Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:45, реферат
Цель моей работы-показать неоценимый вклад меценатов в преобразовании отечественной культуры в конце XIX начале XX века. Для этого понадобиться
Ввести понятие меценаства и повествовать о феномене меценатства в целом.
Объяснить главные «механизмы» меценатства, то есть мотивы вложений.
Так же стоит обратить внимание на источники самих вложений в культуру
Рассказать о главных меценатах того времени, их вклады, достижения.
Проследить в целом развитие культуры и науки, перекрёстно рассматривая вклады самих меценатов.
Введение………………………………………………………………….……….…3
Основная часть
Глава 1. Меценатство.………………………………………………..……………..…….…..4
Новейшая история меценатства в России…………………………………….….5
Феномен меценатства………………………………………………………….....…8
Глава 2. Мотивы меценатской деятельности……………………………….....…10
Глава 3. Источники меценатских вложений…………………………….…..…..13
Глава 4. Главные меценаты…………………………...………………….………..16
Меценаты-организаторы……………………………………………………...…...18
Меценаты-коллекционеры…………………………...…………………...……….24
Глава 5. Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков…...............29
Устранение неграмотности………………………………………………….…….29
Наука и культура………………………………………………………...…………32
Список источников и литературы…………………………………………….…34
Классическая рыночная теория, «работающая» в категориях А. Смита и Д. Рикардо, оказывается в тупике перед объяснением феномена меценатства. Дело в том, что экономист-рыночник рассматривает человека как «гомо экономикуса» - абсолютно эгоистического субъекта, стремящегося к максимизации прибыли. Сам же обмен рассматривается в рыночной теории как эквивалентный - на этом постулате строятся концепции цены, денег и т.д.
Вряд ли нужно доказывать, что подобная парадигма «огрубляет» хозяйственные действия любых экономических субъектов - человека, коллектива, предприятия. В своих поступках люди руководствуются не только материальными, денежными, но и духовными, нравственными соображениями. Если последние приобретают систематический, активный характер, то хозяйственная деятельность таких субъектов уже не может описываться в терминах рыночной экономической теории и эквива-лентного обмена. Возникает новая реальность, которая имеет иной понятийный аппарат. В 70-80-е годы западные социологи и экономисты описывали ее в терминах «неприбыльных организаций» (К. Раманатан), «неэгоистической экономики» (Д. Коллард), «неприбыльной экономики» (Б. Вейсброд), «субсидиарной экономики» (К. Боулдинг), «неприбыльных предприятий» (Р. Гасслер) и т.д. По своему происхождению эти концепции восходят к так называемой этической школе политической экономии, появившейся в России, Германии и Англии в XIX в. и объяснявшей хозяйственные действия индивидов нравственными мотивами, сочетанием эгоистических и альтруистических побуждений.6
Только этическая
Глава 3. Мотивы меценатской деятельности
При объяснении побудительных причин меценатства исследователи разделяются, как правило, на два лагеря. Марксисты, рыночники и другие специалисты материалистических убеждений объясняли действия меценатов стремлением получать социальные и налоговые льготы, чтобы улучшить тем самым свое материальное положение. Напротив, ученые, ориентированные на поиск духовных корней социальной активности хозяйствующих субъектов, склонны были указывать на религиозные, национально-патриотические, культурно-эстетические пружины меценатства. Кто же прав в этом споре?
По нашему мнению, в большинстве
случаев действовали как
Первый из них
Отметим особо, что многие
Вторым важнейшим побудительным фактором, деятельности меценатов был, бесспорно, их патриотизм, «русскость». Так, Л. Третьяков, по словам И. Репина, "вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи. Колоссальный, необыкновенный подвиг" .
С. Мамонтов создал в Москве, писал В. Стасов, «на свои собственные средства русскую оперу», оказав неоценимое влияние на все русское оперное искусство.
Издательская фирма К.
Наконец, третья группа
Глава 3. Источники меценатских вложений10
Экономический анализ меценатской деятельности предполагает тщательный анализ источников благотворительных вложений. Деньги из воздуха не берутся, они, как правило, изымаются из торговой и промышленной сфер и переводятся в отрасли культуры и искусства. Проследить эти финансовые потоки довольно сложно, поскольку в условиях частной собственности на средства производства владельцы капитала, меценаты неохотно делятся с общественностью своими коммерческими тайнами. Тем не менее некоторые выводы здесь можно сделать из сопоставления торгово-промышленной деятельности меценатов и их благотворительной работы. Конкретные примеры показывают, что первоначальный капитал меценатов создавался их предками - дедами, отцами; молодое же поколение отчасти умножало наследство, отчасти давало ему другое назначение.
Так, родоначальником династии
Бахрушиных был Алексей
Отец К. Т. Солдатенкова
Отец Г. Г. Солодовникова вел
мануфактурную торговлю на
Семья Третьяковых издавна
В середине 60 годов им удалось построить несколько льняных фабрик на окраине Костромы и учредить «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры» с капиталом в 270 тыс. руб. Это производство и стало базой их меценатства и благотворительности.
