступали за приоритет интересов личности в общественном развитии, расширение ее гражданских прав и свобод, за использование в России опыта демократических преобразований в странах Западной Европы. Однако в отличие от «классических» западников - сторонников политических реформ, они высказывались за революционный путь демократического переустройства российского общества. Поэтому данных мыслителей принято называть революционными демократами и относить к широкому направлению политического радикализма.
Вопрос 3:
А. Первая мировая война (1914-1918)
2. Геополитические амбиции
и противоречия основных
Согласно изречению Наполеона, нации проводят ту политику, которую им диктует география. Следовательно, каждая нация должны обладать цельной и неизменной геополитической концепцией. Однако в действительности это далеко не так. Всякая географическая ситуация вызывает множество неоднозначных и даже противоречивых интерпретаций. Во время войны 1914-1918 годов каждый участник событий тщетно пытался примирить свои иллюзии и реальность, свои собственные различные представления о реальности.
а) Германия
Знаменитый немецкий историк фриц Фишер [Fritz Fischer] отмечал в 60-х годах, в частности, в своей книге Griff nach der Welmacht [«Претензии на мировое господство»], что его страна несет основную ответственность за развязывание первой мировой войны. Германия Вильгельма II была носительницей тщательно разработанного геополитического плана, в основе которого лежала идея Mitteleuropa, т.е. идея создания под эгидой Германии обширного экономического пространства в Центральной Европе. Основным документом являлась «Сентябрьская экономическая программа» (1914 г.), разработанная канцлером Бетман-Гольвегом. Цель данной программы состояла в том, чтобы в результате войны создать таможенный союз, включающий в себя европейские государства от Франции до Польши, изолировав таким образом морскую державу Великобританию, с одной стороны, и Россию, с другой. Положения «Сентябрьской программы» напоминали основные направления проекта континентальной блокады, который осуществлялся Наполеоном I в 1806-1811 годах, и был направлен на создание крупных региональных самодовлеющих объединений.
Однако эта геополитическая концепция вызвала немало возражений и споров в самой Германии. Как писал Жорж-Анри Суту [Georges-Henri Soutou] в своей работе Золото и кровь. Экономические цели Первой мировой войны (Fayard, 1989) «В самом широком смысле Mitteleuropa (т.е. вся Европа за исключением России, Великобритании, Испании и Португалии) поглотила [в 1913 г.] только 50% немецкого экспорта и смогла покрыть только 30% импорта Германии. Реорганизация экономической жизни на самых жестких принципах автаркии, возможно, могла бы позволить Германии найти на континенте те рынки сбыта, которые она утратила бы в результате разрыва торговых связей с Англией, при условии, что другие континентальные государства переориентируются на германских поставщиков. Однако в любом случае Германия не смогла бы приобрести в Центральной Европе ряд жизненно важных товаров для своей экономики, в том числе хлопок, нефть и т.д.» (стр. 444). Многие немецкие чиновники, экономисты, предприниматели, хорошо знакомые со структурой внешней торговли Германии, осозновали иллюзорность планов установления автаркии и абсолютную необходимость доступа Германии к неевропейским рынкам. Однако в Германии было немало сторонников автаркии, которая воспринималась как решение проблемы противостояния враждебному окружению. Брест-Литовский мир, подписанный на крайне унизительных для России условиях (3 марта 1918 года), казалось, открывал для Германии широкие перспективы на Востоке. После поражения в ноябре 1918 года мечты о полном самообеспечении Германии отдалились, но не были окончательно похоронены. Позднее Гитлер решит продолжить осуществление этих планов.
б) Австро-Венгрия
Имела ли Австро-Венгрия
Объявив войну Сербии 28 июля 1914 года, Австро-Венгрия вступила в вооруженный конфликт, чтобы обеспечить свое выживание. В этой смертельной схватке она была обречена на поражение, потому что ветер истории, превратившийся в бурю с началом первой мировой войны, способствовал утверждению национальной идеи.
в) Великобритания
Великобритания, бывшая на протяжении почти всего XIX века крупнейшей экономической и финансовой державой, последовательно выступала за свободу торговли, открытость рынков и международное разделение труда. Уже в конце XIX века Великобритания начинает осознавать уязвимость своих позиций, хотя в то время страна находилась в апогее своего могущества. Наибольшая угроза исходила от Германии Вильгельма II, которая быстро наращивала свой промышленный и военно-морской потенциал.
Война 1914-1918 годов вызвала обострение споров между адептами экономического либерализма и сторонниками системы преференций в рамках империи. Может ли Великобритания сохранять верность принципам свободной торговли, если в результате войны с Германией она понесла тяжелые людские и материальные потери?
В июне-июле 1918 года Великобритания проводит в Лондоне имперское совещание доминионов. Цель Англии заключалась в установлении «контроля над некоторыми видами сырья, производимого в империи». В этом проявилась некая концепция имперского пространства, процветание и безопасность которого обеспечивалась благодаря соответствующей организации торговли стратегическими сырьевыми товарами. Но доминионы отвергли это предложение, которое они расценили как покушение на их экономическую самостоятельность. Однако идея имперских преференций не умерла; она нашла свое конкретное воплощение в ходе кризиса 30-х годов, вызвавшего распад международной системы торговых обменов (Оттавские соглашения 1932 года).
г) Франция
Сознавая свою слабость в демографическом плане и отдавая себе отчет в недостаточном развитии своей промышленности, понеся огромные людские потери в войне 1914-1918 годов, могла ли Франция иметь глобальную геополитическую концепцию? Ее цели были весьма просты: восстановить свои права на Эльзас и Лотарингию, иметь у своих восточных границ окончательно ослабленную Германию, неспособную угрожать Франции или конкурировать с ней.
д) Соединенные Штаты Америки
Геополитическая концепция Соединенных Штатов определилась еще 2 декабря 1823 года с принятием доктрины Монро, смысл которой сводился к формуле «Америка - для американцев». С точки зрения США, американский континент должен представлять собой обширное независимое пространство, куда не могли вмешиваться европейские государства. Это не мешало самим Соединенным Штатам пользоваться время от времени «большой дубинкой» для наведения порядка на этом континенте. В то же время США приняли решение не вмешиваться в европейские дела (изоляционизм).
С началом первой мировой войны
Соединенные Штаты Америки
Была ли у Соединенных Штатов возможность выбора? Жестокая подводная война, навязанная Германией, поставила под угрозу трансатлантические перевозки; кроме того Америка несла значительные людские потери (например, гибель пассажирского парохода Лузитания, потопленного немцами 7 мая 1915 года, повлекла за собой смерть 124 американцев в водах Атлантики). Обеспечение непрерывных связей между Америкой и Европой, защита свободы навигации в открытом море предполагали вступление США в войну против Германии. Традиционная геополитическая концепция замкнутости в рамках американского континента оказалась подчинена - по крайней мере, временно - высшему геополитическому императиву: защите международных экономических интересов Соединенных Штатов, которые достигли ранга крупнейших мировых держав, благодаря колоссальному развитию производительных сил, особенно после окончания Гражданской войны.