Анализ особенностей правового регулирования в области охраны интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является сравнительный анализ особенностей правового регулирования в области охраны интеллектуальной собственности в российском гражданском законодательстве и законодательстве зарубежных стран (романо-германской и англо-саксонской правовых систем).
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи исследования:
1) Проанализировать понятие интеллектуальной собственности и охарактеризовать интеллектуальную собственность как объект гражданских прав в действующем российском гражданском законодательстве.
2) Рассмотреть изменения в понимании интеллектуальной собственности в части четвертой Гражданского кодекса РФ.
3) Раскрыть понятие интеллектуальной собственности в международном частном праве.
4) Сравнить особенности правового регулирования в области охраны ин-теллектуальной собственности в законодательствах стран романо-германской и англо-саксонской правовых систем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТИТУТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ…………………………….........................................
1.1. История становления и развития интеллектуальной собственности..
1.2. Понятие и особенности интеллектуальной собственности…………..
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………………………………..
2.1Авторское право и права смежные с авторскими………………………
2.2Патентное право………………………………………………………
2.3Право на средства индивидуализаций юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий………………………………………………………..
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………
3.1 Специфика защиты авторских и смежных прав………………………….
3.2 Споры правообладателей в интеллектуальной сфере: особенности и порядок разрешения……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 125.93 Кб (Скачать файл)

  В России смежные права получили свое признание с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года. Сегодня, частью четвертой Гражданского кодекса РФ категория смежных прав значительно расширена. Так, например, к смежным правам добавлены права на базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования, права публикаторов, обнародованных после их перехода в общественное достояние.

К смежным правам относятся:

1. право на исполнение - исключительное  право на исполнение, право признаваться  автором исполнения, право на  указание своего имени на экземплярах  фонограммы, право на неприкосновенность  исполнения, т.е. защиту исполнения  от всякого искажения;

2. право на фонограмму - исключительное  право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени  на экземплярах, право на защиту  фонограммы от искажения при  её использовании, право на  обнародование фонограммы;

3. право организаций эфирного  и кабельного вещания - право  использовать сообщение в эфир  любыми не противоречащими закону  способами;

4. право изготовителя базы данных - право извлекать из базы данных  материалы и использовать их  в любой форме и любыми способами,  п также право на указание  своего имени на экземплярах.

5. право публикатора на произведение  науки, литературы и искусства  - исключительное право на обнародование,  право на указание своего имени  на экземплярах.

Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование  третьими лицами фонограмм, радио и  телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует  согласия либо артиста, осуществляющего  исполнение, либо организаций, сделавших  звукозапись, либо радио и телеорганизаций. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые  способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики. 

 Для возникновения, осуществления  и защиты смежных прав не  требуется регистрации их объекта  или соблюдения каких-либо формальностей.

Стоит отметить, что производители  звукозаписей могут пользоваться охраной, даже если то, что они записали, не является произведением. Знак охраны смежных  прав - оповещение производителя фонограммы и исполнителя о своих исключительных смежных правах. Знак охраны смежных  прав помещается на каждом экземпляре фонограммы и/или на каждом содержащем ее футляре и состоит из:

- буквы "Р" в окружности (англ. рhonorecord);

- имени (наименования) обладателя  исключительных смежных прав;

- года первого опубликования  фонограммы.

Знак правовой охраны смежных прав помещается на каждом оригинале или  экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре.

 Обладателями смежных прав  являются: исполнители, производители  фонограмм,

организации эфирного и кабельного вещания, изготовители базы данных, публикаторы.

Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат  исключительные смежные права: личные неимущественные - право на имя, право  на защиту исполнения или постановки; имущественные - право на использование  исполнения или постановки в любой  форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки. Обладатель смежных прав вправе использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование такого результата, однако отсутствие запрета не считается согласием. Смежные права возникают в силу факта создания результата интеллектуальной деятельности. Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются непереданными.

