Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 08:18, реферат
Региональной политикой можно считать лишь такую систему на-
мерений и действий, которая реализует интересы государства в от-
ношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и
способами, учитывающими природу современных региональных процес-
сов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре
меж- и внутрирегиональных связей.
руются для выполнения
нескольких взаимосвязанных функций,
среди
который следующие:
1) Закрепление
определенного порядка
говых потоков, по уровням
территориальной организации государства
(направление этих
потоков, пропорции их разделения,
целевое наз-
начение и т.д.) и
адекватных процедур регулирования возникающих
по этому поводу
отношений.
2) Аккумулирование
и использование в
средств, образованных
на самой территории и поступающих
в регио-
нальные бюджетно-налоговые
системы полностью и одноканально
(та-
ково большинство местных
налогов, штрафов и иных финансовых санк-
ций), аналогично образованных
средств, поступающих в эти системы
частично, в соответствии
с принятым порядком их распределения
между бюджетно-налоговыми
системами разного уровня
(например
"нефтяные деньги").
Часть средств, аккумулируемых
в вышестоящей
бюджетно-налоговой
системе, перераспределяется по тем
или иным
соображениям в
пользу нежестоящих региональных систем
(дотации и
субвенции, а также
часть "местных средств", по
разрешению вышес-
тоящих систем им не
перечисленная).
3) Выполнение
региональными органами власти
и управления
своих представительных
и исполнительных полномочий с соблюдением
требований формальной
финансовой независимости их политики
от вы-
шестоящих уровней.
4) Сомообеспечение
внутрирегиональных социальных
программ,
т.е. бюджетное удовлетворение
части потребностей населения в
оп-
ределенных жизненных
благах и реализации его национально-этничес-
ких интересов. Несмотря
на все большую самодостаточность населе-
ния и коммерциализацию
социальной сферы, доля стоимости соответс-
твующих услуг, финансируемых
через каналы региональных бюджет-
но-налоговых систем,
достигает четверти к сумме доходов населения
России (за вычетом
налогов).
5. Формирование
инфраструктурного каркаса
ли "местного хозяйства",
местные дороги и транспорт и
т.п.) как
важнейшего исходного
условия формирования и поддержания
внутрире-
гиональных связей.
6. Регулирование
состояния и использования
природно-ресурс-
ного и экологического
потенциала (земля, недра, леса, воды, флора
и фауна, воздушный
бассейн) как естественного базиса
существова-
ния и развития территории.
7. Стимулирование
определенных ценностных
ентиров населения,
создание условий для его деловой активности,
для структурных
преобразований, для инвестиционной
привлекатель-
ности и т.д. Это вопрос
не только потенций территориального
раз-
вития, но и будущего
бюджетно-налогового благополучия.
Региональные
бюджетно-налоговые системы
во всех странах -
традиционный объект
всеобщего недовольства и критики.
Основное
требование к
бюджетно-налоговой системе - требование
целевой ре-
гиональной ориентации
рассматриваемых систем, без которой
они
превращаются в
нижний уровень тоталитарно-
жетно-налогового хозяйства.
Одно
из существенных направлений
развертывания российских
реформ, запущенных
с 1993 года, децентрализация в сфере
внутриго-
сударственных финансовых
отношений. началось формирование некоего
основанного на качественно
новых принципах бюджетного союза
Феде-
рации (ее субъектов
и административно-
Речь идет прежде
всего о том, что бюджетно-налоговые
отношения
"центра" и регионов
все в большей мере стали
определяться законом
и дополнительного
регулироваться в режиме диалога. Ощутимо
усили-
вается ответственность
региональных органов власти и управления
за направления
расходования финансовых средств (особенно
в соци-
альной сфере), гарантируются
новые бюджетные права этих органов и
появляются новые
источники поступлений в
В месте
с тем программа
отношений по ряду ключевых
позиций явно не доработана; некоторые
ее положения
противоречат друг другу, многие остаются
остродис-
куссионными. Необходимо
тщательно следить за тем, чтобы избирае-
мые способы решения
сегодняшних задач (в т.ч. антиинфляционных
и
связанных с сокращением
бюджетного гипердефицита) так или иначе
формирующие контуры
становящихся бюджетно-налоговых
систем, не
блокировали бы реализацию
целей долговременных целей региональной
политики.
