Шпаргалка по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 13:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Геополитике"

Вложенные файлы: 1 файл

1. Предмет геополитики.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Сейчас в  АТР переплетаются интересы многих государств, в первую очередь промышленно и финансово развитых, включая и Россию.

“Большой Китай” может в XXI в. стать объективной реальностью. По своим макроэкономическим показателям это геополитическое объединение (КНР, Тайвань, Сянган, Аомэн, Сингапур) уже сейчас значительно превосходит Германию, Францию, Италию и Великобританию, вместе взятые..

Можно утверждать, что в результате бурных экономических  и политических процессов в АТР  сложилась принципиально новая геополитическая обстановка, в которой “вызревает” “Большой Китай”.

42.  Китай - Япония - США - Россия: анализ многовариантных  взаимоотношений.

 

Китай является потенциальным геополитическим противником России на Дальнем Востоке. Наши ученые предлагают разные варианты решения этой проблемы. Например, А. Дугин считает, что геополитическая задача России в отношении самого восточного сектора своего “внутреннего” южного пояса заключается в том, чтобы максимально расширить зону своего влияния к югу, создав как можно более широкую пограничную зону. Применительно к Китаю, по его мнению, речь идет о силовом позиционном геополитическом давлении, о провокации территориальной дезинтеграции, дроблении, политико-административном переделе государства. А.В. Митрофанов считает, что антиамериканизм - основа сближения Китая и России, так как нам следует крепить фронт против США. Установление же общей стратегии развития России и Китая на мировой арене способно прервать длительную гегемонию в АТР США с их военной мощью, подкрепляемой экономическим потенциалом политически пораженной Японии.

У России нет  большого выбора во внешней политике (Н.Нартов). В XXI в., если не произойдет коренных изменений в экономической, социальной и военной сфере, Россия станет младшим партнером Китая. Это в лучшем случае. В худшем — от совместного освоения Дальнего Востока и Сибири китайцы смогут легко отказаться и взять все в свои руки, решая этнические проблемы путем насильственной ассимиляции проживающего там населения, как они это делают на протяжении десятилетий в Синьцзяне, Тибете и других субрегионах страны. И конечно, такой разворот событий приведет к острому и затяжному конфликту.

По мнению К. Гаджиева, США и Япония останутся  торгово-экономическими соперниками, причем не только в сфере двусторонней торговли, но и как конкуренты за большую долю в быстро растущей экономике Азии. Конечно, обе стороны стремятся к тому, чтобы эта конкуренция не вышла за недопустимые рамки. Но нет гарантий того, что она не приобретет враждебный характер.

Фактическими  союзниками США и Япония стали, подписав в 1981 г. мирный договор и “договор безопасности”. Главная цель этих договоров — “отражение советской угрозы. Полная нормализация отношений России с Японией сделает бессмысленным нахождение американских военных баз в этой стране, а также в Южной Корее и в других странах Азии, что ослабит позиции США.

43.  Место и роль  Южной Азии в современном мировом  порядке.

Все большие  вес и влияние приобретает  Ассоциация государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) - субрегиональная политико-экономическая  организация, созданная в 1967 г. В ее состав входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Главные цели этой организации - развитие экономического, социального, культурного и других видов сотрудничества стран-членов Ассоциации, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Она сыграла немаловажную роль в социальном и экономическом развитии указанных стран, способствовала возрастанию их политического влияния в регионе. В последнее время наметилась тенденция к активизации АСЕАН.

Некоторые лидеры АСЕАН высказывают мысль о  необходимости регионального сотрудничества в области обороны. Как считал американский исследователь Ш.Саймон, АСЕАН может превратиться в "сообщество безопасности" в том смысле, что  ни один из ее членов серьезно не рассматривает возможность использования силы против другого члена для решения спорных проблем. Но она не станет "оборонительным сообществом". Здесь отсутствует общий культурный, идеологический и исторический опыт. Еще более важно то, что нет общей для всех членов угрозы. Успехи, достигнутые АСЕАН, - относительные мир, стабильность и безопасность - все еще не составляют основу для более широкого военного сотрудничества. Скорее, они позволяют каждому государству идти собственным путем.

