Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа
Каковы бы, однако, ни были предшественники и традиции, многие геополитические, кажущиеся тупиковыми проблемы сегодняшней России решать придется заново, пробуя новые подходы и используя другую тактику. Главная среди них — определение статуса новой России, ее позиции (изоляция, центр силы, что-то иное) в современном многополярном мире и выработка соответствующей линии поведения. Для решения данной проблемы необходимо прежде всего четко представлять динамику совокупной геополитической мощи страны, т.е. суммы сильных и слабых сторон геополитического положения России, на фоне ведущих государств мира и их группировок.[17]
Так, с России, начнется глобальный кризис Евразии. Одна из его целей — зашита доллара, срыв перехода стран ЕС на единую валюту — евро. В ближайшие месяцы господин Сорос пойдет в очередную атаку на английский фунт. Он достаточно успешно «покачал» его. Россия тогда пережила падение стоимости своих акций и родного рубля. Новое наступление Сороса на фунт отзовется обвальной катастрофой у нас. Так будет решена задача развала России, превращения ее в сырьевой придаток Запада. Страна, обладающая третью всех ресурсов мира и занимающая седьмую часть суши, слишком опасна, чтобы позволить ей быть на этой земле...
Самые просчитанные политические сценарии, как и театральные, не срабатывают без нужных исполнителей. К счастью для России, от руководства отодвинуты, надеемся, что не временно, Гайдар с Чубайсом и Черномырдин. Неожиданное разрешение правительственного кризиса несколько стабилизировало политическую ситуацию, затормозило реализацию планов заокеанских стратегов. [9]
Визит в Москву шефа оборонного ведомства США Дональда Рамсфелда принес сенсационные результаты: Россия и Соединенные Штаты значительно сблизили свои позиции в области ядерного вооружения и противоракетной обороны. Сергей Иванов, впервые за два года борьбы против американских планов звездных войн, признал, что договор по противоракетной обороне 1972 года является реликтом холодной войны. Правда оговорился, что лишь частично является, но и это уже значительный прогресс. Иванов назвал и цену своей уступки, договоры СНВ-1 и договор о запрещении ракет средней и малой дальности так же названы реликтами и, видимо, должны быть отменены или модернизированы в пакете с ПРО-72. Эту позицию следует считать официальной, так как сразу после этих своих высказываний на совместной пресс-конференции с Д. Рамсфелдом, практически через запятую, Иванов сказал - "а вот мое частное мнение" - и прошелся по НАТО. Надо заметить, что давно подозревали, что весь шум-гам вокруг договора по ПРО нашими дипломатами создавался искусственно, дабы набить цену, а реально Российская Федерация натурально готова отказаться от этого договора, только желает получить в замен нечто, что позволит сохранить свою безопасность на прежнем уровне. Ракеты СС-18, сокращаемые по договору СНВ, вполне могли бы стать такой компенсацией. Их американская система НПРО не сможет сбивать еще лет двадцать, а ракеты малой дальности смогут надежно защищать границы, их тоже нельзя сбить, уж больно мало подлетное время. Устами Иванова Россия признала так же, что Соединенные Штаты имеют суверенное право заключать либо выходить из любого договора, на что тут же получила от Рамсфелда ответный реверанс, мол, будем согласовывать и строить вместе новую систему безопасности. "Выход из договора, это - вопрос, который многократно обсуждался президентами, министрами иностранных дел и министрами обороны. Он находится в ведении президентов, и им решать, когда они сочтут нужным или нет это делать", - сказал Рамсфелд.
