Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 01:00, реферат
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) — седьмая страна мира по экономической мощи (после США, Китая, Японии, ФРГ, Индии и Франции). Великобритания имеет под контролем 14 колониальных и зависимых территорий с населением около 6 млн. чел. Кроме того, в 1931 г. было создано Содружество наций (с 1947 г. — Содружество), в состав которого входят 53 бывших доминиона и колоний Великобритании (ныне независимых государств с разным статусом), где она продолжает сохранять важные позиции.
Островное положение страны определяет лидирующую роль морского транспорта, который обслуживает 98% всех внешнеторговых перевозок. Для флота характерно преобладание грузового транспорта над пассажирским (танкеры, рефрижераторы, лесовозы, рудовозы и др.). Всего называется 36 портов (Лондонский, включая аванпорт Мэдуэй, Ливерпульский, Глазго).
Страна располагает реками и судоходными каналами. Внутренние водные пути используются главным образом, в рекреационных целях. Во внутренних перевозках ведущее место принадлежит автомобильному транспорту. Общая протяженность автомобильных дорог составляет около 400 тыс. км. В настоящее время идет сокращение железнодорожных путей и снижение роли этого вида транспорта из-за конкуренции автомобильного.
Роль воздушного транспорта велика в международных пассажирских перевозках: Лондонский аэропорт Хитроу — один из крупнейших в мире. Во всей транспортной системе особенно выделяется «коридор», сформировавшийся вдоль главной промышленной зоны Лондон-Ливерпуль.
Внешнеэкономические связи
Главная роль принадлежит торговле. Внешнеторговый оборот страны составляет около 470 млрд. долл. После вступления в ЕС основными торговыми партнерами ее стали европейские страны: в экспорте на долю ЕС приходится 53%, Северной Америки — 14, ведущими странами являются ФРГ (13,2%), США (12,6), Франция (10,2), Нидерланды (7,3). В структуре экспорта преобладает готовая продукция, главным образом, машиностроения, в последние годы возрастает доля наукоемкой продукции, а также химикатов. Главным изменением с 1970-х годов стало превращение Великобритании в экспортера нефти, а с недавнего времени страна экспортирует и зерновые.
В импорте на долю ЕС приходится 51%, на Северную Америку — 13, ведущими импортерами являются ФРГ (15,2%), США (11,9), Франция (10,5), Нидерланды (6,8), Япония (6,0). В структуре импорта также преобладает готовая продукция, доля сырья и топлива не превышает 20%.
Ныне, несмотря на снижение потока импортного сырья, из стран Содружества продолжают поступать чай из Индии и Шри-Ланки (Великобритания занимает первое место в мире по потреблению чая на душу населения), хлопок и джут из Пакистана, олово из Малайзии, нефть из Кувейта (50% импорта). Торговля с Россией и восточно-европейскими странами незначительна.
Великобритания остается одним из главных экспортеров капитала, хотя и сама служит крупным объектом приложения иностранного, особенно американского, капитала, доля которого в некоторых отраслях доходит до 50% (например, в автомобилестроении). Великобритания продолжает играть видную роль как финансовый центр мира: из 20 крупнейших банков мира два английских: «ХСБК Холдинге» и «Вестминстер Бэнк», занимающих 7-е и 17-е места соответственно.
Экономико-географические районы
Различия между экономическими районами Великобритании невелики, хотя характерной особенностью является усиливающаяся концентрация всей хозяйственной деятельности на юго-востоке страны. Существует несколько подходов к экономическому районированию, но наиболее признанным считается выделение восьми районов: Англия в составе четырех районов (Южная Англия, Мидленд, Ланкашир, Йоркшир), Северный район, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер).
Южная Англия — самый крупный и экономически развитый район. На 26% территории страны сосредоточено около 40% населения, производится 33% промышленной 40% сельскохозяйственной продукции. Здесь находится столица, вокруг которой формировалось английское государство. Район располагается в наиболее благоприятных природных и транспортных условиях, отсюда начинается «мост на континент». Особенно высока его доля в новых и новейших отраслях (электроника, авиаракетостроение, автомобильная, химическая промышленность), для него характерны самая густая транспортная сеть, сосредоточение торговых и финансовых функций страны. Лондон, Ричмонд, Тилбюри, Дартфорд Саутхемптон (нефтеналивной порт), Портсмут (важнейшая военно-морская база), старейшие университетские центры страны — Оксфорд и Кембридж. На побережье находятся модные английские курорты (Брайтон и др.).