При этом все  отчетливее прослеживается тенденция к оздоровлению политического климата в этом регионе. Улучшаются российско-китайские и китайско-индийские отношения, а также отношения между Китаем и Вьетнамом, Китаем и Индонезией, установлены дипломатические отношения между Россией и Кореей, активнее развертывается диалог между двумя корейскими государствами.

Наметилась  тенденция к сближению стран  АСЕАН с Вьетнамом, поскольку  последний отказался от гегемонистской политики в Индокитае и принял план ООН по разрешению затяжного камбоджийского конфликта. В Камбодже завершилась гражданская война. Без этого невозможен был бы визит японского императора Акихито в Китай осенью 1992 г. В настоящее время азиатские страны с большей готовностью идут на консультации друг с другом по вопросам политики безопасности. Вашингтон не без оснований видит в Дели противовес растущему могуществу Китая. Лидеры США стараются налаживать новые и укреплять старые двусторонние связи между военными ведомствами Америки и Индии.

44.  Основные тенденции  в развитии СНГ в конце XX - начале XXI века.

Российские политики рассматривают Содружество Независимых Государств (СНГ) как регион, где Россия продолжает играть центральную роль (хотя отношения внутри СНГ носят по многим признакам диалектически противоречивый характер). (Позиция России в связи с этим вызывает недоверие к ней со стороны Запада, который обвиняет ее в имперских амбициях).

Внутри Содружества  независимых государств по-прежнему наблюдаются противоречивые тенденции — как центробежные, так и центростремительные. Отсутствует какой-либо монолитный блок, вследствие чего по кардинальным вопросам СНГ не выступает с единых позиций, например, относительно продвижения НАТО на Восток или противостояния американской противоракетной обороне. Внутри Содружества нет стратегического единства ни в вопросах политики, ни экономики, ни в решении вопросов национальных отношений, в частности языка, есть только тактические союзы, например по вопросам добычи, транспортировки каспийской нефти, разработки полезных ископаемых, редкоземельных, драгоценных металлов или алмазов. Для решения сиюминутных экономических или политических вопросов создаются временные коалиции. Не успели просохнуть чернила под договорами России и Белоруссии, как тут же было заключено соглашение между Азербайджаном, Украиной, Грузией, которые постоянно равняются на США, НАТО, Турцию. В июне 2001 г. в Грузии впервые в истории страны проведены маневры НАТО. Своего рода “малый союз” заключили пять азиатских республик.

Наиболее жесткую  по отношению к России позицию до начала 2010 г. занимала Украина. Киев требовал от России обеспечить полный режим свободной торговли с Украиной, отменить все якобы дискриминационные меры и ограничения на ее товары. Для решения таких вопросов в 1993 г. был создан Экономический союз стран СНГ, но Украина сразу же отказалась в нем участвовать. Она не присоединилась к Таможенному союзу России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Наша страна постоянно предоставляет льготы Украине в ущерб своим интересам, потому что Украину поддерживает Международный валютный фонд, т.е. США. Более близки отношения с Белоруссией.

Перспективы успешной интеграции стран постсоветского пространства во многом также зависят и от уровня контактов между Россией и Казахстаном.

 

45.  Национальные интересы России  в странах СНГ и способы их обеспечения.

Сейчас объединить участников СНГ могла бы некая  общая для всех внешняя или  внутренняя угроза или идея, близкая всем без исключения участникам объединения, а также общий для всех экономический интерес, который сулит каждому реальную практическую отдачу, выигрыш, прибыль. И еще одно обязательное условие — реальный центр притяжения. Этим центром может быть динамичное, процветающее государство — региональный лидер, экономическая модель развития которого кажется соседям привлекательной, и они естественным образом начинают к нему тяготеть.

Сможет ли Россия стать таким притягательным центром, ядром, сможет ли начать работу по созданию Евразийской империи, превратить содружество в мощную державу? Или ей в силу объективных условий предстоит превратиться в сырьевую колонию Запада, в мусорную свалку вредных отходов производства? Ответы на эти вопросы даст ближайшее будущее, но уже сейчас у России есть все возможности стать таким ядром. Нужна политическая воля, нужно изменить стратегию проводимых реформ, сделать их для народа, понятными народу, сформулировать понятную общенациональную идею, способную объединить вокруг великой цели великую нацию. А мощнейшим объективным фактором, способствующим формированию великой державы, является необходимость создания единого внутреннего рынка. На эту реальность “работает” такой сильный морально-психологический фактор, как ностальгия абсолютного большинства населения постсоветсткого пространства по прошлому — сильному государству с единым экономическим, социальным, политическим пространством. Россия имеет большой невостребованный экономический потенциал: она производит 60% валового производства СНГ.

