Контрольная работа по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.

Содержание

Введение 3
1.Основные цели интеграции 4
2. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве 5
3. Условия и факторы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве 12
4.Перспективы развития экономической интеграции на постсоветском пространстве 21
Заключение 25
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

геополитика контрольная.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, но, с  другой стороны, означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в  тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При  определенных обстоятельствах «интеграция  разных скоростей» может даже способствовать интеграционных процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие стороны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные интересы стран - членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в  регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими интеграционными процессы, а нередко и стимулировать  их.

Говоря о конкретных взаимоотношениях России с бывшими союзными республиками, можно отметить, что большое значение Россия придавала диалогу с Украиной. В начале 2000-х гг. в российско-украинских отношениях наметилось явное потепление. Удалось решить многие проблемы, связанные  с топливно-энергетическим комплексом, интенсифицировать сотрудничество по линии ВПК и т.д. С 2000г. объем  двусторонней торговли вырос примерно в три раза и составил в 2004г. 16 млрд. долл. Возникший было в конце 2003г. конфликт пограничного характера  удалось урегулировать, подписав соглашение о режиме Керченского пролива, порядке  использования вод и шельфа Азовского  моря[5].

 Существенно изменился общий политический климат во взаимоотношениях России и Азербайджана, что позволило обеим странам перейти от фактической конфронтации к конструктивным переговорам.

 Большие перспективы у сотрудничества России с Белоруссией. Наиболее ощутимы результаты сотрудничества в военно-стратегической и военно-технической областях. Здесь, как ни в каких других сферах взаимодействия, проявляется, с одной стороны, единодушие высшего политического руководства России и Белоруссии, а с другой – высокая степень взаимопонимания и доверия между представителями военных ведомств обеих стран.

С сожалением стоит констатировать, что сложно складываются отношения  России с Грузией. Новые грузинские лидеры сделали ставку на военное  решение конфликтов с Южной Осетией  и Абхазией. Вооруженные провокации грузинской стороны, происходящие на границах Южной Осетии не оставляют на этот счет никаких сомнений. Нет сомнений и в том, что Тбилиси стремится  вынудить находящихся в зоне конфликта  российских миротворцев на ответные действия с тем, чтобы обвинить Россию в агрессии против Грузии. Остро  конфликтный характер приобрели  также отношения между Кишиневом  и Москвой.

Окончательный результат  взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных  процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в  том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания  народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как  в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и  системных реформ в России - естественного  интеграционного ядра СНГ.

 

 

 

 

 

 

4. Перспективы  развития экономической интеграции  
на постсоветском пространстве.

Основной целью создаваемой  международной интеграционной группировки  является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

 По мнению Юрия Щербанина, доктора экономических наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определенного набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять – по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции.

Что касается Содружества  Независимых Государств в целом, то здесь экономисты-международники разделились на два лагеря.

 Одни утверждают, что у СНГ нет никаких перспектив. Трудно рассчитывать на улучшение процесса экономической интеграции стран СНГ в ближайшем будущем, поэтому странам-участницам следует переходить к нормальным двусторонним торгово-экономическим отношениям. В настоящее время действенная экономическая интеграция на постсоветском пространстве невозможна из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ.

Логика экономического и  политического выживания должна толкать бывшие союзные республики навстречу друг к другу. Народы хотят, чтобы интеграция была действенной. Самой сложной проблемой для  политической элиты является болезненное  восприятие необходимости добровольного  делегирования части суверенитета наднациональным структурам. Ведь любые  межгосударственные союзы ведут  к некоторому допустимому ограничению экономического и порой политического суверенитета интегрирующихся стран, поскольку каждая из них должна будет строить свою политику, исходя из интересов не только собственных, но и партнерских.Отсюда неизбежен поиск компромиссов. Реинтеграция стран СНГ через сохранение политической независимости и этнической уникальности народов - самая разумная формула будущего СНГ.

 Не урегулированы вопросы разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения на региональном уровне. К их числу относятся:

  1. Недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества нормативно-правовой информацией.

2.Отсутствие данных о конъюнктуре рынков и ценах.

3.Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.