Династия Морозовых - текстильные фабриканты. В конце XIX в. они владели четырьмя фирмами - Товариществом Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», Товариществом мануфактур «Викула Морозов с сыновьями», Компанией Богородско-Глуховской мануфактуры к Товариществом Тверской мануфактуры. Важнейшей из них была Никольская мануфактура - ныне Хлопчатобумажный комбинат имени К.И.Николаевой в Орехово-Зуево Московской области. Именно эту мануфактуру возглавил в конце ХIХ-начале XX вв. знаменитый Савва, она стала источником его баснословных доходов и пожертвований.
Отец и дядя Саввы Мамонтова
были винными откупщиками.
Таковы
наиболее характерные примеры, показывающие
историю возникновения капиталов крупных
меценатов. Сама меценатская деятельность
представляла собой форму «переливания»
средств из материально-12производственног
Глава 4. Главные меценаты
Рассмотрим
подробно наиболее известных меценатов
России.
С.И.Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича
было особого рода: он приглашал своих
друзей-художников в Абрамцево, зачастую
вместе с семьями, удобно располагал в
основном доме и флигелях. Все приезжавшие
под предводительством хозяина отправлялись
на природу, на этюды. Все это весьма далеко
от привычных примеров благотворительности,
когда меценат ограничивает себя передачей
определенной суммы на доброе дело. Многие
работы членов кружка Мамонтов приобретал
сам, для других находил заказчиков.
Одним из первых художников к Мамонтову
в Абрамцево приехал В.Д.
Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная
близость: увлечение античностью, музыкой,
театром. Был в Абрамцеве и Васнецов., именно
ему обязан художник своим знанием древнерусского
искусства. Тепло отеческого дома художник
В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва
Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным
покровителем искусства Врубеля. Для очень
нуждавшегося художника нужна была не
только оценка творчества, но и материальная
поддержка. И Мамонтов широко помогал,
заказывая и покупая произведения Врубеля.
Так проект флигеля по Садово-Спасской
заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по
заказу Мамонтова выполнил грандиозное
панно для Всероссийской выставки в Нижнем
Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса
Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова.
Мамонтовский художественный кружок был
уникальным объединением. Также хорошо
известна Частная опера мамонтова.
Можно сказать вполне определенно, что
если бы все достижения Частной оперы
Мамонтова были бы ограничены лишь тем,
что она сформировала Шаляпина- гения
оперной сцены, то и этого было бы вполне
достаточно для самой высокой оценки деятельности
Мамонтова и его театра.
М.К.Тенишева (1867-1928) Мария Клавдиевна была
незаурядным человеком, обладательницей
энциклопедических знаний в искусстве,
почетным членом первого в России союза
художников. 14
Поражают
масштабы ее общественной деятельности,
в которой ведущим 15началом было
просветительство: ею было создано Училище
ремесленных учеников( под Брянском), открыто
несколько начальных народных школ, совместно
с Репиным организованы рисовальные школы,
открыты курсы для подготовки учителей,
и даже создан на Смоленщине самый настоящий
аналог подмосковного Абрамцева- Талашкино.
«Созидательницей и собирательницей»
назвал Тенишеву Рерих. И это действительно
так и это в полной мере относится к русским
меценатам золотого века. Тенишева не
только на редкость разумно и благородно
ассигновала деньги на цели возрождения
отечественной культуры, но и сама непосредственно,
своим талантом, знаниями и умениями внесла
заметный вклад в изучение и развитие
лучших традиций отечественной культуры.
П.М. Третьяков (1832-1898). В.В. Стасов, выдющийся
русский критик, в некрологе на смерть
Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым
не только на всю Россию, но и на всю Европу.
Приедет ли в Москву человек из
Архангельска или из Астрахани, из Крыма,
с Кавказа или с амура- он тут же назначает
себе день и час, когда ему надо идти в
Лаврушинский переулок, и посмотреть с
восторгом, умилением и благодарностью
весь тот ряд сокровищ , которые накоплены
этим удивительным человеком в течении
всей его жизни.» Не менее высоко оценивали
подвиг Третьякова и сами художники, с
которыми он был прежде всего связан на
ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова
впечатляет верность цели. Подобной идея
- положить начало общественного, всеми
доступного хранилища искусства – не
возникала ни у кого из современников,
хотя частные коллекционеры существовали
и до Третьякова, но они приобретали картины,
скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде
всего для себя, для своих частных собраний
и видеть принадлежавшие коллекционерам
произведения искусства могли немногие.
Меценаты-организаторы: К. Станиславский, С. Морозов и МХАТ
Яркие образцы деятельности
Еще до создания МХАТ его основатель К. Станиславский получил опыт меценатства. В своих воспоминаниях он отмечал, что огромное влияние на него оказала деятельность П. М. Третьякава, К. Т. Солдатенкова, С. И. Щукина, А. А. Бахрушина: "И с какой скромностью меценатствовал П. М. Третьяков! Кто бы узнал знаменитого русского Медичи в конфузливой, робкой, высокой и худой фигуре, напоминавшей духовное лицо! Добрым словом упоминал он и С. И. Мамонтова - создателя Русской частной оперы: ее художественные принципы и организационная форма была им подробно изучены еще в конце 80-х годов XIX в.
Информация о работе Предприниматели-меценаты и развитие русской культуры в конце 19-начале 20 век