Государственные гарантии социальной защиты обучающихся образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 05:58, реферат

Краткое описание

Цель исследования – определение уровня социальной защиты обучающихся образовательных учреждений (организаций).
В соответствии с целью и гипотезой исследования предполагалось решить следующие задачи:
1. Уточнить представления о сущности социальной защиты обучающихся;
2. Рассмотреть основные государственные гарантии социальной защиты обучающихся образовательных учреждений (организаций)
3. Определить условия эффективного функционирования системы социальной защиты учащихся в системе образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие социальной защиты обучающихся образовательных учреждений………………………………………………………………………..5
2. Государственные гарантии социальной защиты обучающихся образовательных учреждений………………………………………………...….9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

защита.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие социальной защиты обучающихся образовательных учреждений………………………………………………………………………..5
  2. Государственные гарантии социальной защиты обучающихся образовательных учреждений………………………………………………...….9

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

Введение

 

В настоящее время социальная защита обучающихся начала осознаваться как одна из важнейших функций системы образования. Анализ материалов и документов, законодательных и нормативных актов, практического опыта показывает, что современное состояние системы социальной защиты обучающихся можно охарактеризовать как состояние направленного поиска, «естественного эксперимента». Можно говорить о том, что содержание социально-педагогической работы с обучающимися на сегодняшний день в общих чертах определилось, а вот ее реализация в практике образовательных учреждений носит не системный характер. Кроме того, руководители разного уровня, работающие в системе образования, педагоги зачастую не рассматривают социальную защиту учащихся в качестве приоритета своей деятельности. В этих условиях большое значение приобретают, с одной стороны, теоретические исследования по современным проблемам социальной защиты детей, позволяющие выработать научно обоснованные рекомендации, с другой стороны - практическая деятельность органов и учреждений образования, внедряющих соответствующие разработки, и тем реально улучшающих различные стороны социальной защиты учащихся.

Проблема социальной защиты детства прямо или косвенно поднималась целым рядом отечественных и зарубежных исследователей, в их числе К. Д. Ушинским, П. П. Блонским, К. Н. Вентцелем, П. Ф. Каптеревым, Я. Корчаком, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и другие.

Источниками для данного исследования послужили международные и российские законодательные материалы и документы по социальной защите детей, труды отечественных педагогов, общественных деятелей по проблеме защиты детства, региональные и муниципальные программы развития образования, программы социальной защиты учащихся, Концепция модернизации российского образования, а также диссертационные исследования, посвященные в той или иной степени анализу данной проблемы.

Объект исследования - социальная защита учащихся в системе образования.

Предмет исследования – понятие и основные государственные гарантии социальной защиты учащихся в системе образования.

Цель исследования – определение уровня социальной защиты обучающихся образовательных учреждений (организаций).

В соответствии с целью и гипотезой исследования предполагалось решить следующие задачи:

1. Уточнить представления о сущности социальной защиты обучающихся;

2. Рассмотреть основные государственные гарантии социальной защиты обучающихся образовательных учреждений (организаций)

3. Определить условия эффективного функционирования системы социальной защиты учащихся в системе образования.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

  1. Понятие социальной защиты обучающихся образовательных учреждений

 

Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать1:

- дошкольное воспитание (уход, воспитание  и обучение в яслях, детских  садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах  и т.д.);

- работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами)

- воспитание в детских домах  и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному  воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.);

- формы, содержание и методы  обучения взрослых (профессиональное  обучение и образование, социальная  работа на предприятиях, организация  самопомощи, семейные консультации  и т.д.);

- социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);

- социальная работа в школе.

Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе2:

- проблема детей, традиционно находящихся  в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;

- проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто  педагогической проблемы и становится  одной из наиболее острых и  практически не решаемых социальных  проблем.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка, относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ.

Важнейшим аспектом социальной службы школы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности.

Руководство социальной службой службы осуществляют3:

• директор школы;

• зам. директора по УВР по старшей и средней школе;

• зам. директора по УВР по начальной школе;

• зам. директора по социальной защите;

• зам. директора по ВР;

• психолог;

• медицинская сестра;

• классные руководители;

• учителя – предметники;

• зам. директора по АХЧ;

• председатель профкома.

Главная задача службы — сконцентрировать усилия всех уровней школьного коллектива по созданию условий положительной социализации школьника.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы, можно определить следующие цели социальной работы в школе:

- способствовать устранению и  преодолению специфических трудностей  в процессе социализации школьников  из социально неблагополучных  семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей  социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личностных  и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

- участие в педагогическом разрешении  потенциальных и готовых вспыхнуть  конфликтов.

Школа является весьма значимым социальным институтом, а потому организует, как и другие институты общества, систему социальных связей и социальных норм, объединяет общественные ценности и процедуры, которые способны удовлетворить основные нужды людей. Т.е. школа, как социальный институт обеспечивает общество основными привычками и установками, определяя конкретные нормы, устанавливая свои общественные рамки, в том числе и на территории микрорайона.

 

 

2. Государственные гарантии социальной  защиты обучающихся образовательных  учреждений

 

В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Многих беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи ребенка в школе. Родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают образовательных учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих учеников.

В школе социальный педагог знакомит родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Делается это родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, на заседаниях родительского клуба, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами классный руководитель совместно с социальным педагогом проводят ролевые, театрализованные и дидактические игры, викторины, беседы.

Задача педагогов, социальных работников – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся – от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений.

Законом РФ «Об образовании» ст. 34. определены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования4: 

1. Обучающимся предоставляются академические права на: 

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ; 

Информация о работе Государственные гарантии социальной защиты обучающихся образовательных учреждений