Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа
Актуальность исследований в области информационных войн (ИВ), многогранность форм и методов этой работы в научном и практическом планах определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно-психологической войны (ИПВ). Не секрет, что в наше время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней политики.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Информационная война: истоки, виды и цели информационного противоборства........................................................................5
1.1 Информационная война: определение и сфера деятельности ...........5
1.2 Составные части информационной войны.........................................12
1.3 Цели информационной войны.............................................................14
1.4. Методы информационной войны.......................................................21
Глава 2.Последствия информационной войны........................................27
Заключение..................................................................................................31
Список использованной литературы.........................................................34
Гражданская информационная война может быть развязана террористами, наркотическими картелями, подпольными торговцами оружием массового поражения.
Военные всегда пытались воздействовать
на информацию, требующуюся врагу
для эффективного управления своими
силами. Обычно это делалось с помощью
маневров и отвлекающих действий.
Так как эти стратегии
- наблюдать обманные действия
- посчитать обман правдой
- действовать после обмана в соответствии с целями обманывающего.
Тем не менее, современные средства выполнения информационных функций сделали информацию уязвимой к прямому доступу и манипуляции с ней. Современные технологии позволяют противнику изменить или создать информацию без предварительного получения фактов и их интерпретации. Вот краткий список характеристик современных информационных систем, приводящий к появлению подобной уязвимости: концентрированное хранение информации, скорость доступа, повсеместная передача информации, и большие возможности информационных систем выполнять свои функции автономно. Механизмы защиты могут уменьшить, но не до нуля эту уязвимость.
1.2 Составные части информационной войны
К составным частям информационной войны относятся:
1) психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага;
2) электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию;
3) дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях;
4) физическое разрушение
- может быть частью
5) меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях;
6) прямые информационные
атаки - прямое искажение информации
без видимого изменения
Как ранее говорилось, существует два способа повлиять на информационные функции врага - косвенно или напрямую. Проиллюстрируем разницу между ними на примере.
Пусть нашей целью является заставить врага думать, что авиаполк находится там, где он совсем не находится, и действовать на основании этой информации таким образом, чтобы это было выгодно нам.
Косвенная информационная атака: используя инженерные средства, мы можем построить макеты самолетов и ложные аэродромные сооружения, и противник будет наблюдать ложный аэродром и считать его настоящим. Только тогда эта информация станет той, которую должен иметь противник по нашему мнению.
Прямая информационная атака:
если мы создаем информацию о ложном
авиаполке в хранилище
Другим примером прямой информационной атаки может быть изменение информации во вражеской базе данных об имеющихся коммуникациях в ходе боевых действий (внесение ложной информации о том, что мосты разрушены) для изоляции отдельных вражеских частей. Этого же можно добиться бомбардировкой мостов. И в том, и в другом случае вражеские аналитики, принимая решение на основе, имеющейся у них информации, примут одно и то же решение - производить переброску войск через другие коммуникации.
Оборонительной стороной
информационной войны являются меры
безопасности, имеющие своей целью
защитить информацию - не позволить
противнику провести успешную информационную
атаку на наши информационные функции.
Современные меры защиты, такие как
операционная безопасность и коммуникационная
безопасность - типичные средства по предотвращению
и обнаружению косвенных
1.3 Цели информационной войны
Существуют три цели информационной войны:
- контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация);
- использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага;
- повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.
Приведем наглядный пример применения информационной атаки при выполнении ВВС стратегической атаки.
Предположим, что мы хотим ограничить стратегические возможности врага по переброске войск путем уменьшения запасов топлива. Сначала мы должны выявить нефтеперегонные заводы, которые будут наиболее подходящими целями при этой атаке. Потом нужно установить, какие заводы производят больше всего топлива. Для каждого завода нам надо выявить местоположение перегонных емкостей. Мы организуем атаку и, при значительной экономии сил, выводим заводы из строя, взрывая их только перегонные емкости, и оставляя все остальное оборудование нетронутым. Это классический пример стратегической атаки.
