Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:21, реферат
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия государственной должности, выявлении ее основных признаков и значения в системе государственного управления.
Задачи контрольной работы:
1. определить понятие государственной должности;
2. рассмотреть систему государственных должностей в России;
3. осветить порядок учреждения и замещения государственных должностей.
Введение
1. Понятие государственной должности
2. Система государственных должностей в Российской Федерации. Виды, категории и группы государственных должностей
3. Учреждение и замещение государственных должностей
Список использованной литературы
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра государство, муниципального и экономического управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине: "Правовое обеспечение государственного и муниципального управления"
Государственная должность. Виды. Функционально-правовые характеристики исполнения государственных должностей государственной службы
Новосибирск 2013
Содержание
Введение
1. Понятие государственной должности
2. Система государственных должностей в Российской Федерации. Виды, категории и группы государственных должностей
3. Учреждение и замещение государственных должностей
Список использованной литературы
Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений.
Понятие "государственная служба" действующее законодательство напрямую связывает с понятием "государственная должность", так как именно лица, замещающие государственные должности государственной службы и являются государственными служащими.
Государственная должность представляет собой главную инстанцию административного процесса по реализации компетенции государственного органа при ведении и разрешении государственных дел. Понятие государственной должности раскрывает ее сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи.
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия государственной должности, выявлении ее основных признаков и значения в системе государственного управления.
Задачи контрольной работы:
1. определить понятие
2. рассмотреть систему
3. осветить порядок учреждения и замещения государственных должностей.
Объектом работы является система
государственной организации
Для написания контрольной работы были использованы Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об Основах государственной службы в Российской Федерации, а также учебный материал таких ученых правоведов, как Г.В. Атаманчук, В.И. Лобанов и др.
В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно - правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.
В Федеральном Законе "Об Основах государственной службы Российской Федерации" дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой - негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязательств. [2; с. 4]
К числу "иных" государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: Центральный Банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители, дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, Счетная палата, прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченного по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимающего должность на постоянной основе, а также территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий. [1; с. 9]
Государственная должность - это "первоэлемент", "кирпичик" государственной организации. Это понятие означает часть государственной власти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность. Государственным служащим является лицо, замещающее должность в установленном порядке; оно включается в штат служащих, получает - соответствующий квалификационный разряд (ранг, классный чин, звание) и занимает свое место в иерархии государственной администрации.
Таким образом, государственная должность характеризуется следующими признаками:
1) является частью
Государственная должность содержит основную функцию, выполняемую государственным служащим. Наименование государственной должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального государственного служащего; ее назначение - обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень - главная государственная должность; замещается в порядке назначения. Наименование "главный специалист администрации области" - отражает другие признаки: это должность государственного служащего субъекта Российской Федерации, а именно области; ее назначение - выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрации области; уровень - старшая государственная должность; замещается в порядке конкурса. [5; с. 79]
Установлены четкие границы для государственных должностей, которые в соответствии с законом, могут образовываться исключительно в государственных органах, имея в виду органах государственной власти и территориальных государственных органах. Тем самым, государственные должности не могут образовываться в государственных учреждениях, не являющихся органами государственной власти. Решение российского законодателя в этой части уникально: в других странах не совершается такого жесткого отделения государственного аппарата от гражданской бюджетной сферы. Даже, наоборот, статус гражданских служащих в равной мере распространяется как на служащих органов государственной власти, так и на служащих государственных учреждений и аппарат управления государственными предприятиями.
Институт государственной должности подразумевает его персональную реализацию в лицах, в связи с чем установлено соотношение иерархии должностей и иерархии квалификации и специализации лиц, замещающих государственные должности.
Специализация предусматривает наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей соответствующего профессионального образования. Она устанавливается в зависимости от функциональных обязанностей государственных должностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.
Квалификационные требования к служащим, занимающим государственные должности, включают следующее.
Во - первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей.
Во - вторых, для лиц, занимающих государственные
должности федеральной
В - третьих, устанавливаются требования
к уровню знаний Конституции и
Федеральных законов, конституций,
уставов и законов субъектов
Федерации применительно к
Кроме того, могут устанавливаться и другие требования.
Таким образом, суть государственной должности не столько в характеристике органов или учреждений, в которых она образована, сколько в совокупности полномочий, осуществляемых по этой должности. Государственная должность - это юридическое, от имени государства, учреждение полномочий по реализации компетенции государственного органа одним лицом.
В целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о государственной службе и повышения эффективности кадровой политики в государственном аппарате рядом указов Президента РФ утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории "Б" и "В"), которые считаются соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Такие перечни учреждены для обеспечения исполнения полномочий Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.
Должности на государственной службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований:
а) по видам деятельности в государственных
органах и организациях - в государственном
аппарате, в администрации
б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);
в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению;
г) по замещению в данное время - занятые и вакантные.
Должности государственной гражданской службы подразделяются на виды, категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие четыре вида.
Первый вид - руководители. Это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений.
Должности руководителей и заместителей
руководителей территориальных
органов федеральных органов
исполнительной власти и их структурных
подразделений, должности руководителей
и заместителей руководителей представительств
государственных органов и их
структурных подразделений, замещаемые
на определенный срок полномочий или
без ограничения срока
Второй вид - помощники (советники). Это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
Третий вид - специалисты. Это должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
Четвертый вид - обеспечивающие специалисты. Это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
По признаку взаимоотношений
высшие государственные
главные государственные должности (4-я группа);
ведущие государственные должности (3-я группа);
старшие государственные должности (2-я группа);
младшие государственные должности (1-я группа).
Должности видов "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности вида "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности вида "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.