Распад британской империи как перестройка геоэкономической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 11:16, статья

Краткое описание

Многообразные экономические и политические отношения между народами и странами превращают наш мир в целостную систему, которая состоит из подсистем. Ф. Бродель и И. Валлерстайн выделяли два основных типа систем - "миры-империи", объединенные в первую очередь военно-политическими связями, и "миры-экономики", которым "внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство"(1). Развитие мирового рынка и глобального разделения труда превратило всю планету в единую миро-экономику. В структуре миро-экономики доминирует страна, лидирующая в производственном, торговом, финансовом отношении.

Вложенные файлы: 1 файл

Распад британской империи как перестройка геоэкономической системы.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

Другая, более важная причина состояла в том, что концентрация внешней торговли Великобритании на не самых передовых странах усугубляла ее технологическое отставание от наиболее динамично развивающихся государств. Это порождало потребность в  диверсификации рынков и стимулировало  Великобританию к участию в европейской  интеграции. Однако долгое время она  стремилась сочетать это участие  с сохранением межконтинентальной системы преференциальных экономических  отношений. Поэтому из двух видов  интеграции - таможенного союза и  зоны свободной торговли - Лондон предпочитал  второе.

Страны континентальной "шестерки" подписали в 1957 г. Римский  договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), предусматривавший  образование таможенного союза. Это означало, что Великобританию ждет снижение конкурентоспособности  в торговле с крупнейшими развитыми  странами Европы, товарооборот которых  рос наиболее высокими темпами.

В качестве частичной  компенсации Лондон инициировал  создание ЕАСТ(15). Безусловно, она не могла заменить расширения экономических  связей со странами ЕЭС и с самого начала рассматривалась как временное  решение. Доля стран ЕЭС в экспорте и импорте Великобритании с первых послевоенных лет была выше, чем  доля стран ЕАСТ. При этом разрыв систематически увеличивался вследствие высоких темпов роста товарооборота  с континентальной "шестеркой". В 1961 г. Великобритания подала просьбу  о вступлении в ЕЭС, при этом настаивая  на сохранении привилегированного режима торговли со странами Содружества, что  вызвало возражения Франции. В ходе переговоров британские представители  согласились на постепенную ликвидацию преференциальной системы после  вступления в ЕЭС(16). Однако Франция  еще долго продолжала возражать  против английского участия в  континентальной интеграции. Одним  из аргументов была неустойчивость фунта  стерлингов, которая могла помешать Великобритании выполнить обязательства, связанные с членством в ЕЭС(17).

Распад империи  и либерализация торговли: причины  и следствия. Некоторые историки объясняют распад Британской империи  именно либерализацией международной  торговли. Так, Ливен пишет: "Империя  имеет экономический смысл в  зонах протекционизма и закрытых торговых объединений... После 1945 г. мировая  экономика, в которой господствовали Соединенные Штаты, сделала свободную  торговлю реальностью и в этом смысле приложила руку к делу упразднения  империй"(18). Другие авторы, например Р. Камерон, высказываются относительно причин распада империй более  осторожно. Они указывают, что причиной утраты европейскими державами контроля над колониями были "их собственная  послевоенная слабость, растущая сила движений за национальную независимость  и амбивалентная позиция Соединенных  Штатов". В этих условиях "империалистические державы все больше приходили  к пониманию того, что лучше  добровольно уступить контроль, чем  идти на издержки и риски войны"(19). В частности, Великобритания начала подготовку колоний к самоуправлению, а затем вынуждена была уступить движению за независимость(20). Однако экономический  аспект проблемы в издании, посвященном  экономической истории, практически  игнорируется.

Между тем распад колониальных империй и особенно Британской империи был обусловлен, помимо политических, и экономическими причинами. Однако эти причины вовсе  не сводились к тому, что свободная  торговля шла на смену протекционизму. Режим внешней торговли Великобритании в период распада империи был  гораздо более протекционистским, чем на заключительном этапе ее формирования. Импортные пошлины на промышленные товары Великобритания отменила в I860 г. и не применяла до 1932 г., до Первой мировой войны добиваясь принятия режима свободной торговли и другими странами. Однако развитые страны отвергали эти предложения. США начали повышать импортные пошлины сразу после окончания Гражданской войны, а страны континентальной Европы - с конца 1870-х годов. Наибольший успех имела либерализация торговли в слаборазвитых странах. Как отмечал швейцарский исследователь П. Байрох, помимо британских колоний, ввозить британские товары беспошлинно или облагать их пошлинами по низким ставкам обязались страны Латинской Америки, Османская империя, Китай, Таиланд. В результате к началу XX в. "третий мир был океаном либерализма без островов протекционизма"(21). Соответственно с 1860 по 1913 гг. доля слаборазвитых стран в мировом промышленном производстве сократилась с V3 до менее V10(22).

