Виды юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие юридического лица, виды.
Понятие юридического лица в ст. 48 ГК РФ в редакции Проекта изложено лаконичнее, чем в действующей редакции. Согласно Проекту ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Содержание

Введение
Основная часть
1 Виды юридических лиц
2 Личный закон юридического лица
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курс законы ману 2012.doc

— 564.50 Кб (Скачать файл)

Основные  данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Новосибирский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Гражданское право

Тема

Виды юридических лиц

Фамилия студента

Скворцова

Имя студента

Марина 

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

06012100101005


 

Содержание

Введение

3

Основная часть

4

1 Виды юридических лиц

4

2 Личный закон юридического лица

14

Глоссарий

26

Список использованных источников

28

Приложение

29

   
   
   
   

Введение

Цель данной работы – рассмотреть понятие юридического лица, виды.

Понятие юридического лица в  ст. 48 ГК РФ в редакции Проекта изложено лаконичнее, чем в действующей редакции. Согласно Проекту ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Все юридические лица разделены  на корпорации (основанные на началах  членства) и унитарные юридические  лица (ст. 65.1 ГК РФ в редакции Проекта). Под правом членства в Проекте ГК РФ понимается право участников юридического лица на участие в управлении деятельностью корпораций. К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий.

В отношении всех корпораций (в  том числе и некоммерческих) установлены  единые права их участников и единые правила управления ими (ст. ст. 65.2 и 65.3 ГК РФ в редакции Проекта).

Также юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном  реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных в  Проекте ГК РФ. Обращает на себя внимание то, что не делается никаких исключений для некоммерческих юридических лиц, организационно-правовые формы которых также должны быть предусмотрены в Гражданском кодексе РФ. Тем самым по отношению к некоммерческим юридическим лицам вводится принцип numerus clausus - закрытого перечня. В настоящее время в российском законодательстве действует значительное количество федеральных законов, предусматривающих различные виды некоммерческих юридических лиц. В Проекте ГК РФ предлагается существенно сократить количество организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, ввести единое и централизованное регулирование и установить строгий перечень правовых форм, в которых могут учреждаться эти юридические лица.

В настоящее время активизировалось изучение вопросов профессиональной подготовки кадров полиции зарубежных стран  отечественными учеными. Исследования проводятся как юристами, так и философами, историками, социологами, педагогами, психологами и другими специалистами, изучающими различные аспекты правоохранительной деятельности, обучения и психологического сопровождения деятельности сотрудников органов внутренних дел. К числу исследователей, уделивших внимание этим проблемам, относятся такие ученые, как В.М. Анисимков, О.В. Афанасьева, В.И. Барко, А.В. Буданов, И.Б. Богородицкий, А.В. Губанов, В.П. Игнатов, А.С. Коваленко, А.Н. Костин, В.Д. Малков, Н.П. Матюхина, В.М. Морозов, С.А. Полежаева, А.Н. Роша, М.П. Смирнов, А.М. Столяренко, А.А. Теличкин, И.Ч. Шушкевич и другие.

Из зарубежных ученых и практиков  значительный вклад в исследование теоретических и организационно-правовых проблем полицейского менеджмента  различных зарубежных стран внесли М. Бентон, Р. Бойд, Л. Браун, П. Викстрем, Д. Вихершем, А. Воллмер, П. Гиннис.

 

Основная часть

1. Виды коммерческих лиц

 

При применении статьи 1473 ГК РФ судам надлежит руководствоваться следующим.

С учетом положений пункта 3 статьи 1473 ГК РФ каждое юридическое лицо, действующее в организационно-правовой форме коммерческой организации, должно иметь одно полное фирменное наименование и может иметь одно сокращенное фирменное наименование. При этом согласно пункту 1 статьи 1473, пункту 2 статьи 1475 Кодекса фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации юридического лица. Какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, ГК РФ не предполагает.

58.2. В силу пункта 4 статьи 54, пункта 1 статьи 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

Наименования некоммерческих организаций (статья 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 Кодекса.

Ввиду этого правила, предусмотренные  статьей 1473 ГК РФ, в том числе запреты, содержащиеся в пункте 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются.

Не относятся к фирменным  наименованиям в смысле положений  ГК РФ наименования не являющихся юридическими лицами объединений юридических лиц.

Под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", в смысле абзаца восьмого пункта 4 статьи 1473 ГК РФ следует понимать в том числе слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него).

Применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться также полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов (например: Содружество Независимых Государств, СНГ).

Требования к фирменным наименованиям  кредитных организаций определены как статьей 1473 ГК РФ (к ним также применяются запреты, установленные пунктом 4 этой статьи), так и статьей 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", вводящей дополнительные требования к фирменным наименованиям указанных организаций.

Споры о фирменных наименованиях  подведомственны арбитражным судам.

Согласно пункту 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц (далее - Реестр) ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

При применении данной нормы судам  необходимо учитывать: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.

