Гражданско-правовая охрана права на фонограммы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:28, реферат

Краткое описание

Проблемы авторского права как одного из институтов интеллектуальной собственности являются предметом острого дискуссионного обсуждения. Это объясняется как сложностью самого предмета научного анализа, так и дефицитом понимания между представителями различных отраслей общественных наук, занимающихся исследованиями в данной области. Авторское право, закрепляющее гарантии создателей произведений литературного, научного и художественного творчества, выступает как один из важнейших структурных элементов демократической системы государства по реализации прав и свобод человека и гражданина.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 28.08 Кб (Скачать файл)

Таким образом, правилам Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», посвященным охране смежных прав, придана обратная сила. В том, что дело обстоит именно так, убеждает, среди прочего, п. 6 ст. 43 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в котором указывается на особый порядок исчисления сроков охраны прав исполнителей, которые были репрессированы, на увеличение на четыре года срока охраны прав исполнителей, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней.

Вопрос о том, должны ли пользоваться правовой охраной те объекты смежных прав, которые были обнародованы или созданы в период действия прежнего законодательства, имеет еще один аспект, без рассмотрения которого обойтись невозможно. Речь идет об оценке положений Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», касающихся одного из важнейших прав исполнителей и вещательных организаций, а именно права на воспроизведение записи исполнения или передачи. Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 37, п. 3 ст. 40 и п. 3 ст. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» исключительные права исполнителей, организаций эфирного и кабельного вещания не распространяются на случаи, когда первоначальная запись исполнения или передачи была произведена с согласия исполнителя, организации эфирного или кабельного вещания и когда воспроизведение исполнения или передачи осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя, организации эфирного или кабельного вещания при записи исполнения или передачи.

Поскольку закон не содержит на этот счет никаких особых указаний, следует исходить из того, что в принципе вопрос должен решаться одинаково по отношению ко всем исполнениям и передачам. Однако если по отношению к записям исполнений и передач, сделанным в тот период, когда они уже охранялись законом, вопрос решается достаточно просто, так как такие записи могут воспроизводиться только на основании специального разрешения исполнителя или организации вещания, то применительно к записям исполнений и передач, сделанным ранее, дело обстоит несколько сложнее и решается не совсем одинаково в отношении записей исполнений и записей передач. Для того чтобы разобраться с этим, надлежит обратиться к ранее действовавшему законодательству.

Установленные Законом случаи свободного использования объектов смежных прав сводятся к следующему. Во-первых, допускается свободное использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю. Данный случай использования объектов смежных прав ничем не отличается от свободного использования в аналогичных целях произведений науки, литературы и искусства. Главное состоит в том, что целью обзора или репортажа является информирование публики о происходящих событиях, а не доведение до ее сведения исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю. Поэтому в соответствующем обзоре или репортаже могут приводиться лишь отрывки, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения текущих событий.

Во-вторых, к рассмотренному случаю близко примыкает использование небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю для цитирования при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. Определение границ данного случая свободного использования объектов смежных прав зависит от правильного толкования используемых законом понятий «небольшой отрывок» и «информационная цель, которые взаимосвязаны друг с другом. Под небольшим отрывком закон подразумевает такую часть исполнения фонограммы или передачи, которая является необходимой и вместе с тем достаточной для того, чтобы публика получила представление о том объекте смежного права, сведения о котором доводятся до нее путем цитирования. Установить какой-либо предельный объем цитаты хотя и заманчиво, но вряд ли возможно. Многое зависит от характера самого используемого объекта смежного права, от того, какая его часть взята в качестве цитаты, от способа ее использования и т л. Применительно к рассматриваемому случаю объем допустимого цитирования прямо увязан законом с его целью, в качестве которой выступает информирование публики о соответствующем объекте смежных прав.

В-третьих, объекты смежных  прав могут использоваться любыми заинтересованными  лицами в целях обучения или научного исследования- это изъятие из сферы смежных прав является достаточно серьезным, так как не поставлено законом в какие-либо дополнительные рамки в отличие, например, от использования в тех же целях творческих произведений. Следует отметить, что формулировка данного случая свободного использования в российском законодательстве полностью совпадает с тем, как он описан в ст. 15 Римской конвенции.

