Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 02:19, реферат
Термин «информатизация» появился в отечественной научной литературе в начале 80-х годов XX века в связи с возникновением в обществе социальной потребности к все более широкому использованию средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в России в 1995 году, дает термину «информатизация» следующее определение:
«Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».М
Введение 3
1. Государственная политика России в области информатизации 5
2. Особенности реализации государственной политики в области справочно-правовой информатизации 10
3. Основные направления информатизации правотворческой деятельности в РФ 12
4. Характеристика автоматизированной справочно-правовой информационной системы Министерства юстиции РФ 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ФИЛИАЛ)
ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА ГОСУДАРСТВА»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ»
на тему:
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»
Выполнила:
студентка 1 курса
группа Ю2-111
Салимова Сания
Проверил:
к.ю.н., доцент Егоров Г. Г.
Волжский 2011
Содержание
Введение 3
1. Государственная политика России в области информатизации 5
2. Особенности реализации государственной политики в области справочно-правовой информатизации 10
3. Основные направления информатизации правотворческой деятельности в РФ 12
4. Характеристика автоматизированной справочно-правовой информационной системы Министерства юстиции РФ 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Термин «информатизация» появился в отечественной научной литературе в начале 80-х годов XX века в связи с возникновением в обществе социальной потребности к все более широкому использованию средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в России в 1995 году, дает термину «информатизация» следующее определение:
«Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».
При этом сами информационные ресурсы определяются в этом законе как «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».
Вышеуказанный закон распространяется
лишь на вполне конкретный класс информации,
а именно – на информацию документированную,
т.е. уже полученную, объективированную
и зафиксированную на материальном
носителе. Однако, несмотря на это, значение
этого закона для развития процесса
информатизации в России трудно переоценить.
В нем впервые в
Таким образом, в данном законе информатизация рассматривается как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение. И основой этого развития провозглашается формирование и использование информационных ресурсов.
Проблеме осуществления
Цель данной работы состоит в исследовании проблем информатизации в России на современном этапе.
Цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть основные принципы
государственной политики
2. Проанализировать особенности
реализации государственной
3. Изучить основные направления
информатизации
4. Проанализировать деятельность
справочно-правовой
В Российской Федерации объявлена федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 годы», в соответствии с которой в 2003-2007 гг. в России появится электронное правительство, а в 2007-2008 гг. будет завершен переход на электронный документооборот федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
Переход к информационному обществу представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс. Развитие этого процесса тесным образом связано с определенной перестройкой общественного сознания. В РФ такая перестройка началась существенно позднее, чем в передовых странах Запада. И причина здесь кроется не столько в технологическом отставании РФ, сколько в гуманитарной сфере. Концепция построения информационного общества также была объявлена антинаучной и в нашей стране в тот период времени не только не разрабатывалась, но и решительно пресекалась. Идеологическая близорукость отечественной философии обернулась для РФ 5-7 годами потерянного времени в период начального развития процесса глобальной информатизации общества и научного осмысления закономерностей и возможных последствий этого развития.
Однако публикация на Западе работ Э. Тоффлера, И. Масуды, Дж. Мартина, Д. Лайона, в которых рассматривались социально-экономические аспекты информатизации общества, и выдвигалась концепция формирования новой, информационной цивилизации, которая должна прийти на смену индустриальному обществу, не прошла для российской науки бесследно. И уже в конце 80-х годов в нашей стране также начали появляться научные публикации по важнейшим философским и социально-экономическим проблемам информатизации общества. Этим мы обязаны, в первую очередь, профессорам А. И. Ракитову, А. П. Ершову и А. Д. Урсулу.
Хорошим стимулом для обсуждения проблем
и возможных последствий
Весьма примечательно, что концепция определила основные цели и направления работ по решению задач информатизации различных сфер не только народного хозяйства СССР, но также и его социальной сферы, науки, образования и культуры, системы здравоохранения, решения проблем демократизации общества.
Впервые на уровне общегосударственного программного документа давались следующие оценки стратегической роли информатизации в дальнейшем развитии общества: «Информатизация – одно из наиболее значимых направлений мирового научно-технического процесса, важнейший фактор развития современного общества»; «Информатизация как объективная закономерность неизбежна и для нашей страны, и для нашего общества и является необходимым условием для решения задач его социального развития».
Однако, несмотря на приведенные выше правильные целевые установки, системная направленность Концепции информатизации советского общества по своему содержанию все-таки оставалась технократической. И это понятно, ведь, как отмечалось в концепции, наше отставание от передовых стран Запада по объемам и качеству производства средств информатизации в тот период времени уже достигало 10-100-кратного размера и продолжало увеличиваться, что становилось стратегически опасным.
К главным причинам такого положения можно отнести:
В концепции информатизации советского общества были определены следующие основные принципы государственной политики в этой области:
Централизованная политика должна быть направлена на достижение национальных стратегических целей.
Децентрализованная политика ориентируется, главным образом, на создание условий, обеспечивающих саморазвитие процесса информатизации и удовлетворение на этой основе социальных потребностей населения в информационных продуктах и услугах:
Перечисленные выше основные принципы государственной политики в полной мере остаются актуальными и сегодня.
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование информационного общества, по мнению А. Д. Урсула, не является конечной целью глобального процесса информатизации. Он будет развиваться и далее при других видах общественного устройства. Что же касается самого информационного общества, то оно является лишь первой стадией формирования ноосферы – сферы разума, представителями которой будут люди новой цивилизации, которая должна начать свое формирование уже в XXI веке.
Такое понимание роли информатизации
и места информационного
Таким образом, концептуальная позиция российских ученых в проблеме формирования информационного общества опирается на основные идеи ноосферогенеза, которые сегодня значительно опережают другие философские концепции, развиваемые западными учеными.
Приведем еще один количественный
показатель, который достаточно наглядно
характеризует отношение к
В странах Западной Европы указанные выше затраты почти вдвое меньше, чем в США. Что же касается России, то они составляли 20 долларов, что в 60 раз меньше, чем в США. На эту сумму можно было приобрести разве лишь несколько дискет для персонального компьютера.
Что же касается уровней информатизации
основных сфер деятельности занятого
населения России, то здесь основными
потребителями средств