Возникновение и прекращение унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также в изучении юридических лиц в РФ и государственных и муниципальных унитарных предприятий
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
- описание государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- определить понятие и признаки государственного унитарного предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...……..3
Глава 1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия…………………………………………………………..……………….5
1.1. Возникновение государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………….….……5
1.2. Понятие государственного и муниципального унитарного предприятия…………………………………………………………….….........8
1.3. Признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………………….11
1.4. Формы государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………………………….............................12
1.5. Прекращение государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………………….16
Глава 2. Правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий.................................................................................................................19
1.1. Особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий ………………………………………………………19
1.2. Основные проблемы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………26
Список используемой литературы………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ГП.docx

— 51.60 Кб (Скачать файл)

                                                  Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...……..3

Глава 1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия…………………………………………………………..……………….5

    1. Возникновение государственных и муниципальных  унитарных предприятий…………………………………………………………….….……5
    2. Понятие государственного и муниципального унитарного предприятия…………………………………………………………….….........8
    3. Признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………………….11
    4. Формы государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………………………….............................12
    5. Прекращение государственных и муниципальных  унитарных предприятий…………………………………………………………………….16

Глава 2. Правоспособность государственных и муниципальных унитарных  предприятий.................................................................................................................19

    1. Особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий ………………………………………………………19
    2. Основные проблемы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………23

Заключение……………………………………………………………………………26

Список используемой литературы………………………………………………….28

 

 

                                                     Введение

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического развития страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышения эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами . Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей. Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности.  
Актуальность темы данной работы обусловлена следующими обстоятельствами: 
Во-первых, в нашей стране идет утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью, которое свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России; 
Во-вторых, государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее - 
потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер;

В-третьих, государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. 
Объектом моего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают государственные и муниципальные предприятия как юридические лица. 
Предметом является механизм осуществления деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. 
Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также в изучении юридических лиц в РФ и государственных и муниципальных унитарных предприятий 
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи: 
- описание государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- определить понятие и  признаки государственного унитарного  предприятия.

 

Глава 1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

1.1.Возникновение государственных  и муниципальных  унитарных предприятий.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.   Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

 В случае, если иное  не предусмотрено федеральным  законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации  в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного  унитарного предприятия.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.  

Статья 30. Слияние унитарных предприятий1

1. Слиянием унитарных  предприятий признается создание  нового унитарного предприятия  с переходом к нему прав  и обязанностей двух или нескольких  унитарных предприятий и прекращением  последних.

2. Собственник имущества  унитарного предприятия принимает  решения об утверждении передаточного  акта, устава вновь возникшего  унитарного предприятия и о  назначении его руководителя.

3. При слиянии унитарных  предприятий права и обязанности  каждого из них переходят к  вновь возникшему унитарному  предприятию в соответствии с  передаточным актом. 

Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию

1. Присоединением к унитарному  предприятию признается прекращение  одного или нескольких унитарных  предприятий с переходом их  прав и обязанностей к унитарному  предприятию, к которому осуществляется  присоединение.

2. Собственник имущества  унитарного предприятия принимает  решения об утверждении передаточного  акта, о внесении изменений и  дополнений в устав унитарного  предприятия, к которому осуществляется  присоединение, и при необходимости  о назначении руководителя этого  унитарного предприятия.

3. При присоединении одного  или нескольких унитарных предприятий  к другому унитарному предприятию  к последнему переходят права  и обязанности присоединенных  унитарных предприятий в соответствии  с передаточным актом. 

Статья 32. Разделение унитарного предприятия

1. Разделением унитарного  предприятия признается прекращение  унитарного предприятия с переходом  его прав и обязанностей к  вновь созданным унитарным предприятиям.

2. Собственник имущества  унитарного предприятия принимает  решения об утверждении разделительного  баланса, уставов вновь созданных  унитарных предприятий и о  назначении их руководителей.

3. При разделении унитарного  предприятия его права и обязанности  переходят к вновь созданным  унитарным предприятиям в соответствии  с разделительным балансом. 

Статья 33. Выделение из унитарного предприятия

1. Выделением из унитарного  предприятия признается создание  одного или нескольких унитарных  предприятий с переходом к  каждому из них части прав  и обязанностей реорганизованного  унитарного предприятия без прекращения  последнего.

2. Собственник имущества  унитарного предприятия принимает  решения об утверждении разделительного  баланса, уставов вновь созданных  унитарных предприятий и о  назначении их руководителей, а  также о внесении изменений  и дополнений в устав реорганизованного  унитарного предприятия и при  необходимости о назначении его  руководителя.

3. При выделении из  унитарного предприятия одного  или нескольких унитарных предприятий  к каждому из них переходит  часть прав и обязанностей  реорганизованного унитарного предприятия  в соответствии с разделительным  балансом. 

Статья 34. Преобразование унитарного предприятия2

1. Унитарное предприятие  может быть преобразовано по  решению собственника его имущества  в государственное или муниципальное  учреждение. Федеральное государственное  унитарное предприятие может  быть также преобразовано в  автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий  в организации иных организационно-правовых  форм осуществляется в соответствии  с законодательством Российской Федерации о приватизации.

2. Решением о преобразовании  унитарного предприятия в государственное  или муниципальное учреждение, решением  о преобразовании федерального  государственного унитарного предприятия  в автономную некоммерческую  организацию должны быть определены  основные цели деятельности создаваемой  организации, наименование органа  исполнительной власти, осуществляющего  полномочия учредителя такой  организации, а также необходимые  мероприятия по преобразованию  унитарного предприятия. Указанные  решения принимаются Правительством  Российской Федерации, уполномоченным  органом государственной власти  субъекта Российской Федерации  или уполномоченным органом местного  самоуправления в соответствии  с актами, определяющими компетенцию  этих органов, в отношении федерального  государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия  субъекта Российской Федерации  или муниципального унитарного  предприятия.

Правительством Российской Федерации могут быть определены дополнительные условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации.

3. Преобразование унитарного  предприятия не может являться  основанием для расторжения трудовых  договоров с работниками реорганизуемого  унитарного предприятия.

1.2.  Понятие государственного  и муниципального унитарного  предприятия.

 

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК) 3. Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности. 
Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица.4 Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе. Так, государственное предприятие вправе передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные источники финансирования. Тем не менее систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит за рамки специальной правоспособности унитарного предприятия, ибо его цель – производство продукции, а не услуги по предоставлению вещей внаем. 
Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций 2. 
В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК)5. 
В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК должен быть принят специальный закон, посвященный правовому статусу унитарных предприятий.6

Информация о работе Возникновение и прекращение унитарных предприятий