Аналогичные
соображения можно высказать
и по поводу норма-
тивно-правовой базы
новых налогово-бюджетных отношений.
Эта база
только складывается
и пока очень далека от соответствия
принципи-
альным требованиям
целостности, полноты и непротиворечивости;
она
непрерывно пересматривается
и корректируется, так что
наиболее
желательное ее качество
- стабильность - пока остается недоступ-
ным.
"Остов"
нормативно-правовой базы образуют
Конституция Рос-
сийской Федерации,
а также законы "Об основах бюджетного
устройс-
тва и бюджетного
процесса в Российской Федерации",
"Об основах
налоговой системы
в Российской Федерации", "Об
основах бюджетных
прав и прав
по формированию и использованию
внебюджетных фондов
представительных
и исполнительных органов государственной
власти
республик, в составе
Российской Федерации, автономной
области,
автономных округов,
краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Пе-
тербурга, органов местного
самоуправления". Многочисленные право-
вые нормы, регулирующие
бюджетно-налоговые отношения
ном разрезе содержатся
и в российских законах "О краевом,
област-
ном Совете народных
депутатов и краевой, областной
администра-
ции", "О местном
самоуправлении в Российской Федерации".
Особое
место в механизме правового
регулирования взаимодейс-
твия бюджетно-налоговых
систем на федеральном и субфедеральном
уровнях занимает Закон
Российской Федерации "О субвенциях
респуб-
ликам в составе
Российской Федерации, краям, областям,
автономной
области, автономным
округам, городам Москве и Санкт-Петербуруг",
в котором установлены
правовые основы оказания централизованной
финансовой помощи
регионам - субъектам Федерации. Важнейшие
коли-
чественные пропорции
в бюджетно-налоговых взаимоотношениях
"цент-
ра" и регионов России
определяют ежегодно принимаемые законы
Рос-
сийской Федерации о
бюджете на очередной финансовый год.
Проблема
взаимоотношения
систем имеет в
условиях российской экономики два
аспекта. С одной
стороны рассматриваются
взаимоотношения между
том и бюджетами
субъектов Федерации. С другой стороны,
- финансо-
вые отношения между
органами государственного управления
Федера-
ции и структурами местного
самоуправления.
В общем
случае организация в России
финансовых взаимоотноше-
ний между бюджетно-налоговыми
системами различных уровней требует
решения трех взаимосвязанных
вопросов.
1 - по
каким принципам должна быть
распределена между разно-
уровневыми органами
власти и управления ответственность
за осу-
ществлением соответствующих
расходов.
2 - как
необходимо распределить
тия указанных расходов?
3 - связан
с тем, что расходные статьи
бюджетов и финансовые
поступления обычно
не совпадают по объему.
Одна
из главных причин поддержания
и усугубления остроты си-
туации на протяжении
последних 2-х лет - отсутствие единства
вза-
имоотношений бюджетов
разных уровней, нарастание процесса индиви-
дуализации бюджетно-налоговых
отношений между Федерацией и субъ-
ектами. Проблема в отсутствии
ясных, обоснованных и общепризнан-
ных критериев и процедур,
применяемых в рамках общей политики
внутригосударственной
передачи средств. Это обстоятельство
порож-
дало у регионов
постоянное ощущение несправедливости,
заставляло
подозревать федеральные
органы в проведении протекционистской
по-
литики в отношении
тех или иных регионов, вызывало обострение
межнациональных противоречий
и сепаратистских настроений. Необос-
нованный дисбаланс
в отношениях российского правительства
с реги-
онами, касающихся налоговых
отчислений в федеральный бюджет
и
предоставления из
него дотаций территориям, спровоцировал
тезис
"о неравноправности
субъектов Федерации". Появились
даже различ-
ные их классификации,
базируемые на сравнении регионов по уровню
бюджетной обеспеченности,
объемам платежей в федеральный
бюджет и
дотациям из него.
Один из достаточно красноречивых
вариантов
группировки регионов
по этим параметрам приведен в таблице.
Обеспеченность
------------------------------
¦
¦
+-----------------------------
¦1. Бюджетная обеспеченность
по доходам,% ¦ 186-203 ¦ 132-138 ¦ 90-91 ¦
Информация о работе Региональная политика России: концепции, проблемы, решения