Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 13:27, курсовая работа
Цель исследования - на основе научно теоретического и практического анализа форм прямого волеизъявления, попытаться выявить особенности данного института.
Задачи:
1. Исследовать различные теоретические подходы к реализации форм прямого волеизъявления;
2. Раскрыть
3. Изучить практику применения форм волеизъявления.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне…………………………………………………………………………….3
1.1 Местный референдум………………………………………………………..7
1.2 Муниципальные выборы…………………………………………………….9
1.3 Публичные слушания, опрос граждан, собрания, конференции граждан……………………………………………………………………….13
1.4 Народная правотворческая инициатива……………………………………16
1.5 Обращение граждан в органы местного самоуправления………………..17
1.6 Территориальное общественное самоуправление………………………...18
Глава 2. Практика реализации на примере местных референдумов…...21
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы…………………………………………..33
Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:
Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум. Местный референдум – это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления , признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме .
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: 1
1) участие в референдуме
2) голосование осуществляется
3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
В соответствии Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
В уставах муниципальных образований приобретают конкретное определение следующие вопросы: порядок сбора подписей жителей данного муниципального образования под требованием о проведении местного референдума; необходимое количество такого рода подписей; порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп населения; сроки назначения местного референдума.
Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию.
На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Субъектами выдвижения инициативы о проведении местного референдума являются:
1.2 Муниципальные выборы
Определение понятия "муниципальные выборы" в действующем федеральном законодательстве отсутствует. Этот термин был введен в юридическую практику Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", хотя в глоссарии названного Федерального закона определение отсутствует.2
Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои полномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.
Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления и выделяются следующие стадии:
1) назначение выборов;
2) образование избирательных
3) выдвижение и регистрация
4) проведение предвыборной агитации;
5) голосование;
6) определение результатов
Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и должностных лиц местного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей.
Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г., голосование жителей по отзыву депутата и выборного должностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях: 3
1) в судебном порядке должны
быть доказаны конкретные
2) за отзыв депутата должно
проголосовать не менее
Ряд особенностей, присущих исключительно муниципальным выборам:
При ненадлежащем исполнении своих функций выборными лицами местного самоуправления население может применить к ним определенные меры воздействия.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" институт отзыва выборных лиц местного самоуправления определен как обязательный. Процедура отзыва должна базироваться на нормах о проведении местных референдумов, хотя и не должна быть полностью идентичной ей.
В качестве федеральных гарантий законности и демократичности процедуры установлено, что:
Основанием для отзыва выборного лица "могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае подтверждения в судебном порядке". Таким образом, речь идет исключительно о ситуации нарушения каких-либо предписаний, установленных законодательно.
Однако Конституция РФ не определяет столь жесткие рамки. В статье 46 говорится о возможности обжалования в суд решений и действий, а равно бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления. Из данной конституционной нормы не следует, что обжалуемые решения или действия (бездействие) не могут относиться к кругу вопросов, обязательство по решению которых соответствующий орган или лицо взяли на себя добровольно, например, в рамках агитационной кампании. Кроме того, суд обладает не только полномочием по установлению соответствия или несоответствия решений и действий (бездействия) требованиям нормативных правовых актов, но и полномочием по установлению юридически значимых фактов.
Таким образом, обжалование в суд решений или действий (бездействия), не являющихся противоправными, следует признать допустимым. При этом, однако, суд может лишь установить факт несоответствия действий лица добровольно принятым на себя обязательствам. Решение же о понуждении лица как представителя власти к действиям, которые он осуществлять не обязан, с точки зрения нормативных актов об организации местного самоуправления, недопустимо.
Неисполнение предвыборной программы может быть обжаловано в суд, но основанием для отзыва служить не может.6
Определение понятия "собрание" в действующем законодательстве отсутствует. Наиболее очевидным представляется определение собрания как мероприятия, характеризуемого личным совместным присутствием лиц, обладающих общими интересами, проводимого в целях выработки предложений по совместным действиям для реализации и защиты указанных интересов.7
Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а когда оно является элементом территориального общественного самоуправления - в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.8
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Собрание граждан принимает решения во вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов с направлением письменного ответа.
Информация о работе Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне