Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:38, реферат
Одной из самых важных проблем на современном этапе развития международных отношений является проблема, вооруженных конфликтов. На Кавказе возник новый серьезный очаг международной напряженности. События в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Чечне обрели характер военных конфликтов, подобных тем какие происходят на Балканах и в Средней Азии. Этот очаг военных столкновений представляет большую угрозу международному миру и стабильности, так как Кавказский регион исторически, экономически и психологически обладает высоким внутренним потенциалом конфликтности.
1.Предыстория и предпосылки конфликта……………………………………..3
2.Причины конфликта……………………………………………………………4
3.Фазы конфликта………………………………………………………………..6
4.Последствия конфликта……………………………………………………….8
Список литературы……………………………………………………………..13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФИЛИАЛ
ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
в г. Ставрополе
КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине: Геополитика
на тему: «Пятидневная война» России и Грузии
Выполнила:
студентка
группы ТМ - 101
Веревкина К. К.
Ставрополь, 2012
Содержание
1.Предыстория и предпосылки конфликта……………………………………..3
2.Причины конфликта……………………………
3.Фазы конфликта……………………………………
4.Последствия конфликта…………………
Список литературы…………………………………
Одной из самых важных проблем
на современном этапе развития международных
отношений является проблема, вооруженных
конфликтов. На Кавказе возник новый
серьезный очаг международной напряженности.
События в Нагорном Карабахе, Абхазии,
Южной Осетии, Чечне обрели характер
военных конфликтов, подобных тем
какие происходят на Балканах и в
Средней Азии. Этот очаг военных
столкновений представляет большую
угрозу международному миру и стабильности,
так как Кавказский регион исторически,
экономически и психологически обладает
высоким внутренним потенциалом
конфликтности. Поэтому, с учетом данной
тенденции, представляется оправданным
повышенный интерес исторической, политической,
правовой и других наук к вооруженным
конфликтам на территории Кавказа, причинам
их происхождения, последствиям и механизмам
их урегулирования. Причем выработка
неких общих методов разрешения
такого вида конфликтов приобретает
чрезвычайно актуальный характер ввиду
того, что на их почве возникают
особые, специфические социально-
Юго-осетинский конфликт - этнополитический конфликт в Республике Грузия между центральным руководством и Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса (развитием сепаратизма в Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад СССР.
За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляют этническое меньшинство, трижды (1991-1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома.
В августе 2008 г., после вооружённого
конфликта с участием Грузии, России,
Южной Осетии и Абхазии российское
руководство объявило о признании
государственной
2. Причины конфликта
Основное содержание противоречий имело объективный характер, формировалось в течение длительного времени и выразилось в противоположных и взаимоисключающих позициях сторон по вопросу этно-территориального статуса Южной Осетии. Согласно грузинской позиции, Южная Осетия представляет собой историческую часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую от основной её территории, тогда как осетинская позиция рассматривала Южную Осетию в качестве составной части единой Осетии.
Конфликтная ситуация в грузино-осетинских отношениях конца 1980-х гг. сложилась в значительной степени под мощным влиянием этно-национализма в Грузии, базировавшегося на принципе так называемого «права крови» и представленного в виде идеи унитарного моноэтничного государства как основной концепции грузинского нациестроительства.
Напряженность всегда существовала в грузино-осетинских отношениях в качестве межэтнического противоборства. Напряженность грузино-осетинского политического противостояния нарастала, проявляясь в формировании национальных движений как в Грузии, так и в Южной Осетии в условиях развивавшейся автономии советской государственности, сопровождавшейся падением «старых» и появлением «новых» политических элит. А также важным проявлением конфликтности стало признание Верховным Советом Грузинской ССР грузинского языка официальным языком в республике. В ответ Осетия объявила официальным языком региона осетинский.[2]
Распад СССР стал одной из главных причин, приведшим к военному конфликту между Грузией и Осетией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов: принципа нерушимости границ (Грузии) и права народов на самоопределение (Осетия).
Своими действиями Грузия стремилась к реализации следующих целей:
- вернуть Южную Осетию в состав Грузии;
- интернационализировать грузино-осетинский конфликт;
- подключить к его
- переформатировать конфликт из грузино-осетинского в грузино-российский, представить его как проявление российского неоимпериализма;
- отказаться от эксклюзивной роли России как гаранта мира в регионе.
Южная Осетия, в свою очередь, требовала признать себя независимым и суверенным государством.
США преследовали следующие геополитические цели:
- заинтересованность в энергоресурсах Черного моря;
- желание изолировать Закавказье от влияния России;
- размещение военных баз близ российских территорий;
- расширение экономических и политических зон влияния.
