Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 21:05, реферат
Международное сотрудничество в области культуры, научных исследований, в военной области, в области компьютерных и высокоточных технологий, в области медицины, одним словом, практически во всех областях человеческих знаний – невозможно без четкой регламентации правил создания, использования и охраны интеллектуальной собственности. Сфера интеллектуальной собственности – это целый комплекс прав и отношений, из которого нельзя вычленить какую-либо часть без ущерба для остальных. Так, авторское право неразрывно связано с правом на товарные знаки, патентное право очень часто соприкасается с авторским правом и т.д., но не только в узкой сфере интеллектуальной собственности. Являясь неотъемлемой частью гражданского права, авторское право постоянно взаимодействует с другими отраслями права и, учитывая происходящие в мире процессы глобализации, развития информационных технологий, наукоемкой промышленности, широкого взаимодействия культур, все более становится необходимым для осуществления коммуникаций и сотрудничества между государствами и людьми. Именно поэтому международные соглашения, направленные на урегулирование международных отношений в области авторского права, также необходимо рассматривать комплексно, в соответствии с национальными правовыми нормами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….2
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………3
2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………………………………………….............................8
3 СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ……………………………………………………………...18
4 ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ………………………………..…….21
5 ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………….…………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………24
Содержание
Международное сотрудничество в области культуры, научных исследований, в военной области, в области компьютерных и высокоточных технологий, в области медицины, одним словом, практически во всех областях человеческих знаний – невозможно без четкой регламентации правил создания, использования и охраны интеллектуальной собственности. Сфера интеллектуальной собственности – это целый комплекс прав и отношений, из которого нельзя вычленить какую-либо часть без ущерба для остальных. Так, авторское право неразрывно связано с правом на товарные знаки, патентное право очень часто соприкасается с авторским правом и т.д., но не только в узкой сфере интеллектуальной собственности. Являясь неотъемлемой частью гражданского права, авторское право постоянно взаимодействует с другими отраслями права и, учитывая происходящие в мире процессы глобализации, развития информационных технологий, наукоемкой промышленности, широкого взаимодействия культур, все более становится необходимым для осуществления коммуникаций и сотрудничества между государствами и людьми. Именно поэтому международные соглашения, направленные на урегулирование международных отношений в области авторского права, также необходимо рассматривать комплексно, в соответствии с национальными правовыми нормами.
Идея охраны авторского права начала появляться с изобретением печатания, благодаря которому стало возможным размножать литературные произведения с помощью механических процессов вместо переписывания от руки. Это привело к появлению новой профессии – печатников и книгопродавцев. Эти предприниматели инвестировали значительные средства в приобретение бумаги, и покупку или изготовление печатных машин, а также в наем рабочей силы, что предусматривало авансирование средств, которые в течение определенного времени могли быть возмещены разумными поступлениями. В этой ситуации без каких-либо форм охраны от конкуренции путем продаж незаконных копий инвестирование в печатание и продажу книг было опасным и рискованным предприятием, многие разорялись.
Усиливался нажим в пользу обеспечения какой-то формы охраны. И она появилась в форме привилегий, предоставляемых различными государственными властями в Англии, Франции, Германии и других странах. Привилегии давали бенефициарам исключительные права на воспроизведение и распространение на ограниченное время с предоставлением средств защиты для осуществления права путем штрафов, арестов, конфискаций поддельных копий и, возможно, взыскания убытков. Создавшаяся в результате этого ситуация обладала многими из основных черт системы авторского права, известной и сегодня.
К концу XVII столетия система привилегий, т.е. предоставление монопольных прав королевской властью, все более и более подвергалась критике, и все громче звучали голоса авторов, утверждавших свои права. Это привело к появлению в Англии Статута Королевы Анны 1709 года, который стал первым нормативным текстом, признающим за автором его право (copyright) в качестве индивидуального права, рассматриваемого как право собственности. Статут обеспечивал за авторами исключительное право на напечатание и опубликование книг в течение 14 лет со дня первой публикации, которое могло быть передано за вознаграждение книгопродавцу, ставил условие о регистрации и депонировании1. Естественно, появление Статута неразрывно связано с развитием отношений, основанных на тиражировании произведений авторов посредством книгопечатания. Регулирование отношений авторов произведений и книгоиздателей по этому Статуту длилось долгое время вплоть до принятия Закона об авторском праве Англии в 1911 году. В 1735 году по инициативе английского художника Хогарта, рисунки которого неоднократно подделывались, и который возглавил борьбу с целью узаконить охрану интересов «граверов, рисовальщиков и живописцев», был принят Закон о граверах.