Другие считают, что развитие Содружества в последние годы свидетельствует о том, что никто  не отказывается от сотрудничества в  целом, а центростремительных тенденций  потенциально больше, чем центробежных, что тенденция к экономическому объединению стран СНГ в конце  концов возобладает. Кризис переживает не Содружество как таковое, а  господствовавший в течение 90-годов  подход к организации экономического взаимодействия между странами-участниками.

Новая модель интеграции должна учитывать решающую роль предпринимательских  структур в развитии экономических  отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты  сотрудничества должны существенно измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

В предстоящий период экономическое  сотрудничество России со странами СНГ  будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции  дальнейшего развития Содружества  Независимых Государств и утвержденного  ими Плана основных мероприятий  по её реализации.

Концепцией определено, что  экономическое сотрудничество сегодня  является приоритетом СНГ, необходимы комплексные действия в данной сфере  и выработка Стратегии экономического развития СНГ. Экономической целью  СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых  представителями украинской стороны. Планируется завершить работу над  Стратегией уже в этом году. Это  должен быть системный, комплексный  документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 года.

 Основной целью в среднесрочной перспективе является формирование в рамках интеграционных объединений элементов общего (единого) экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает создание более благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для деятельности российского бизнеса на этом направлении.

 Одним из основных вопросов правового обеспечения интеграционных процессов в СНГ, помимо формирования нормативной правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств ,одобренной главами государств СНГ 5 октября 2007 г.

Принятие Конвенции по межтерриториальному сотрудничеству и создание Конгресса местных  и региональных властей СНГ позволит обеспечить урегулирование юридических  вопросов, возникающих в государственно-правовой практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение полномочий между федеральными и региональными  органами представительной и исполнительной власти.

Интеграционные процессы в СНГ определяются «разноформатным  и разноскоростным характером, а  также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической  интеграции, неизбежно приводящей при  наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого  сделаны. Главами четверки – Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано  соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать  единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться  единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. «Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, – В связи с этим необходимо совершенствовать систему  своего участия и управления интеграцией.

 
Заключение 

Итак, подводя итоги, можно  сделать следующие выводы.

Интеграция на постсоветском  пространстве опирается на такие  объективные факторы, как сложившиеся  в прошлом разделение труда, технологическая  взаимозависимость, элементы общего культурно - цивилизационного пространства.

Интеграционный процесс  в рамках постсоветского пространства во многом начинается как бы с новой  отметки. Во многом это обусловливается  тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых  Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических  структур, с другой — предусматривает  организацию качественно новых  отношений между суверенными  государствами, формирование и сохранение единого экономического (рыночного) пространства.

Результаты интеграции на постсоветском пространстве оказались  противоречивыми: было достигнуто множество  договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время  Содружество не распалось и в  целом доказало целесообразность своего существования.

Экономические преобразования, проводимые в новых независимых  государствах, породили необходимость  отработки нового (рыночного) механизма  поддержания производственно-хозяйственных  связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения  в этих условиях следует координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ, с их стремлением максимально  учитывать нормы "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой  торговой практике.

На современном этапе  интеграции целесообразно не противопоставлять  многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а напротив, более полно  использовать потенциал последних, поскольку двусторонние механизмы  конкретнее, проще и позволяют  не только полнее согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить  и реализовать многостороннее сотрудничество.

Что касается использования  многосторонних форм, то возможностей и здесь достаточно:

— восстановление многозвенных технологических цепочек с участием фирм - кооперантов из разных стран СНГ;

— проведение согласованной  инвестиционной политики, основанной на использовании новых организационных  форм: межнациональных акционерных  обществ, холдингов, СП, транснациональных  корпораций;

— создание совместных инвестиционных фондов с выделением приоритетных сфер их использования;

— координация и проведение согласованной структурной политики с селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств;

— поэтапное создание платежного союза, начиная с нормализации двусторонних платежно-расчетных отношений между  государствами СНГ, организации  работы Межгосударственного банка  по созданию сиса и заканчивая реализацией  в будущем согласованной (а затем  и единой) кредитно-денежной и валютной политики.

 

 

 
        Список литературы.

1. Таксанов А., Абрамян Н. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: есть ли у них будущее? - http://www.centrasia.ru/

2. Федосов Б. Интеграция России и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. С.70-76.

3. Федулова Н. Россия – СНГ: время собирать камни // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 1. С.104-111.

Информация о работе Контрольная работа по "Геополитике"