Теперь посмотрим, как
надо добиться той же цели в информационной
войне. Все современные
Следует отличать информационную войну от компьютерной преступности. Любое компьютерное преступление представляет собой факт нарушения того или иного закона. Оно может быть случайным, а может быть специально спланированным; может быть обособленным, а может быть составной частью обширного плана атаки. Напротив, ведение информационной войны никогда не бывает случайным или обособленным (и может даже не являться нарушением закона), а подразумевает согласованную деятельность по использованию информации как оружия для ведения боевых действий - будь то на реальном поле брани, либо в экономической, политической или социальной сферах. Театр информационных боевых действий простирается от секретного кабинета до домашнего персонального компьютера и ведется на различных фронтах.
Электронное поле боя представлено
постоянно растущим арсеналом электронных
вооружений, преимущественно засекреченных.
Говоря военным языком, они предназначены
для боевых действий в области
командования и управления войсками,
или "штабной войны". Последние
конфликты уже
Атаки инфраструктуры наносят удары по жизненно важным элементам, таким как телекоммуникации или транспортные системы. Подобные действия могут быть предприняты геополитическими или экономическими противниками или террористическими группами. Примером служит вывод из строя междугородной телефонной станции компании AT&T в 1990 году. В наши дни любой банк, любая электростанция, любая транспортная сеть и любая телевизионная студия представляют собой потенциальную мишень для воздействия из киберпространства.
Промышленный шпионаж
и другие виды разведки грозят великим
множеством тайных операций, осуществляемых
корпорациями или государствами
в отношении других корпораций или
государств; например, сбор информации
разведывательного характера о
конкурентах, хищение патентованной
информации и даже акты саботажа в
форме искажения или
Сбор разведывательной информации
также выходит на новые рубежи.
Лаборатория Линкольна в
Конфиденциальность все
более уязвима по мере появления
возможности доступа к
Как бы то ни было, термин "информационная
война" обязан своим происхождением
военным и обозначает жестокую и
опасную деятельность, связанную
с реальными, кровопролитными и
разрушительными боевыми
Следующее определение вышло из стен кабинета Директора информационных войск Министерства обороны:
"Информационная война
состоит из действий, предпринимаемых
для достижения
Многие ведущие стратеги полагают, что противостояние армий, погибающих на полях генеральных сражений, очень скоро займет свое место на свалке истории рядом со шпорами и арбалетами. Высшая форма победы теперь состоит в том, чтобы выигрывать без крови. В то же время довольно трудно представить боевые действия как игру на видео-приставке без страха и боли.
Таким образом, под угрозой информационной войны понимается намерение определенных сил воспользоваться поразительными возможностями, скрытыми в компьютерах, на необозримом киберпространстве, чтобы вести "бесконтактную" войну, в которой количество жертв (в прямом значении слова) сведено до минимума. "Мы приближаемся к такой ступени развития, когда уже никто не является солдатом, но все являются участниками боевых действий, - сказал один из руководителей Пентагона. Задача теперь состоит не в уничтожении живой силы, но в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума".
Гражданская информационная война может быть развязана террористами, наркотическими картелями, подпольными торговцами оружием массового поражения. Крупномасштабное информационное противостояние между общественными группами или государствами имеет целью изменить расстановку сил в обществе.
Поскольку такая война связана с вопросами информации и коммуникаций, то если смотреть в корень, это есть война за знания - за то, кому известны ответы на вопросы: что, когда, где и почему и насколько надежными считает отдельно взятое общество или армия свои знания о себе и своих противниках.
По определению С.П. Расторгуева,
информационная война - это “целенаправленное
широкомасштабное оперирование субъектов
смыслами; создание, уничтожение, модификация,
навязывание и блокирование носителей
смыслов информационными
С другой стороны, исследователи выделили характерную особенность человеческого восприятия, заключающуюся в том, что человек лучше усваивает ту информацию, которая похожа на уже существующие у него представления.
Основные средства ИВ ориентированы на этот феномен. Любые манипуляции и пропагандистские компании основаны на “эффекте резонанса”, когда "имплантируемая" информация, направленная на изменение поведения общности, маскируется под знания и стереотипы, уже существующие в конкретной социальной общности на которую направлена пропагандистская компания.
Целью манипуляции является синхронизации представлений группы-адресата с помощью "эффекта резонанса" и перевод ее на другие модели поведения, ориентированные на совершенно иную систему ценностей.