Гражданское общество: понятие, структура и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 08:11, контрольная работа

Краткое описание

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Содержание

1. Гражданское общество: понятие, структура и признаки…………………...4
2. Конституционные признаки экономических, социальных отношений…...8
А) Признаки экономических отношений…………………………………..8
Б) Признаки социальных отношений………………………………………13
3. Конституционные основы политических отношений…………………….19
Задача…………………………………………………………………………….22
Список использованных источников………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право зар стран.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Конституционное право

зарубежных  стран»

 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Гражданское общество: понятие, структура и признаки…………………...4
  2. Конституционные признаки экономических, социальных отношений…...8

А) Признаки экономических  отношений…………………………………..8

Б) Признаки социальных отношений………………………………………13

  1. Конституционные основы политических отношений…………………….19

Задача…………………………………………………………………………….22

Список использованных источников………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гражданское общество: понятие, структура и признаки.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское  общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Гражданское общество – один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Рассматривая структуру  гражданского общества, выделяют три его основные сферы: экономическую, социально-политическую и духовную.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются: индивидуальные формы экономической активности; коллективные хозяйства, кооперативы, частные предприятия и акционерные общества (промышленные, торговые, финансовые и др.); отраслевые союзы и ассоциации (союзы нефтяников, газовиков, промышленников и предпринимателей, ассоциации банков и др.). Иными словами, это все формы и виды предприятий и организаций, которые созданы гражданами в области хозяйственно-экономической деятельности на основе добровольного объединения, по собственной инициативе, без участия государства. Исключение составляют государственные унитарные предприятия. Отношения конкуренции, баланса и интеграции интересов устанавливаются на основе действия законов свободной рыночной экономики.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает в себя: различные формы общественно-политической активности граждан (митинги, собрания, демонстрации); общественные, политические организации[49] и движения (профсоюзы, общества для оказания содействия социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения, партии и др.); органы общественного (местного) самоуправления; негосударственные средства массовой информации. Ее традиционными элементами являются: семья, социальные группы и общности. В этой сфере реализуются такие важные функции гражданского общества, как формирование и выражение общественного мнения, выработка общепринятых норм и ценностей, разрешение социальных конфликтов без вмешательства государства, самоорганизация социальных общностей, оказание взаимопомощи на основе солидарности граждан.

Духовная сфера гражданского общества непосредственно связана с нравственно-духовным развитием людей, их научным и художественным творчеством, культурой. В этой сфере к элементам гражданского общества следует отнести наличие таких важнейших прав и свобод как свобода совести и слова. Их реализация выражается, прежде всего, в творческой самодеятельности и саморазвитии отдельных людей, их реальной возможности развивать собственные идеи и концепции, публично высказывать свое мнение и отстаивать свои убеждения. Эта сфера включает также деятельность самостоятельных и независимых от политической власти и чрезмерного контроля со стороны государственных органов творческих, научных, культурных, духовных, образовательных и других организаций, объединений, союзов, ассоциаций, сообществ (например, союзы писателей, художников, композиторов; научные сообщества; культурные и просветительские организации; негосударственные образовательные учреждения; церковь, религиозные организации и духовные движения).

Такова структура гражданского общества, рассматриваемая в соответствии с основными сферами общественной жизни. Однако необходимо обратить внимание еще на два важных обстоятельства, которые тесно связаны друг с другом. Во-первых, хотя структура гражданского общества несет на себе отпечаток основных сфер деятельности людей и существующего социально-классового деления общества, сама по себе она складывается в результате взаимодействия свободных (суверенных, автономных) субъектов гражданского общества. Гражданское общество основано на балансе их интересов, поэтому первостепенное значение при характеристике его структуры принадлежит функциональному анализу, который позволяет раскрыть указанный характер объединения людей в сообщества, характер их членства в такой специфической человеческой общности как гражданское общество.

В этим связано второе важное обстоятельство. Структура гражданского общества имеет по преимуществу горизонтальный характер. В отличие от государства, в нем преобладают не вертикальные связи, а горизонтальные. В гражданском обществе складываются отношения (конкуренции, противоборства, а также солидарности, сотрудничества) между свободными и юридически равноправными партнерами.[50] Организации гражданского общества возникают в результате свободного волеизъявления и добровольного согласия (договора) равных субъектов (партнеров, контрагентов), являются самоорганизующимися и самоуправляемыми. Вертикальные связи при этом не исключаются (например, при объединении нескольких сходных по целям региональных организаций в более крупную структуру с образованием руководящего центрального органа), но горизонтальные связи являются основополагающими и, безусловно, доминируют.