Во Франции систему привилегий в результате изменений, вызванных революцией, постепенно заменило понятие литературной собственности. В результате отмены всех привилегий в 1789 году привилегий лишились также авторы и издатели. Когда положение стабилизировалось, стало ясно, что пора признать и узаконить права авторов, как естественные права, вытекающие из самой природы творческой деятельности и не зависящие от произвольных толкований официальных властей2. В 1791 и 1793 гг. Конституционная ассамблея приняла два декрета, положившие основу системы авторского права во Франции. «Наиболее священная, самая личная собственность из всех видов собственности», - такими были ставшие знаменитыми слова, которыми Ле Шапелье охарактеризовал авторское право в докладе, предшествующем принятию декрета от 13 и 19 января 1791 года, в соответствии с которым Учредительное собрание Французской революции объявило священными право автора на публичное представление своих произведений3.
Благодаря влиянию упомянутых декретов, а также доктрины, в соответствии с которой авторское право должно рассматриваться в качестве права собственности, авторское право получило широкое признание в законодательстве многих стран, принятом в XIX веке, а также в большом числе законов, принятых в XX веке, характеризовавших его как «литературная и художественная собственность» и «интеллектуальная собственность».
Дальнейшим развитием было появление в Германии философских концепций, выработанных такими философами, как Кант, которые видели в авторском праве или праве автора не просто форму собственности, обеспечивающую автору или владельцу права имущественные выгоды. Они рассматривали литературную и иную творческую деятельность автора как продолжение или отражение личности автора, в отношении которой он имел право в силу естественной справедливости. Эта концепция оказала большое влияние на развитие авторского права в континентальной Европе и, в частности, привела к развитию личных неимущественных прав.
В США первые законы штатов об авторском праве появились еще до французской и американской революций. Они охраняли «самый священный вид собственности», предвосхищая тем самым определение Ле Шапелье. Конституция Соединенных Штатов предоставила Конгрессу право «поощрять развитие наук и ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам и изобретателям право на их произведения и открытия», а в развитие был принят федеральный закон 1790 года об охране книг, карт и схем, причем два последних объекта являлись некоторым юридическим отступлением от понятия «произведения», установленного в Конституции. Более позднее законодательство распространило охрану на спектакли, фотографии, тексты песен и другие формы творчества.
Таким образом, исторически сложилось существо концептуальных различий между системами общего права и гражданского права, заключающееся в следующем: страны общего права рассматривают авторское право фактически как форму собственности, которая может быть создана физическим или юридическим лицом и которая, будучи созданной, может использоваться коммерческим способом так же, как любая иная форма собственности. При этом составляющие его правомочия направлены исключительно на пользование имущественным потенциалом этой собственности. В странах континентального права, в том числе и в России право автора также рассматривается в качестве имеющего черты «собственности» и в той же степени, что и в системе общего права, указывается на необходимость охранять имущественное содержание этого права. Однако – и в этом заключается различие – также имеется дополнительное измерение права автора, т.е. интеллектуальная или философская концепция того, что произведение автора является выражением его личности, которое в силу естественной справедливости требует охраны в той же степени, что и имущественный потенциал. Так, (i) авторское право осуществляется в отношении результатов интеллектуального творчества, т.е. произведения, а не какой-либо вещи, в том смысле, что собственность на материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, не равнозначна авторскому праву на то же произведение; (ii) авторское право появляется в связи с творческим процессом создания произведения, а не на основе существующих способов использования полученного при этом результата (присвоение, спецификация, традиция, получение доходов от имущества и т.д.); в частности, оно не приобретается на основании предписания; (iii) длительность действия имущественного права автора ограничена (как правило, сроком жизни автора и определенным числом лет после его смерти); длительность действия права собственности не имеет сроков действия; (iv) порядок его применения в случае, когда речь идет о нескольких авторах, отличается от порядка действия режима общей собственности; (v) личное неимущественное право, являющееся характерным элементом авторского права, не имеет отношения к праву собственности; (vi) никогда не происходит полная передача всех авторских прав, поскольку произведение никогда не выходит полностью из сферы влияния индивидуальности его создателя, хотя бы по причине обязательного упоминания фамилии последнего каждый раз при использовании произведения, и уважения его неприкосновенности.
В России первый закон об авторском праве относится к 1828 году – цензурный устав и положение о правах сочинителя. Он касался лишь литературных произведений. Музыкальные сочинения получили охрану в более поздних актах4. До этого момента охрана прав в этой области основывалась на системе привилегий, предоставляемых государством отдельным типографиям на выпуск книг. Первый известный случай по теме настоящей работы был связан с деятельностью типографии Академии Наук в 1732 году, когда у Академии появился иностранный конкурент, который стал ввозить в Россию книги, перепечатанные с изданий академической типографии. По просьбе Академии императрица Анна Иоанновна издала 26 октября 1732 года специальный указ, в котором запретила ввоз в Россию подобных книг5.