В-четвертых, допускается  без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания использование передачи в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспроизведение фонограммы в личных целях. Это достаточно обычное изъятие из сферы исключительных прав, которое уже анализировалось применительно к правам создателей творческих произведений. Воспроизведение фонограммы даже в личных целях допускается при условии выплаты вознаграждения, выражающегося в виде особой наценки на оборудование и материальные носители, используемые для такого воспроизведения (ст. 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

В-пятых, не требуется разрешения исполнителя, производителя фонограммы и организации эфирного вещания  на осуществление записей краткосрочного пользования исполнения, постановки или передачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, если запись краткосрочного пользования или воспроизведение осуществляются организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной передачи при условии:

1) предварительного получения  организацией эфирного вещания  разрешения на передачу в эфир  самой постановки, исполнения или  передачи, в отношении которых  осуществляется запись краткосрочного пользования или воспроизведение такой записи;

2) ее уничтожения в  пределах 6-месячного срока после  ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с обладателями прав на запись. Но если единственный экземпляр записи имеет исключительно документальный характер, он может быть сохранен в официальных архивах.

В-шестых, свободное использование  объектов смежных прав разрешено также в тех случаях, которые установлены Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах в отношении произведений науки, литературы и искусства. Возможность введения во внутреннее законодательство подобных ограничений предусмотрена Римской конвенцией. Разумеется, не все изъятия из сферы авторского права, предусмотренные ст. 18—26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», могут быть практически применены к объектам смежных прав. Часть их них по своей сути таковы, что рассчитаны только на произведения науки, литературы и искусства, часть других покрывается рассмотренными выше ограничениями. Однако оставшиеся случаи в равной мере касаются как авторских произведений, так и объектов смежных прав. Так, исполнение, постановка, фонограмма, передача в эфир и по кабелю могут свободно воспроизводиться для судебных целей, использоваться во время официальных и религиозных церемоний и т.д.

Тогда, когда условия свободного использования объектов смежных  прав и авторских произведений применительно  к одним и тем же случаям  их использования (цитирование, использование в целях обучения и т.п.) не совсем совпадают, надлежит руководствоваться правилами, закрепленными ст. 42 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Данный вывод с очевидностью следует из общеправового принципа, в соответствии с которым действие специальных норм имеет приоритет перед нормами более общего характера и тем более нормами, рассчитанными на регулирование хотя и близких, но иных общественных отношений. Поэтому нельзя согласиться с мнением Э.П. Гаврилова о том, что если специальные нормы о смежных правах закрепляют более узкие изъятия, чем те, которые предусмотрены в авторском праве, должны применяться соответствующие нормы авторского права. Хотя в основе данной позиции лежит, в сущности, справедливое суждение о том, что к смежным правам «должны применяться по крайней мере все те ограничения и изъятия, которые применяются для авторских прав», ее можно принять лишь в качестве положения, которое составители проекта Закона должны были последовательно воплотить в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах». Однако сделано это не было, поэтому до тех пор, пока в указанный Закон не внесены соответствующие изменения, надлежит считаться с тем решением данного вопроса, которое реализовано в Законе.

К сожалению, установленные  законом авторские и смежные  права часто нарушаются и нуждаются  в правовой защите. Обычно нарушители, в качестве которых выступают  как физические, так и юридические  лица, незаконно изготавливают и  распространяют экземпляры, т.е. копии  произведений и фонограмм на различных  материальных носителях. Указанные  копии именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся  не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т.е. без согласия правообладателей, импортируемые в  Россию из страны, в которой они  либо никогда не охранялись, либо уже  перестали охраняться.

За нарушение авторских  и смежных прав установлена гражданская, уголовная и административная ответственность. Учитывая рост числа нарушений авторских  и смежных прав, закон устанавливает  широкий круг как способов защиты, так и органов, уполномоченных осуществлять защиту данных прав.

Гражданский кодекс РФ устанавливает  достаточно широкий круг гражданско-правовых мер, которые в том числе применимы  и при защите авторских и смежных  прав. В зависимости от характера  нарушения обладатели авторских  и смежных прав могут требовать  от нарушителей признания своих  прав, восстановления положения, существовавшего  до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих  угрозу их нарушения. Например, право  на защиту возникает не только после  выпуска на рынок контрафактных  фонограмм, но и в случае приобретения и настройки потенциальным нарушителем  оборудования, необходимого для их копирования в коммерческих целях.

Поскольку гражданская ответственность  имеет компенсационный (восстановительный) характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. Учитывая объективные  трудности подсчета этих убытков, закон  предоставляет правообладателю  по своему выбору альтернативно требовать  либо возмещения убытков, включая упущенную  выгоду, либо взыскания дохода, полученного  нарушителем, либо выплаты компенсации установленной по усмотрению суда. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд может взыскать с нарушителя штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца, с направлением его в доход соответствующего бюджета.

 

 


Информация о работе Гражданско-правовая охрана права на фонограммы