Однако развитие науки и технологии приводит к тому, что правообладатель  лишается возможности обеспечить свой монополизм, ибо не может проконтролировать  использование своих прав; с другой стороны, в ряде случаев пользователи (как правило, в силу специфики  своей деятельности) лишены возможности  в индивидуальном порядке заключать  прямые договоры с правообладателями, равно как и последним тоже в этих случаях затруднительно заключать  договоры с пользователями. 11

Поскольку в данных обстоятельствах  частные интересы каждого правообладателя  противопоставляются интересам  общества в целом (или большей  части потребительской аудитории), то стандартная для использования  интеллектуальной собственности юридическая  схема «не можешь заключить договор  об использовании - не используй» представляется не вполне обоснованной.

Правоведы справедливо указывают, что общество, защищая свои интересы, может посредством государства  лишить авторов в этих затруднительных  случаях исключительных прав, заменив  их правами на получение вознаграждения, однако это ведет к искажению  природы авторского права. Именно такая  схема отношений между создателем произведения, пользователем и государством была реализована институтом авторского права советского периода, а именно в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. в отношении отдельных видов  использования произведений.

Однако, приводя российское законодательство в соответствие с международными стандартами охраны интеллектуальной собственности, российский законодатель нашел решение, альтернативное государственному регулированию данной сферы отношений, - создание обществ по управлению правами  на коллективной основе.

В соответствии с п. 1 ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут  создавать организации по управлению их правами на коллективной основе.

Подчеркнем - создавать указанные  организации вправе сами правообладатели.

Создание указанных организаций  допускается в одном из двух случаев:

когда осуществление прав в индивидуальном порядке затруднительно для правообладателей;

когда Кодексом допускается использование  объектов авторских и смежных  прав без согласия обладателей соответствующих  прав, но с выплатой им вознаграждения.

Организации по управлению правами  на коллективной основе могут создаваться  в форме некоммерческих организаций.

Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого  исполнения или постановки либо с  момента первого опубликования  для фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в  течение этого срока, либо после  осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю.

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного  посягательства охраняются бессрочно.

К наследникам (в отношении юридических  лиц - к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации  эфирного или кабельного вещания  переходит право разрешать использование  исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение  вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

Правовое регулирование сферы  смежных прав представляется наиболее сложным по сравнению с областью авторских, поэтому в большей  степени требует участия специалиста  в решении того или иного вопроса, связанного с использованием смежных  прав.

 Законодатель выделяет три категории исполнителей: артист-исполнитель, режиссер-постановщик, дирижер.

К первой категории относятся не только те лица, которые исполняют  произведения, но и те, которые выполняют  артистическую работу. Однако сфера  этой работы ограничена и связана  с исполнением эстрадного, циркового  или кукольного номера. Следовательно, акробаты, эквилибристы, клоуны, фокусники  и др. являются исполнителями. Необходимо обратить внимание и на то, что законодатель относит к артистам-исполнителям не только лиц, которые исполняют  объекты авторского права, но и произведения народного творчества. 

 Обращает на себя внимание  и характер труда исполнителя.  В статье 1313 ГК РФ указано, что  труд исполнителя должен быть  творческий. Таким образом, если  исполнение не носит творческого  характера, ему не предоставляется  правовая охрана. Указание на  творческий характер исключает  из понятия исполнителя статистов,  лиц, которые играют второстепенные  роли. 

Ко второй категории исполнителей относится режиссер-постановщик  спектакля, т.е. лицо, осуществившее  постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления. Нередко специалисты  в данной сфере отмечают, что характер труда при создании театральной  постановки схож с характером труда  при создании постановки аудиовизуального произведения и, несмотря на такую схожесть, закон предусматривает для этих объектов разный правовой режим.