Отношения с Соединенными
Штатами, совершенно очевидно, благодаря
нападению исламских
Очень многое изменилось после сентябрьских воздушных атак. Практически вернулась к жизни ялтинская тройка, которая решает все мировые проблемы, и таким образом наша страна в одночасье вернула себе роль мировой державы. Французы, члены НАТО, вроде бы союзники американцев, выступают за скорейшее прекращение бомбардировок Афганистана, просто бьют их ножом в спину. А Россия оказывает военную помощь, отдала свои бывшие аэродромы в Узбекистане. Мы готовились к длительной борьбе за то, чтобы нас снова признали равными, цеплялись за Совбез ООН, где еще числились среди бессмертных, собирались демонстрировать военно-морскую мощь в Средиземноморье. Но оказалось, что достаточно одного только телефонного звонка Президента, сделанного в нужное время, и одной нужной фразы: "Америка, мы будем воевать вместе", одной фразы, чтобы мир изменился.
Очень трудно принять такой резкий разворот внешней политики в столь короткий исторический отрезок, но в данный момент это единственное правильный путь. Стоит признать, что дружба или недружба с США не есть самоцель нашей политики, а лишь инструмент для решения задач. Целью является восстановление страны, и если для этого надо Америке противостоять, как в 1998, значит, надо противостоять, а если надо заключить союз, как в 2001, значит надо заключить союз. Мы уже говорили, что поддержка Россией американской борьбы с исламскими революционерами не должна носить безусловного характера. Мало ли кто на кого за тысячелетнюю историю нападал, чтобы немедленно бросаться в военные союзы! Даже если нам Америку немного и жалко, а от талибов немного и страшно. Можно было бы постоять в сторонке и посмотреть, когда они друг друга ослабят, чтоб потом вступить самим, но это хорошо если США нам ничего не даст взамен. У Соединенных Штатов есть то, что нам очень нужно - они могут свернуть свое присутствие в республиках СССР и признать их зоной исключительно российского влияния. Очень вероятно, что такой сценарий и реализовывается. [11]
Перед самым нападением 11 сентября, за два дня, в Белоруссии прошли президентские выборы. Мы уже готовились стать свидетелями громких скандалов, непризнания результатов наблюдателями ОБСЕ, обвинений в подтасовках. Говорили о готовности югославского варианта, когда оппозиция вышла на улицу и провозгласила свою победу, гадали, кто станет белорусским Коштуницей, и когда нашего батьку увезут в Гаагу, и что? В рамках новых отношений Россия-США американцы сняли все свои претензии к нашему союзнику и наступила полная идиллия. Белоруссия выпала из информационного поля и никто больше не обзывает ее "страна-изгой", а Лукашенку никто не именует больше диктатором.
Смягчение позиции Запада по Чечне общеизвестно и освещено достаточно. Остается Грузия. Здесь нет пока никаких подтверждений нашей теории, но необходимо продолжать наблюдения. Буш звонил и о чем-то разговаривал с Шеварднадзе, может быть он обещал ему прислать веревку и мыло, может быть нет. Во всяком случае, Буш что-то сказал про необходимость борьбы с терроризмом, это то, что требует наша страна. И Буш ничего публично не сказал о принадлежности самолетов, которые регулярно бомбят Грузию. Есть подозрения, что это наши самолеты, и американцы это знают. Они вон про украiнску ракэту уже через два часа все точно знали, хотя Кучма до сих пор не уверен. Американцы знают о принадлежности бомбящих суверенную Грузию самолетов, но по политически соображениям молчат. Шеварднадзе мечется в попытках спасти себя, но чтобы делать выводы надо ждать, как ситуация разрешится. Если в результате этого внутриполитического кризиса в Грузии, или следующего - они у них раз в три месяца возникают - президент Грузии будет заменен на пророссийского, значит наша теория верна. Если же США встанут горой на защиту старого своего шпиона, и не отдадут нам Грузию назад, то тогда следует еще раз взвесить все за и против. Может быть, надо будет попросит Каримова вставить американцам шпильку в Узбекистане, пугнуть их потерей аэродромов и т. п.