Интересно заметить, что в переписке великого русского поэта А.С.Пушкина можно найти материалы, относящиеся непосредственно к международный охране авторских прав. В декабре 1836 года французский посланник в России А.Г.Берант обратился к А.С.Пушкину с письмом, в котором просил сообщить различные сведения об охране литературной собственности в России, в частности в отношении того распространяется ли действие соответствующих законов на другие страны6.
В 1861 году Россией была заключена Конвенция «О литературной и художественной собственности» с Францией. Аналогичная конвенция была заключена с Бельгией. На практике значение этих конвенций было невелико, и они практически не применялись.
Таким образом, необходимо отметить, что вся история существования законов об авторском праве показывает, что они являют собой определенный компромисс между авторами и пользователями, причем в разных странах основной упор делался на предоставление большего объема прав той или иной категории.
Однако национальные
системы охраны авторского права
не давали возможности получения
охраны в других странах. По мере развития
международных отношений и
Международный период охраны авторских прав начался с подписания Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в 1886 году. Последующие пересмотры Бернской конвенции и новые международные соглашения продолжили совершенствовать систему охраны авторского права в свете постоянного технологического прогресса, затрагивающего авторские и смежные права, утверждая тем самым, что любое национальное законодательство в области авторских прав основывается как на нормах национального авторского права, так и на общепризнанных нормах международного права.
Объектами авторско-правовой охраны обычно являются «литературные и художественные произведения», т.е. оригиналы творений в области литературы и искусства. Формой, в которой выражаются такие произведения, могут быть слова, символы, музыка, картины, трехмерные предметы или комбинации таких форм (например, опера или кинофильм)7.
Практически все национальные законы в области авторского права предусматривают охрану следующих произведений:
1) литературных
произведений: романы, новеллы, стихи,
драматические произведения и
любые другие сочинения,
2) музыкальные произведения: классическая или «легкая» музыка, песни, хоровая музыка, оперы, оперетты, инструментальная музыка (как для одного инструмента, так и для нескольких инструментов или оркестра);
3) хореографические произведения;
4) художественные произведения: двухмерные (рисунки, картины, гравюры, литографии и т.п.) или трехмерные (скульптуры, архитектурные сооружения), независимо от содержания и назначения;
5) карты и технические чертежи;
6) фотографические произведения: независимо от темы и цели, с которой они созданы;
7) аудиовизуальные произведения (ранее называемые «кинофильмами» или «кинематографическими произведениями») – будь то немые или звуковые, независимо от их цели, жанра, метода съемки или технологического процесса.
Некоторые законы в области авторского права также предусматривают охрану произведений (переводы, адаптации) и сборников произведений, базы данных, представляющих собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества. Многие законы также содержат положения по охране произведений прикладного искусства: художественные ювелирные изделия, лампы, обои, мебель и другие.
В большинстве стран континентального права, где явно преобладает личностная концепция авторского права, используется не английский термин «copyright» (буквально – право на изготовление копий), который касается использования работы путем ее воспроизведения, а словосочетание «авторское право» - le droit d'auteur (фр.), das Urheberrecht (нем.) el derecho de autor (исп.). Что же касается англосаксонского термина – упор делается на основное действие, которое в отношении литературных или иных художественных произведений может осуществляться только самим автором или с его разрешения. Речь идет об изготовлении экземпляров литературных или иных художественных произведений, таких как книга, картина, скульптура, фотография или кинофильм. Как отмечалось выше, обусловлено это историческими факторами появления авторского права, как охраны прав книгоиздателей с появлением книгопечатания. В термине же «авторское право», которое относится к субъекту права, а именно творцу и признаваемым за ним юридическим прерогативам в целом, которые, с одной стороны, носят личный и неимущественный характер, и срок их действия, в принципе, не ограничен (личные неимущественные права), с другой стороны, они имеют имущественный характер, и в этом случае срок их действия ограничен (имущественные права), во главу угла ставится личность создателя художественного произведения, чем подчеркивается тот факт, признаваемый в законодательстве большинства стран, что автор имеет определенные правомочия в отношении своего произведения, например, право воспрепятствовать его искаженному воспроизведению, которое может быть сделано лишь самим автором, в то время как другие права, например, право на изготовление экземпляров, могут осуществляться третьими лицами, например издателем, который получил на это разрешение автора. Следует отметить, что личные права автора тут связаны не с личностью как таковой, а с личностью, которая создает произведение, поскольку эти права составляют важный элемент авторских прав в отличие от других личных прав, благодаря которым произведение может рассматриваться как объект, а автор или другие лица – как правообладатели.