Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:47, контрольная работа
Великобритания — унитарное государство с конституционной монархией. Официальной конституции в Великобритании нет. Монарх имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение». Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерская система. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами.
Введение
Великобритания — унитарное государство с конституционной монархией. Официальной конституции в Великобритании нет. Монарх имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение». Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерская система. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами.
В отличие от Великобритании США имеет писаную Конституцию. Соединенные штаты Армерики – федеративная республика, главой государства является президент. В конституции США заложен принцип разделения властей.
Цель данной работы сравнить формы правления Великобритании и США.
Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотреть формы правления, государственный режим Великобритании и США;
- провести сравнительный анализ в сфере государственной и муниципальной управлении двух государств.
Глава 1. Государственный строй Соединенных Штатов Америки
1.1. Конституция США
Соединенные Штаты Америки – это республика по форме правления и федерация по форме государственного устройства. Субъектами этой федерации в настоящее время являются 50 штатов.
Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии (май - сентябрь 1787 г.). В работе Конвента приняли участие 55 делегатов от 12 штатов.
Конституция США - первая конституция в истории, закрепившая демократический режим. Она отменила дворянские привилегии, зафиксировала представительное правление, равновесие и разделение властей, учредила эффективные законодательную, исполнительную и судебную власти. [2, C. 95]
В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых принципа - разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.
Принцип разделения властей, реализуемый через систему сдержек и противовесов, предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной - и разграничение между ними соответствующих функций. На федеральном уровне ветви власти представлены конгрессом, президентом и Верховным судом. Принцип разделения властей предполагает также и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной ветви власти за счет другой. Взаимодействие и взаимовлияние трех ветвей власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов.
1.2. Конгресс США
Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки на федеральном уровне осуществляется конгрессом США, избирать который имеют право граждане США старше 18 лет путем всеобщего, прямого и тайного голосования. Он состоит из двух палат - сената и палаты представителей.
Число членов палаты представителей зафиксировано законом в 1912 г. и с тех пор не изменялось - 435. [8]
Конституционные полномочия конгресса весьма широки. Самое важное место среди них занимают прерогативы в финансовой области. Конгресс устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, утверждает федеральный бюджет и выделяет ассигнования на все без исключения государственные акции, занимает деньги в кредит и уплачивает долги от имени Соединенных Штатов, регулирует внешнюю торговлю и торговлю между штатами и т. д.
Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил. [3, C.127]
Конституция предоставляет конгрессу право отстранять от должности при осуждении в порядке импичмента гражданских должностных лиц, включая президента и вице-президента, если они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях и проступках.
Пять раз процедура импичмента возбуждалась против президентов: три предложения об импичменте президентов были отклонены палатой.
В конгрессе США представлены только две крупнейшие партии страны - демократическая и республиканская. В каждой из палат образуются партийные фракции обеих партий. Партийные фракции каждой из палат выбирают лидера и его заместителя.
Председателем сената является вице-президент. Обязанности председателя сената вице-президент исполняет лишь время от времени, и потому фракция большинства выдвигает, а сенат избирает из числа своих старейших и уважаемых деятелей временного председателя, который, выполняя эти функции, принимает участие в голосовании и подписывает одобренные сенатом законопроекты.
[ 6, C. 144] Принятый конгрессом законопроект поступает на подпись к президенту. Ему принадлежит право подписать или отклонить законопроект в течение 10 дней, за вычетом воскресных и праздничных. В случае несогласия с законопроектом президент возвращает его со своими возражениями в ту палату, откуда он исходил. Это называется правом президентского вето. Конгресс может преодолеть вето президента. Для этого нужно провести повторное голосование по законопроекту в обеих палатах.
Во время каждого созыва конгресса вносится большое количество законопроектов - около 20 тысяч, принимается конгрессом лишь несколько сотен. Законы в американском конгрессе называют именами тех конгрессменов, которые предложили их в обеих палатах.
1.3. Президент и правительство США
Президент занимает центральное место в системе высших государственных органов США. Он глава государства и единоличный носитель исполнительной власти, глава вооруженных сил и высший руководитель федерального административного аппарата.
Обеспечению независимости исполнительной власти, носителем которой является президент, служит особый порядок его избрания. Пост главы государства в США замещается путем всеобщих выборов, участие в этом процессе конгресса может быть связано только с особыми, из ряда вон выходящими обстоятельствами. Вместе с президентом избирается вице-президент.
Президентские выборы в США всегда проводятся в заранее обусловленный день - в первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого високосного года. Использование такой формулы позволяет избежать специального назначения даты выборов со стороны каких-либо органов и в то же время весьма точно определяет срок президентских полномочий - четыре года.