В качестве противовеса  силам, занимающим разными способами  южный регион, нужно использовать различные механизмы, в частности совместные действия Москвы, Тбилиси и Еревана. Закавказские республики, где ведущей конфессией является православие, могут выступить в качестве геополитического форпоста на южных рубежах России. Если укрепления позиций России в XXI в. не произойдет, то создавшийся “вакуум силы” будет быстро заполнен для начала талибами. Проникновение западных стран на Кавказ в качестве главной цели преследует вытеснение России из региона. Для нейтрализации необходим полномасштабный военно-политический союз.

46.  Национальные интересы и  национальная безопасность: сущность, основные понятия.

Национальный  интерес включает в себя систему отношений, сочетающую потребности функционирования и развития нации-народа как единого организма. Его основу составляют потребности общества, необходимые для развития и функционирования общества, защита народа от угроз со стороны других государств и природно-климатических факторов, а также поддержание социального мира и порядка внутри страны.

К коренным национальным интересам относятся целостность и культурная идентичность, безопасность нации-народа, а также контроль и возможность использования важнейших природных ресурсов.

Наиболее важный системообразующий фактор национального  интереса — сохранение культуры и  системы образования, науки и их носителей, а также территории, на которой они живут. Продолжающееся уменьшение роли русского народа в российском и мировом развитии обусловлено не только утратой национально-культурной специфики, исторических традиций, национальной духовности, но и снижением численности населения. Это противоречит его национальным интересам.

Естественными границами национального интереса выступают ограниченность ресурсной  базы и национальные интересы других стран. Основным следствием взаимного  ограничения являются международное право и международные организации.

В европейской  политической традиции два полюса в  понимании национальных интересов  занимают либералы и консерваторы: первые объявляют главным их носителем  частных собственников и гражданское  общество, вторые — государство и бюрократию.

Среди приоритетных целей государства на международной  арене на первом месте стоит обеспечение  безопасности страны или национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях. Различают безопасность личности, общественную и государственную. В этих рамках различают также безопасность экономическую, социальную, политическую, экологическую, военную и т.д.

В широком смысле безопасность - это обеспечение всем гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства.

47.  Виды национальной безопасности.

Подлинная безопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества и личности. В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество.

Все многообразие жизнедеятельности государства и общества можно разделить на следующие области (сферы): политическая, экономическая, социальная и экологическая. Военная сфера деятельности государства о теоретической точки зрения является составной частью политической области функционирования государства и общества. Однако исторически военные вопросы выделяются в самостоятельную сферу функционирования государства и общества. Каждой из рассмотренных выше областей деятельности государства и общества соответствует свой вид безопасности (политической, военной, экономической, социальной и экологической). Такой подход к делению безопасности на виды по сферам деятельности государства прослеживается и в Законе "О безопасности" РФ.

Политическая  безопасность означает устойчивость государственного и общественного строя конкретной страны от внешних и внутренних воздействий, военная безопасность достигается наличием средств "сдерживания" путем устрашения. В случае с Российской федерацией основным средством "сдерживания" является несомненно ядерный потенциал, достаточный для обеспечения гарантированного уничтожения" в ответном ударе, в современных условиях (в отличие от периода "холодной войны") национально-государственная безопасность России на 75% зависит от ее экономической безопасности. В самом общем виде экономическая безопасность страны определяется степенью самообеспеченности экономики и ее эффективностью. Экономические неурядицы отражаются прежде всего на социальной стабильности государства. Последняя представляет собой устойчивость к внешним и внутренним неблагоприятным воздействиям и внутреннее равновесие общества, обеспечивающие максимально благоприятные условия для всестороннего развития человека. В экологической безопасности как бы перекрещиваются экономическая безопасность и социальная стабильность.

48.  Объекты и субъекты национальной безопасности: общая характеристика.

Объекты национальной безопасности - личность, ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство, его конституционный строй, независимость и территориальная целостность.

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"