Только развитая система  вертикальных и горизонтальных связей между индивидуумами и их объединениями  способна противостоять прямому воздействию государства на внутреннюю структуру гражданского общества, условия его жизнедеятельности, а по отношению к индивиду – предотвратить возможные ограничения его прав и свобод. И сегодня гражданское общество во многом определяет состояние государственности. В сложное переходное время, в новой для себя ситуации, общество стоит перед альтернативой – пассивно наблюдать и без сопротивления принимать формирование нового господствующего сословия (класса) или использовать этот период для оформления силы, способной к защите своих интересов и выражению своей политической воли, созданию формальных и неформальных институтов представительства своих интересов, последовательно трудиться над расширением гражданского общества.

Признаки  гражданского общества

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитая демократия;
  • правовая защищённость граждан;
  • определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправление;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • сильная социальная политика государства
  • многоукладная экономика
  • большой удельный вес в обществе среднего класса.

 

 

 

 

 

  1. Конституционные признаки экономических, социальных отношений.

 

А) Признаки экономических  отношений.

Важнейшим элементом  фундамента гражданского общества является институт экономических отношений. Он представляет собой важную предпосылку  полновластия народа и реальной свободы  личности.

Экономические отношения представляют собой как  бы экономический базис гражданского общества и складываются из отношений собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Экономические отношения в своей основе возникают  и развиваются объективно, вместе с тем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Человечество  в ходе развития промышленного производства открыло две возможные модели экономической системы: рыночную и  планово-регулируемую. Первая основывается на объективно-сложившемся соотношении спроса и предложения, которое исключает какое-либо влияние на экономические отношения. Вторая – строится на непосредственном вмешательстве и воздействии государства на экономику.

Однако в  настоящее время большинство развитых государств уже не придерживается чисто рыночных отношений. Сократилось и число таких экономических систем, которые основывались бы на господстве в экономике только административно-командных отношений. Эффективное развитие экономики современного государства теперь связано с постепенным маятниковым движением от рынка к государственному регулированию и обратно.

Первым элементом  экономической системы гражданского общества являются отношения собственности. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. В любом развитом гражданском обществе существуют две основные формы собственности – частная и публичная. Все остальные формы всегда производны от них.

Эти две основные формы собственности отличаются режимом пользования, а также своими субъектами.

Так, публичная  собственность признается, в отличие  от частной, неделимой. Субъектами права  публичной собственности могут  являться государство в целом, его  составные части (область, провинция, штат и т.д.), самоуправляющиеся местные территориальные общности (графство, город, община) или их органы.

Публичная собственность  имеет коллективный характер и предполагает равный для всех объем имущественных  прав.

Субъектами права частной  собственности признаются любые физические или юридические лица, что порождает различные ее виды. Она, например, может выступать в виде индивидуальной, групповой, коллективной и других разновидностей.

Опыт экономического развития многих государств свидетельствует, что  возможен перевод имущества из частной собственности в публичную –национализация, а также из публичной в частную – приватизация. Об этом, например, говорит ч. З ст. 42 Конституции Италии, которая устанавливает возможность отчуждения, в предусмотренных законом случаях, частной собственности в общественных интересах при условии вознаграждения за убытки.

Как правило, перевод  имущества из одной формы собственности  в другую регулируется специальным  законом, который решает не только процедурные вопросы, но и порядок определения размера компенсации с учетом рыночной цены. Особо следует отметить, что денежное возмещение имеет предварительный характер и выплачивается до отчуждения имущества.

Государство создает  одинаковые условия развития всех форм собственности, обеспечивает их равную правовую защиту. Собственник вправе совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, которые не противоречат закону.

Однако при этом осуществление  права собственности не должно нарушать права и законные интересы других лиц, наносить ущерб здоровью граждан и окружающей среде.

Право собственности может  распространяться на любое имущество, за исключением выведенного из гражданского оборота по соображениям государственной  и общественной безопасности.

Важной особенностью конституционного развития второй половины   XX века является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности.

Так, в ст. 17 Конституции  Греции говорится, что никто не может  быть лишен своей собственности, иначе как по мотивам общественной пользы, при проведении процедуры, установленной законом и всегда с предварительным полным возмещением. При выполнении работ, имеющих общественную пользу или представляющих интерес для экономики страны, закон может разрешить отчуждение в пользу государства участков, находящихся за пределами земель, необходимых для производства работ. При проведении общественно-полезных работ, проводимых в пользу государства, субъектов публичного права или органов, имеющих общественно-полезный характер, допускается безвозмездная прокладка тоннелей при условии, что они не будут препятствовать нормальной эксплуатации имущества, расположенного над ними.

Следует отметить, что в  Конституции РФ 1993 г. институт собственности  регламентирован более подробно, чем в зарубежных конституциях. Это объясняется особенностями современного этапа развития экономики. В настоящее время осуществляется переход к рыночным ее основам, поэтому Конституция РФ прежде всего фиксирует различные формы собственности, которые в равной степени защищаются государством. Среди этих форм ст.8 Конституции РФ называет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Информация о работе Гражданское общество: понятие, структура и признаки