Однако представляется, что новые мировые отношения уже установлены. США, Британия и Россия создали клуб, в рамках которого впредь будет решаться вся мировая геополитика, судьбы мелких режимов, а интересы престарелого Шеварднадзе отныне будет отстаивать не президент Соединенных Штатов, а сотрудник собеса и приходящая нянечка. [20]
Навязанная нынешней кремлёвской командой аналитиков и дипломатов дружба России с Америкой имеет, по моему мнению, одну важную особенность: Россия впервые, наверное, за всю свою историю встала на позиции не защитника, а притеснителя чьих-то интересов. Россия, оказывая помощь американцам в их борьбе с вымышленными врагами (Америки нужен полигон и она нашла его подальше от своих границ, перекинув его к границам России), уже не сможет рассматриваться, как это было в 50-60 годы (и намного ранее, конечно) защитником бедных, угнетаемых и притесняемых государств Азии, Африки и т.д. Россия всегда по менталитету наций, населявших её и духу своего народа, всегда выступала в роли обличителя зла и носителя добра, нравственных устоев и социальной справедливости. Теперь Россия не захотела продолжить свою линию, а решила поменять свой дух на причисление к "лику богатых (и сильных)". Что теперь Россия "времён Путина" служит моммоне? Любые попытки объяснить поддержку США своими интересами, типа уничтожить терроризм у своих границ, искоренение наркотиков и т.д. - весьма неправдоподобная ложь. Хорошо, допустим, не будет афганского героина, будет, например, пакистанский героин, извините, от этого, что честнее станет российский таможенник, который также на своей таможне за деньги пропустит партию товара из Ирана или Пакистана? Что потом, за уничтожение героина (во всей Вселенной) администрация Путина будет бомбить Пакистан или Иран? Поймите же, что пока в России не будет внутреннего порядка, дисциплины и служение ИДЕЕ, ни о каком прекращении потока наркотиков из стран Южной Азии говорить не придётся, пока какой-то подлый человечек, где-нибудь на границе, надеясь и вполне обоснованно, на свою полную безопасность будет пропускать караваны смерти из любого района Средней Азии. Помогать кому-то бомбить Афганистан, за свои собственные просчёты и ошибки в области наркотиков, по моему мнению не стоило. По поводу терроризма ситуация абсолютно похожая, не будет баз террористов в Афганистане, они "просто передвинутся" в Кашмир, Пенджаб или Белуджистан. Я не говорю уже о том, что террористов для войны в Чечне можно готовить и в Турции, и в Иордании, и в Судане… Так какая польза России, если не наладится жизнь в Чечне и там будет продолжаться тлеющий "пожар"? Афганистан на Западе и в США, в частности, решили сделать "куклой для избиения", наподобие Югославии (обратите внимание - "зоны конфликта" приближаются к границам России), отработать приёмы захвата, посадить более угодного и контролируемого правителя, чем Мулла Омар, и затем оставить в зоне своих стратегических интересов. Россия решила поучаствовать в этом избиении, но простите, чтобы бить, Вы приведите доказательства вины (участия Бен Ладена в акции 11 сентября), а затем бейте террористов. Америка два месяца пыталась "насобирать" доказательства и предоставить их мировой общественности, ничего подобного сделано не было, значит, нет доказательств (хотя вполне возможно есть вина), значит, суд наказание не назначает.
Российское руководство, изменило "под своё личное понимание" исторические закономерности развития России, теперь, Россия уже не защитник, теперь Россия - участник передела мира. Осталось сделать один шаг и Россия из страны, только защищающейся, превратится в страну-захватчика. Под действием эликсира или гипноза западной цивилизации, Россия теперь не поборник справедливости и правого суда (даже над своими противниками)?
Заключение
Приходится признать, что по совокупной геополитической мощи на данном этапе Россия уступает практически всем глобальным центрам силы. Значит, ей остается выбор в пользу позиционной стратегии, состоящей в конкретном российском случае из двух основных компонентов. Во-первых, удержания максимального числа стран СНГ в орбите российского притяжения. Здесь недостаточно политических намерений и деклараций, которые могут меняться в одночасье. Важны материальные связи и зависимости — сохранение оставшихся и развитие новых экономических контактов России с государствами СНГ, экспансия российского государственного и частного капитала в ближнее зарубежье, являющееся для него "мягкой", доступной пока еще зоной (в данном случае такая локальная экспансия была бы направлена на сохранение традиционных российских сфер влияния и потому являлась бы частью общей позиционной стратегии), поощрение инвестиций СНГ в России, а также развитие широкой Россия-центристской военной кооперации в пространстве Содружества.