60. Судам следует иметь в виду, что в силу пункта 4 статьи 1474 ГК РФ требование прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки может заявить только правообладатель. Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, на основании пункта 5 статьи 1473 Кодекса предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 этой статьи.

Иным лицам право требования от юридического лица прекращения нарушения  положений параграфа 1 главы 76 ГК РФ Кодексом не предоставлено.

При применении статьи 1475 ГК РФ судам надлежит учитывать, что она не исключает охрану в Российской Федерации права на фирменное наименование иностранных юридических лиц (статья 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности).

Некоммерческие юридические лица согласно Проекту ГК РФ - подразделяются на некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации. Критерием такого разделения выбрано количество участников некоммерческих юридических лиц. Некоммерческие корпорации предполагают корпоративное функционирование на основе членства их участников. Такие правовые формы предусматривают коллегиальное решение вопросов управления юридическим лицом, тогда как унитарные организации не могут по своей природе функционировать со множеством участников.

К некоммерческим корпорациям  Проектом ГК РФ отнесены:

- потребительские кооперативы,  в том числе товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные, дачные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, садово-огороднические (огороднические) и дачные объединения граждан, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественные организации, в  том числе политические партии, казачьи общества и общины  коренных малочисленных народов,  а также созданные в качестве  юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления;

- ассоциации и союзы граждан  и (или) юридических лиц, в  том числе некоммерческие партнерства,  саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

В свою очередь к некоммерческим унитарным организациям согласно Проекту ГК РФ относятся:

- общественные, благотворительные  и иные фонды, в том числе  автономные некоммерческие организации;

- государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;

- религиозные организации.

Список коммерческих юридических  лиц не претерпел столь существенных изменений. Из числа возможных форм коммерческих юридических лиц было исключено общество с дополнительной ответственностью как практически невостребованное на практике, что подчеркнуто в Пояснительной записке. Также Проектом ГК РФ предлагается отказаться от закрытого акционерного общества, которое, как следует из Пояснительной записки, не оправдало себя и дублирует общество с ограниченной ответственностью.

В качестве учредительных документов юридического лица в Проекте ГК РФ предлагается оставить лишь устав. Однако хозяйственные товарищества действуют на основе учредительного договора, имеющего юридическую силу устава (п. 3 ст. 52 ГК РФ в редакции Проекта).

Интересно отметить, что в  Проекте ГК РФ упоминаются типовые формы уставов, которые могут использоваться при создании юридических лиц. Типовые уставы в соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в редакции Проекта разрабатываются уполномоченными органами в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Следует отметить, что в уставах  некоммерческих организаций, занимающихся деятельностью, приносящей доход, должны быть указаны виды такой деятельности, которые должны соответствовать целям создания этого юридического лица и основным видам его деятельности.

Также была дополнена норма о  специальной правоспособности юридических  лиц, которые смогут заниматься особыми  видами деятельности не только на основании лицензии, но и в результате получения членства в саморегулируемых организациях.

Проект ГК РФ предлагает единое регулирование для всех юридических лиц при принятии решения об их создании (ст. 50.1 ГК РФ в редакции Проекта). Установлено, что если учредителей двое или более, такое решение должно быть принято ими единогласно.

В решении должны быть указаны следующие  сведения:

- об учреждении юридического  лица;

- об утверждении его устава;

- о порядке, размере, способах  и сроках образования его имущества;

- об избрании (назначении) его органов.

Если принимается решение о  создании юридического лица корпоративного типа (основанном на началах членства), то в таком решении указываются  также сведения о результатах  голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Иные специальные нормы относительно принятия решения об учреждении отдельных  видов юридических лиц могут  предусматриваться федеральными законами.

В вопросах государственной регистрации  юридических лиц Проект ГК РФ предусматривает, что все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ в редакции Проекта).

Также и само юридическое лицо не вправе ссылаться в отношениях с третьими лицами на обстоятельства, не отраженные в ЕГРЮЛ.

Третьим лицам должны быть возмещены  убытки, вызванные непредставлением, несвоевременным представлением или  представлением недостоверных данных в ЕГРЮЛ юридическим лицом.

Согласно Проекту ГК РФ уполномоченный орган обязан проверять достоверность данных о юридическом лице, представляемых для внесения в реестр, и в установленных законом случаях уведомлять заинтересованных лиц о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица и регистрации изменений в иных данных о нем в реестре. Заинтересованные лица в свою очередь могут направлять свои возражения относительно предстоящих изменений в реестр.

Представляется, что эта норма  может быть удобным инструментом правовой защиты против корпоративных  захватов, осуществляемых с помощью  представления в реестр подложных  документов.

Проектом ГК РФ предлагается установить обязанность лиц, которые в силу закона, иного правового акта или устава юридического лица уполномочены выступать от его имени, действовать в интересах этого юридического лица добросовестно и разумно. Так же и члены коллегиальных органов юридического лица должны действовать добросовестно и разумно в интересах этих юридических лиц (п. 3 ст. 53 ГК РФ в редакции Проекта).

Информация о работе Виды юридических лиц