Баллотироваться на выборах могут только зарегистрированные кандидаты. Надо быть гражданином США по рождению, не моложе 35 лет, проживание на территории США не менее 14 лет. Порядок регистрации кандидатов устанавливается законодательством штатов. [8]
Президент и вице-президент избираются не прямыми, а косвенными выборами. Сначала избирают выборщиков, а затем уже коллегия выборщиков решает судьбу кандидатов. Каждый штат посылает в коллегию выборщиков столько членов, сколько он избирает членов палаты представителей и сената. К ним добавляются также три выборщика от федерального округа Колумбия. Таким образом, всего в коллегии оказывается 538 выборщиков.
Велика роль президента в законодательном процессе. Он является фактическим лидером законодательной политики, формулируя законодательную программу администрации в серии посланий конгрессу. В одном из них конгрессу представляется проект бюджета, разрабатываемый экспертами Белого дома. Глава исполнительной власти обладает правом издания президентских приказов, фактически имеющих силу закона.
Что касается вице-президента, то его полномочия по конституции ограничиваются председательствованием в сенате.
Конституция США не применяет понятия «правительство». Как совещательный орган при президенте функционирует кабинет министров, созданный помимо конституции. Уже первый президент США Дж. Вашингтон ввел в практику неформальные заседания всех глав исполнительных департаментов (министерств) для обмена мнениями по интересующим президента вопросам. К 1793 г. эти совещания получили название заседаний кабинета. [4, C. 374]
В состав кабинета входят главы 12 федеральных министерств, именуемые в США секретарями (глава министерства иностранных дел называется государственным секретарем), и генеральный атторней (глава министерства юстиции), однако президент может включать в кабинет и других должностных лиц.
Как коллегиальный орган кабинет большой роли не играет, что не исключает существенного политического влияния отдельных министров. Значительную роль в деятельности этих советов, в частности, играет Управление по разработке политики при Белом доме.
1.4. Административные учреждения штатов и местное самоуправление в США
Законодательная власть во всех штатах принадлежит законодательным собраниям (легислатурам) штатов. Конституция каждого штата устанавливает структуру законодательного органа штата, порядок его избрания, срок полномочий его членов, полномочия законодательного органа и процедуру их осуществления.
Как и в конгрессе, в законодательных собраниях штатов действует система комитетов; в некоторых штатах большую роль играют объединенные комитеты обеих палат. Характерной особенностью большинства законодательных собраний является доминирующая роль спикера палаты представителей, пользующегося огромным влиянием не только в рамках законодательного собрания, но и вообще в штате.
Исполнительная власть во всех штатах вверяется губернатору. Конституционные предписания устанавливают порядок выборов губернатора, круг и срок его полномочий. На него возлагается обязанность обеспечивать исполнение законов и осуществлять контроль за деятельностью административного аппарата. Одно из наиболее весомых полномочий губернатора - право вето в отношении законопроектов, принятых законодательными собраниями. [7, C. 543]
В каждом штате имеются департаменты и независимые ведомства.
Для США характерна значительная децентрализация власти не только по горизонтали, но и по вертикали. Органы власти и местного самоуправления наделены достаточными полномочиями на автономное управление местными делами. Они функционируют на твердой финансовой базе, имея собственные доходы и принимая самостоятельные бюджеты. Положение дел с административным правом и с административными учреждениями в штатах во многом сходно с положением в федерации, так как штаты обычно копируют федеральную практику.
Местные органы создаются на основе законодательства штата и обладают правами, определенными этим законодательством.
В настоящее время штаты разделены на графства, муниципалитеты, тауншипы и тауны, школьные округа и особые округа. Графства служат для управления главным образом сельскими территориями. В муниципальных корпорациях проживает около двух третей всего населения страны. Тауншипы и тауны рассматриваются в качестве квазикорпораций. Управление особыми округами специализируется на выполнении отдельных функций и границы округов определяются обычно с учетом целесообразности и часто безотносительно к границам округов другого вида и к границам иных территориальных единиц.
Особо сложная структура местного самоуправления существует в городских агломерациях, состоящих из города и тяготеющих к нему в социально-экономическом отношении близлежащих населенных пунктов.
Стремительное экономическое и демографическое развитие, быстрый рост отдельных городов привели к возникновению огромных городских агломераций, расположенных часто на территории нескольких графств, а иногда даже нескольких штатов. В таких образованиях обычно действует конгломерат различных органов власти.
Глава 2. Государственный строй Великобритании
Британское государство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, - государство унитарное. В состав государства входят 4 историко-географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления, - Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Страной правит монарх.
Британская конституция - конституция неписаная. Акта, который был бы официально провозглашен Основным законом, в Великобритании не существует.
2. 1. Монарх
Великобритания - конституционная монархия, главой государства является король (королева). Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну, но если у короля нет сыновей, то трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца-консорта. В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II, коронованная в 1952 г. [6, C. 126]
Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями.
Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой англиканской церкви, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и т. д.
Практически монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, - ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне кабинета, специальные советники.
2.2. Парламент Великобритании
Британский парламент - старейший в Европе Он состоит из двух палат - палаты лордов (верхняя) и палаты общин (нижняя). Палата общин избирается населением на 5 лет, но может быть распущена досрочно.