Вторым важнейшим экономическим районом является Мидленд, который на 10% территории сосредоточивает 15% населения и производит более 20% промышленной продукции. Район занимает центральное положение в стране, находится на перекрестке внутренних транспортных путей. Западный Мидленд иногда называют «Черной Англией», так как он является «колыбелью» черной металлургии. Важнейшими центрами являются Бирмингем и Ковентри. Выделяются такие промышленные центры, как Ноттингем; Дерби; Лестер; Сток-он-Трент.
Ланкашир занимает 3% территории страны, сосредоточивает 12% населения и производит около 15% промышленной продукции. В настоящее время эта специализацию района определяет разнообразный комплекс тяжелой промышленности. Новыми отраслями стали цветная металлургия (Станлоу), военное судостроение (Беркенхед), атомная, электронная, химическая промышленность (Манчестер). Крупнейшими конурбациями являются Манчестерская (2,6 млн. чел.) и Мерсесайд во главе с Ливерпулем (1,4 млн. чел.).
Йоркшир сосредоточивает на 6% территории страны около 10% населения и производит до 10% промышленной продукции. Это крупнейший район шерстяной промышленности, а также тяжелой индустрии. Здесь выплавляется 1/3 всей стали (первое место), район лидирует по добыче угля. Главными промышленными узлами являются Шеффилд; Лидс, Брэдфорд и Галифакс. Морскими воротами района является Гуль.
Площадь Северного экономического района составляет 8% территории страны, население — 6%, доля в промышленной продукции — 5,8%. Главные отрасли — черная металлургия и судостроение. На его территории располагаются Нортамберлендский каменноугольный бассейн, месторождения железных руд (Кливленд, Камберленд). Район является депрессивным, так как специализируется в основном на старейших отраслях, которые находятся в упадке (выплавка чугуна и стали, добыча угля), одна из важных отраслей — химическая промышленность. Тайнсайдская конурбация с центром в Ньюкасле, Тиссайд— Милдсбро.
Экономический район Шотландия представляет собой национальную окраину, где на 32% территории страны проживает всего 10% населения, производится менее 10% промышленной продукции. Главный сгусток хозяйственной деятельности сосредоточивается на Среднешотландской низменности в Клайдсайской конурбации с центром в Глазго. Новые промышленные центры сформировались в связи с освоением нефти - Грейнджмут. В Шотландии находится университетский центр всего Севера — Эдинбург. Абердин — важный рыболовный порт страны.
Уэльс (8% территории, 5% населения и 5% промышленного производства) также можно отнести к национальным окраинам. Для него характерны резкие контрасты между южной и остальной частью, это один из важных угольно-металлургических районов страны (Кардиффский угольный бассейн), второй по выплавке стали. Крупнейшими центрами являются Порт-Толбот (черная металлургия), порт Кардифф (металлургия, машиностроение); около Ньюпорта и Суонси создан ряд предприятий цветной и черной металлургии, развивается химическая промышленность.
Самым
отсталым районом страны является Северная
Ирландия (Ольстер, 7% территории, 3% населения
и 1,5%
промышленного производства). Эта территория
была присоединена к Великобритании по
результатам плебисцита в 1921г.; сюда переселились
англичане и шотландцы протестантского
вероисповедания. Для района в течение
всего времени существования в составе
Великобритании характерны острые классовые,
национальные и религиозные противоречия,
дискриминация католического меньшинства
населения, ухудшение экономического
положения. «Ответом» стали теракты со
стороны боевиков Ирландской республиканской
армии. Основная часть индустрии сосредоточена
в Белфасте, где развиваются судостроение,
швейная, льняная промышленность, авиа-,
приборостроение, производство синтетических
волокон.
Информация о работе Геополитическая характеристика Великобритании