Британские доминионы (Канада, Австралия, Новая Зеландия) проводили протекционистскую политику. В результате британским товарам  в ряде случаев было труднее попасть  на их рынки, чем на рынки многих слаборазвитых стран, не входивших  в Британскую империю. Так, в Канаде с 1887 г. ставки импортных пошлин на промышленные товары составляли в среднем 25-35% от их таможенной стоимости. Британским товарам  с 1898 г. предоставлялась 25-процентная скидка с этих пошлин(23). Между тем соответствующие  ставки в слаборазвитых странах  в большинстве случаев не превышали 5%(24). Таким образом, Великобритания обеспечивала доступ своих товаров  на рынки слаборазвитых стран, даже если на них не распространялась ее власть. Соответственно целью расширения империи было вовсе не формирование "закрытых торговых объединений", большую роль играли стратегические соображения. Что же касается экономического аспекта проблемы, то британские власти стремились расширить сферу своего правового контроля и избежать попадания  новых стран в сферу действия протекционизма других государств. Агитация за имперский таможенный союз стала  развиваться лишь в 1880-е годы(25). Однако в полноценной форме этот союз не был создан.

Данные об уровне тарифного протекционизма западно-европейских стран и США в период с 1875 г. (накануне раздела Африки между европейскими державами) до 1950 г. (первый этап распада колониальных империй)(26) свидетельствуют о том, что этот распад едва ли был следствием либерализации международной торговли, инициированной США. Верно, что в послевоенные годы импортный режим США существенно либерализовался а их доля в британском экспорте увеличилась. Однако таможенные барьеры в большинстве развитых стран Западной Европы в 1950 г. были понижены лишь по сравнению с пиком протекционизма во время "великой депрессии". По сравнению с 1913 г. они были либо повышены, либо несущественно снижены (за исключением Дании и Швеции). Торговые режимы западноевропейских стран в 1950 г., когда начиналась деколонизация, были гораздо менее либеральными, чем в 1875 г., в период развития Британской империи. Между тем после Второй мировой войны доля стран континентальной "шестерки" во внешней торговле Великобритании была выше, чем доля США, и увеличивалась, несмотря на протекционистские барьеры. Таким образом, либерализация торговли была скорее следствием, чем причиной возросшей заинтересованности развитых стран во взаимном товарообороте. Объяснять эту заинтересованность следует скорее тем, что по мере повышения уровня экономического развития возрастает значение внутриотраслевого разделения труда. "Чем более развита страна в промышленном отношении, чем больше удельный вес в структуре ее производства науко - и техноемких отраслей, тем выше должна быть доля внутриотраслевой торговли в ее внешнем товарообороте"(27). Соответственно в географическом отношении эта торговля концентрируется на других высокоразвитых странах, обладающих достаточным потенциалом для внутриотраслевого товарообмена.

Сама Великобритания в послевоенный период входила в  число наиболее протекционистских  развитых стран. Несмотря на отказ от политической власти над колониями, она продолжала нуждаться в привилегированных  отношениях с ними, используя для  этого не только торговые преференции, но и валютные рычаги.

Изменение роли фунта  стерлингов в мировой валютной системе

Состав и механизм стерлинговой зоны. Финансовое господство Великобритании в мире после 1945 г. было подорвано. В основу Бреттон-Вудской валютной системы был положен доллар США - единственная валюта, конвертируемая в золото. На США приходилось 75% золотых запасов стран с рыночной экономикой, а на Великобританию - лишь 4%(28). Тем не менее второй резервной валютой был признан фунт стерлингов. Оформилась группировка стран, денежные системы и внешние расчеты которых ориентировались на британскую валюту, - стерлинговая зона. В нее входили страны, сохранившие ориентацию на фунт стерлингов после прекращения в 1939 г. его размена на доллары и золото(29).

Механизм стерлинговой зоны был основан на неизменном соотношении  валют с фунтом стерлингов и, по существу, единой для всей зоны системы валютного  контроля, распространяемого на валютный оборот между зоной и остальным  миром. Страны зоны участвовали в "долларовом пуле", то есть обязательно сдавали  в централизованные резервы в  Лондоне по твердому фиксированному курсу всю или часть выручки  в долларах и других иностранных  валютах, а также золото, хранили  большую часть валютных резервов в фунтах стерлингов, размещенных  в английских банках(30). Британская система валютного контроля предусматривала  свободу валютных операций со странами стерлинговой зоны в фунтах стерлингов или в валютах стран зоны. Великобритания осуществляла платежи в страны стерлинговой зоны в национальной валюте (аналогично преимуществу доллара в Бреттон-Вудской системе). Другие страны стерлинговой зоны также производили взаимные расчеты без валютных ограничений.

Во время Второй мировой войны Великобритания прибегала к крупным заимствованиям у своих доминионов и колоний. Погашение ее задолженности было заблокировано, чтобы впоследствии найти форму этого погашения, отвечающую британским интересам. Так, большая часть британского долга Индии была направлена на закупку Индией промышленного оборудования в Великобритании(31).

Борьба за валютные ограничения: стерлинговая система  и британская задолженность. США  не были заинтересованы в существовании  второй резервной валюты. Выступая под либеральными лозунгами, они  добивались ликвидации стерлинговой зоны. Исполнение требований Соглашения об американском займе Великобритании от б декабря 1945 г.(32) ослабило бы привязку английских партнеров к Великобритании, переориентировав их на США. Однако экономическое положение Великобритании не позволило ей выполнить это соглашение. Опыт конвертируемости фунта стерлингов оказался неудачным, и в 1947 г. был принят закон о валютных ограничениях.