Во-вторых, со странами дальнего
зарубежья, и прежде всего с глобальными
центрами силы, наиболее рациональна
стратегия "балансирующей
Выше уже говорилось, что такие факторы, как политический режим и качествополитического руководства являются вполне материальными частями геополитической мощи (или слабости) государства. Необходимо также напом нить о практической геополитической ценности умелого внешнеполитического ма неврирования, приносящего подчас неожиданный и продолжительный успех. Принятие данного подхода тем более актуально, что за рубежом в среде и политиков, и ученых нарастает тенденция к нарочитому умалению геополитического веса России.
Сегодня вместо того, чтобы обижаться и выдавать все новые грозные, но ничем не подкрепленные и без реальных последствий политические заявления о своем "величии", Москве следовало бы скромно уйти до поры до времени во внешнеполитическую "тень", продолжая, однако, по возможности активную внешнеэкономиче скую деятельность. На протяжении последних десятилетий именно так вел себя Китай, находясь как бы вне международной политической суеты и без особых помех накапливая силы для выхода на авансцену мировой политики в роли глобальной державы. [17]
Список литературы
1 |
Бжезинский З. Великая шахматная доска.- М., 1998.- 257 с. |
2 |
Бжезинский считает, что сближение России и США неизбежно/ http://gazeta.ru |
3 |
Гаджиев К.С. Введение в геополитику.- М., 1998.- 214 с. |
4 |
Гаджиев К.С. Введение в политологию.- М.: Институт "Открытое Общество", 1997.- 301 с. |
5 |
Дугин А. Основы геополитики/http://www.dugin. |
6 |
Замятин Д.Н. Геополитика: основные проблемы и итоги развития в XX веке// ПОЛИС.- 2001.- № 6.- С.97-115. |
7 |
Иноземцев В. «Геополитическая тектоника» современной Атлантики// Свободная мысль – XXI.- 2002.- № 3.- С. 14-25. |
8 |
Иноземцев В.А., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий// ПОЛИС.- 2001.- № 6.- С.131-139. |
9 |
Колосов В.А., Заяц Д.В. Геополитическая картина мира в публикациях «Независимой газеты»// География.- 2001.-№ 9.- С.3-10. |
10 |
Константинов С. Новые реальности и старые амбиции//Деловая неделя.- 2001.- № 43.- С.25 |
11 |
Корокевич П.Л. Россия и США – перспективы стратегического партнерства в новом XXI веке/ http://www.korotkevich.com |
12 |
Моисеев Н.Р. Размышления о современной политологии.- М.: МНЭПУ, 2002.- 212 с. |
13 |
Нартов Н.А Геополитика: Учебник.- М.: Юнити, 2000.- 359 с. |
14 |
Панарин А. Вызов (Геополитический пессимизм против цивилизационного оптимизма)//Знамя.- 1994.- №6, С. 150-159. |
15 |
Почему Америку так
ненавидят?/http://www.gazeta. |
16 |
Соловьев Э.Г. Геополитический
анализ международных проблем |
17 |
Сорокин К.А. Геополитика современного мира и Россия.- М.- 1995.- 27 с. |
18 |
Страна все та же, другой нет// Час-пик.- 2001.- № 10.- С.3 |
19 |
Толинов Ф.Ф. Испытание геополитики терроризмом и антитерроризмом// США и Канада.Экономика. Политика. Культура.- 2002.- № 3.- С. 94-107. |
20 |
Турбин В.Н. Десять слов, которые изменили мир/ http://www.gazeta.ru |
21 |
Уткин А. США и Западная Европа// Свободная мысль – XXI.- 1999.- № 10.- С.78-95 |