Россия:
- пыталась защитить интересы российских граждан, проживающих на территории Южной Осетии;
- обеспечение безопасности на территории Северного Кавказа;
- боязнь признания России слабой и уязвимой в случае невмешательства в конфликт;
- сохранение своих
В начале 2008 года происходило нарастание напряженности в зоне конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией.
6 марта 2008 года было
объявлено, что Россия вышла
из режима запрета торгово-
16 апреля 2008 года МИД России сообщил, что Президент России В. Путин дал правительству поручения, на основании которых Москва будет строить с Абхазией и Южной Осетией отношения фактически как с субъектами РФ.
17 апреля 2008 года Э. Кокойты заявил, что грузинские военные подразделения подтягиваются к границам его республики и призывает «воздержаться от необдуманных шагов, которые могут привести к трагическим последствиям»[1].
30 апреля Россия увеличила численность миротворческого контингента в Осетии с 2-х до 3-х тысяч человек, что вызвало протест грузинской стороны. 7 июля около высоты Сарабуки на мине подрывается кортеж лояльного Тбилиси лидера «югоосетинского правительства в изгнании» Санакоева. Среди охраны есть жертвы, сам Санакоев не пострадал. 2 августа Осетинские вооруженные формирования захватывают грузинское село Нули и высоту над ним, убиты двое солдат грузинской части миротворческих сил.
2 августа - начало обстрела в Южной Осетии - под обстрелом находятся грузинские села Лиахвского ущелья. 6 человек погибло, 7 ранены. Осетинской стороной начата эвакуация женщин и детей из Цхинвали, также власти республики призывают добровольцев из республик Северного Кавказа. Цхинвали фактически превращен в военный лагерь.
Таким образом, в конце июля - начале августа происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.
В ночь на 8 августа (ок. 00.15 мск) грузинские войска подвергли Цхинвал обстрелу из реактивных установок «Град», а примерно в 03.30 мск начали штурм города с применением танков. Нападению подверглись и места дислокации российских миротворцев. Более десяти российских военнослужащих было убито, несколько десятков - ранено. Продолжалась переброска войск с территории России в Южную Осетию и создание ударной группировки. В течение 5 дней продолжался обмен артиллерийским огнём и удары российской авиации по территории Грузии. 10 августа произошло российско-грузинское военно-морское столкновение. Российские миротворцы заняли грузинское село Хурча в зугдидском районе. Российские войска подошли к городу Сенаки и отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.
12 августа, на рабочей встрече в Кремле с министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба Николаем Макаровым, Президент России Дмитрий Медведев заявил, что «на основе доклада принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении»[3].
После этого во время визита
в Москву председателя ЕС президента
Франции Н. Саркози, в ходе встречи
с президентом России Дмитрием Медведевым
и премьер-министром Владимиром
Путиным, были согласованы шесть
принципов мирного
1. Не прибегать к использованию силы.
2. Окончательно прекратить все военные действия.
3. Свободный доступ к гуманитарной помощи.
4. Вооружённые силы Грузии
возвращаются в места их
5. Вооружённые силы РФ
выводятся на линию,
6. Начало международного
обсуждения о вопросах
После этого президент Саркози посетил Тбилиси, где провёл встречу с президентом Грузии Михаилом Саакашвили[1].
16 августа президент России
Дмитрий Медведев поставил
4. Последствия конфликта
После завершения военных действий противостояние сторон приобрело преимущественно политический и дипломатический характер, в значительной мере перейдя в сферу международной политики.
Вооружённый конфликт 2008 года в Южной Осетии привел к резкому изменению обстановки в регионе. Независимость обеих республик была признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Кубой и некоторыми другими странами. В ответ парламент Грузии принял постановление «Об оккупации Российской Федерацией территорий Грузии»: «Парламент объявляет территории Южной Осетии и Абхазия оккупированными Россией территориями Грузии»[5]. А главы МИД семи членов «Большой восьмёрки» (Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании, Канады и США) не поддержали инициативу России и заявили, что «решение России заставляет сомневаться в её приверженности миру и безопасности на Кавказе. Мы глубоко сожалеем о чрезмерном использовании Россией военной силы в Грузии и продолжающейся оккупации ряда ее регионов»[5].
Миротворческие силы Росси в Южной Осетии в итоге приобрели статус агрессора: защищая южно-осетинский народ, встав на их сторону, они стали непосредственными участниками войны. Наблюдатели увидели в этом превышений полномочий и в результате российские миротворцы были выведены с территории Кавказа, замен были введены независимые миротворческие силы Европы.
12 августа Михаил Саакашвили
заявил, что Грузия выходит из
состава Содружества
Данный конфликт часто
противопоставляют конфликту в
Югославии: война там началась как
оборона общей державы, а закончилась
борьбой за выживание сербского
народа и за объединение его в
границах одной страны. 17 февраля 2008
года Парламент Косова в одностороннем
порядке объявил о