В 1950-е годы Великобритания затягивала исполнение положения Устава МВФ о конвертируемости валюты. Расчеты  в торговле между западноевропейскими  странами производились на основе многостороннего  клиринга в рамках Европейского платежного союза (ЕПС), который финансировался США(33). В ЕПС Великобритания была постоянным должником. Внешняя (для нерезидентов) конвертируемость ряда европейских валют, включая фунт стерлингов, была введена и ЕПС ликвидирован в декабре 1958 г. Стерлинговая зона фактически прекратила существование в 1972 г.

В качестве препятствий  для конвертируемости фунта стерлингов в 1950-е годы называли дефицит государственного бюджета, неустойчивость платежного баланса, низкий уровень золотовалютных резервов, крупная стерлинговая задолженность  и большой долг перед ЕПС(34). Таким  образом, система привилегированных  отношений Великобритании со своими младшими партнерами отражала не силу, а остатки прежней роскоши, компенсировавшие недостаток конкурентоспособности.

 

Утрата Великобританией  роли мирового экономического лидера повлекла за собой утрату ее политического  господства над обширными территориями. Однако в промежуточный период это  господство позволило Великобритании обеспечивать дополнительные доходы, существенно смягчать последствия кризисов, занимать в мировом хозяйстве более благоприятное положение, чем то, на которое объективно позволяла рассчитывать конкурентоспособность экономики метрополии.

Распад Британской империи имел серьезные политические причины (подъем национально-освободительного движения, политику СССР и США, соперничавших  за влияние на слаборазвитые страны), но важную роль сыграла и тенденция  к расширению и углублению экономических  связей между развитыми странами, обусловленная развитием международного разделения труда. Можно в целом  согласиться с выводом П. Байроха и Р. Козул-Райта: "Экономический рост влечет за собой развитие международной торговли, а не наоборот"(35). На наш взгляд, здесь необходимо существенное уточнение - это относится к странам со сформировавшимся внутренним рынком.

Демонтаж Британской империи предопределил изменение  общей геополитической структуры  земного шара, превратил многие страны в независимые национальные государства. Изменилась глобальная экономическая  система, возникли региональные интеграционные группировки развитых стран, которые  проводят коллективную политику по отношению  к развивающемуся миру. В рамках этой политики продолжается конкурентная борьба за формирование собственных  транснациональных геоэкономических систем, но эти системы не только не имеют прямой связи с политическим господством, но и не могут быть нанесены на политическую карту посредством "обведения" государственных границ.

После демонтажа  империи Великобритания сохранила  многое. Осталось Содружество наций  как объединение государств, не связанных  между собой формальными обязательствами, но способных в силу регулярных консультаций лучше учитывать интересы друг друга  при решении широкого круга вопросов. Крупные зарубежные инвестиции имеют  юридические гарантии неприкосновенности. Фунт стерлингов по-прежнему активно  используется для накопления валютных резервов, оставаясь средством международных  расчетов (в настоящее время МВФ  признает его свободно используемой валютой, наряду с долларом США, евро и японской иеной(36)).

Великобритания  сохранила положение одного из крупнейших мировых инвесторов. В 2002 г. по объему накопленных прямых иностранных  инвестиций (921,4 млрд долл.) она занимала второе место в мире после США. В Великобритании базировалось 12 из 100 крупнейших мировых нефинансовых транснациональных корпораций (4-е место в мире после США, Франции и Германии) и 3 из 20 крупнейших транснациональных банков(37).

Утратив положение  лидера глобальной экономической и  политической системы, Великобритания стала в экономическом аспекте  одним из звеньев системы европейской  экономической интеграции в качестве члена ЕС. В целом британская внешняя  торговля переориентировалась с  развивающихся стран на развитые, с географически отдаленных - на относительно более близкие. Снятие барьеров для более конкурентоспособной продукции стран континентальной Европы ускорило процесс деиндустриализации Великобритании, перемещения капитала и рабочей силы в сферу услуг. В отношении европейской валютной интеграции Великобритания заняла особую позицию, оговорив себе право присоединиться к ней лишь тогда, когда это будет выгодно для британской экономики по ряду критериев(38).

В политическом отношении  Великобритания осталась одним из звеньев  системы западных союзов, но не занимает в них лидирующего положения. Это позволило ей сократить военные  расходы и выступать в качестве одного из проводников коллективной политики Запада.

Из центра глобальной геоэкономической системы Великобритания превратилась в одно из звеньев новой мировой экономической структуры. Однако в таком качестве она сохранила значительную автономию, рычаги влияния, которые могут быть использованы как для увеличения национального дохода, так и для воздействия на общий курс экономических и политических объединений развитых стран, а также на стратегию развивающихся стран. В этом смысле Великобритания продолжает оставаться "страной-системой".

 

1 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Т. 3: Время мира. М.: Прогресс, 1992. С. 14.

Информация о работе Распад британской империи как перестройка геоэкономической системы