Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 05:58, реферат
Цель исследования – определение уровня социальной защиты обучающихся образовательных учреждений (организаций).
В соответствии с целью и гипотезой исследования предполагалось решить следующие задачи:
1. Уточнить представления о сущности социальной защиты обучающихся;
2. Рассмотреть основные государственные гарантии социальной защиты обучающихся образовательных учреждений (организаций)
3. Определить условия эффективного функционирования системы социальной защиты учащихся в системе образования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие социальной защиты обучающихся образовательных учреждений………………………………………………………………………..5
2. Государственные гарантии социальной защиты обучающихся образовательных учреждений………………………………………………...….9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...19
7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком5;
12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;
13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;
17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности6.
Для более детального рассмотрения социальных гарантий обучающихся обратимся к законодательству нашего региона, т.е. Алтайского края.
В законе «Об образовании Алтайского края» ст. 18 определяет меры социальной поддержки студентов, обучающихся, воспитанников образовательных организаций.
Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования7:
1) полное государственное
2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами Алтайского края и иными нормативными правовыми актами Администрации края;
3) обеспечение местами в
4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
5) получение стипендий, материальной
помощи и других денежных
6) предоставление в
7) предоставление за счет
8) иные меры социальной
Успешность процесса социальной защиты учащихся в образовании связана с реализацией современных идей и подходов: личностной ориентации, субъектности, оптимальности, вариативности и превентивности социальной защиты, конкретизированных через следующие принципы: опережающего характера действий системы социальной защиты; противодействия реальным факторам, угрожающим социальному становлению ребенка; уровневой дифференциации ответственности и полномочий системы социальной защиты сферы образования; персонификации социально-педагогической помощи; интеграции действий всех субъектов социальной защиты учащихся.
Заключение
В настоящее время под социальной защитой учащихся в системе образования следует понимать систему мер, направленных на обеспечение соблюдения прав учащихся и, прежде всего, права на образование, помощь семье и детям, оказавшимся в ситуации социального риска, а также создание условий для полноценного развития всех учащихся, их подготовку к социальной самозащите. В условиях модернизации российского образования основными функциями социальной защиты учащихся в системе образования являются: защита прав личности ребенка, процесса ее формирования и развития; защита среды, в которой осуществляется жизнедеятельность детей; оказание помощи семьям со стороны всех институтов образования; развитие личности учащегося.
Выявлено, что формирование системы социальной защиты учащихся в образовании определяют следующие группы факторов: социально-экономические (становление рыночной экономики, экономическое расслоение общества, и связанные с ним различия доступа к материальным и духовным благам, в т.ч. образованию, коммерциализация сферы досуга и т.д.); нормативно-правовые (ратификация международных нормативно-правовых актов по защите детства, принятие федеральных, региональных и местных законов и постановлений, уставов образовательных учреждений, совершенствование семейного, гражданского, жилищного законодательства, законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.); социально-педагогические (модернизация системы образования, интенсификация учебного процесса, рост роли образования в современном обществе, увеличение в образовательных учреждениях количества детей группы социального риска и т.д.); духовно-нравственные (духовные основы милосердия, благотворительности, заботы и помощи о ближнем, признание приоритета интересов и потребностей детей, самоценности и суверинитета детской субкультуры, равноправия и субъектности ребенка в сочетании с предоставлением ему прав на особую помощь, защиту от принуждения и насилия)8.
Определены условия эффективного функционирования системы социальной защиты учащихся в системе образования: признание задачи обеспечения качественного образования при сохранении и укреплении здоровья учащихся как приоритетного направления образовательной политики; установление связи между аттестацией образовательных учреждений, педагогических и управленческих кадров и обеспечением социальной защищенности учащихся; решение проблем взаимодействия школы с социальными партнерами в качестве которых выступают семья, учебные заведения профессионального образования, учреждения культуры и здравоохранения, все социальные структуры, заинтересованные в получении ребенком качественного образования; переходом к личностно ориентированному образованию, что возможно только при изменении ценностных ориентаций, правовой культуры и уровня профессиональной квалификации педагогических кадров; сочетанием мероприятий по социальной защите в системе формального (систематического) и неформального (дополнительного) образования; учетом факторов внешнего образовательного контекста, которые по степени их влияния и возможности коррекции со стороны системы образования делятся на жесткие (необходимость обеспечения профессиональной мобильности, повышение роли и увеличение сроков получения обязательного образования, усиление влияния дополнительного образования и стирание различий между ним и систематическим образованием и др.) и мягкие (идеологические преобразования национального масштаба, а также изменение роли и функций семьи в период социально-экономической нестабильности, характерной для современного российского общества); разработкой проектно-программного обеспечения данного процесса (в т.ч. конкретизацией прав и гарантий учащихся в уставах образовательных учреждений, созданием в системе образования организационных структур, основной функцией которых является социальная защита учащихся.
Эффективность социальной защиты учащегося должна определяться на основе: а) объективных критериев, т.е. показателей, отражающих соответствие социальных, материально-бытовых, духовно-культурных условий жизни детей основным, принятым в современном обществе нормам; б) субъективных критериев, отражающих степень удовлетворенности или неудовлетворенности учащихся своим социальным благополучием.
Таким образом, поставленные задачи работы решены, цель достигнута.
Список использованной литературы
Нормативные акты
Литература