 К третьей категории исполнителей  относится дирижер - музыкант, управляющий  оркестром или хором при исполнении  музыкального произведения.12 

Совместное исполнение напоминает институт соавторства. Необходимо обратить внимание на то, что соисполнительство  будет иметь место только в  том случае, если труд каждого исполнителя  носит творческий характер . Смежные  права на исполнение в целом принадлежат  соисполнителям независимо от того, имеет  ли место раздельное или нераздельное соисполнительство. При раздельном соисполнительстве помимо смежных  прав на исполнение в целом каждый соисполнитель обладает смежными правами  на исполненный им элемент, если он имеет самостоятельное значение, т.е. может использоваться независимо от других элементов. При раздельном соисполнительстве исполнитель  может по своему усмотрению использовать элемент своего исполнения, если соглашением не предусмотрено иное.

В пункте 2 ст. 1314 ГК РФ предусматривается, что смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем  коллектива исполнителей, а при его  отсутствии - членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между  ними не предусмотрено иное. 

Доходы от использования совместного  исполнения распределяются между всеми  членами коллектива поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Право на получение доходов от использования исполнения является не смежным правом, а составляющим элемент обязательства, возникшего либо в силу договора, заключенного между пользователем и исполнителями, либо в силу закона.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 1315 ГК РФ право  авторства - это право признаваться автором исполнения. Представляется, что данное законодателем определение  и название права не совсем удачны, так как приводят к смешению с  правами автора произведения. Право  авторства может быть нарушено не только при использовании исполнения, но и при размещении информации об исполнении, в частности при указании на афишах имени не того лица, которое  является исполнителем, а также при  неправильном указании имени исполнителя  в программе телепередач.

В статье 1315 ГК РФ раскрывается содержание права исполнителя на имя. Право  на имя - это право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах  фонограммы и в иных случаях использования  исполнения, а при совместном исполнении - право на указание наименования коллектива исполнителей. Таким образом, законодатель ограничивает исполнителя двумя  возможностями реализации своего права  на имя: либо указать подлинное имя, либо псевдоним, т.е. вымышленное имя. При совместном исполнении исполнители  указывают наименование коллектива. Вместе с тем законодатель устанавливает  пределы этого права, т.е. предусматривает, когда имя исполнителя не указывается  и разрешение у исполнителя на это не спрашивается - речь идет о  случаях, когда характер использования  произведения исключает возможность  указания имени исполнителя или  наименования коллектива исполнителей. Кроме того, исполнители не должны злоупотреблять своим правом на имя: они не могут избрать в качестве псевдонима фамилию известного исполнителя  или придумать название коллектива, сходного с названием другого  творческого коллектива. Право на имя может быть нарушено только при  использовании исполнения.

Исполнитель должен осуществлять свои права с соблюдением прав авторов  исполняемых произведений. Если исполнение осуществляется по инициативе исполнителя, то он в случае публичного исполнения должен получить разрешение от обладателя исключительного права на произведение на такой способ использования. Если же исполнитель осуществляет публичное исполнение не по своей инициативе, а, например, в силу трудового договора или договора о возмездном оказании услуг, то разрешение у обладателя исключительного лица на произведение должны получить работодатель, заказчик и иное лицо, по чьей инициативе публично исполняется произведение. При публичном исполнении должны быть соблюдены и неимущественные права автора произведения.

Так же, как и в отношении исключительного  авторского права на произведение ГК РФ не ограничил способы использования  исполнения, закрепив исключительное право исполнителя использовать исполнение любым не запрещенным  законом способом. Но несмотря на это, примерный перечень основных способов использования исполнений имеет  существенное значение.

Необходимо отметить, что ГК расширил перечень способов использования исполнения в сравнении с Законом об авторском  праве. При этом расширение носит  как количественный, так и качественный характер. Во-первых, перечень дополнен такими способами использования  исполнения, как распространение  и публичное исполнение записи исполнения. Во-вторых, значительно полнее в  ГК раскрыто содержание таких способов использования исполнения, как сообщение  в эфир и воспроизведение записи исполнения.

Информация о работе Анализ особенностей правового регулирования в области охраны интеллектуальной собственности