Гражданско-правовая характеристика перевозки грузов автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений, т.е. имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав. Всякое правоотношение возникает вследствие юридических фактов. В Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов - как оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. В свою очередь все юридические факты можно подразделить на правомерные и неправомерные действия граждан и юридических лиц, а также события. К правомерным действиям граждан, направленным на возникновение, изменение, прекращение гражданского правоотношения относят, к примеру, сделки, предусмотренные законом, а также не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………………….. 3
2. Понятие и порядок заключения договора …………………………………………… 5
2.1.Понятие договора ………………………………………………………………….5
2.2. Заключение договора перевозки грузов в автомобильном транспорте……….12
2.3. Условия договора…………………………………………………………………20
2.4. Права и обязанности по договору………………………………………………..22
2.5. Права и обязанности перевозчика груза…………………………………………23
2.6. Права и обязанности клиента ……………………………………………………27
2.7. Расчеты по договору перевозки груза……………………………………………29
3. Ответственность сторон по договору…………………………………………………….30
3.1. Понятие ответственности и ее виды……………………………………………….30
3.2 Ответственность автотранспортных предприятий
и организаций при перевозках грузов автомобильным транспортом…………….33
4. Заключение……………………………………………………………………………….…39
5.Список литературы………………………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Сероштан. Курсовая Г.П..doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от этого  экспедиция предполагает оказание услуг  непосредственно связанных с  перевозкой груза. Поэтому экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат.6[6]

Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК РФ прямо указывается, что правила  главы 39 о возмездием оказании услуг  не распространяются на экспедиционные услуги. В то же время не исключена возможность субсидиарного применения норм о поручении, комиссии и агентировании к транспортной экспедиции. Ранее такая возможность была прямо предусмотрена ст. 105 Основ гражданского законодательства 1991 г., которая допускала использование норм о поручении, когда экспедитор действовал от имени клиента, и договора комиссии, когда он действовал от собственного имени. В настоящее время ст. 801 ГК косвенно подтверждает такую возможность путем указания на право экспедитора заключать договор перевозки от имени клиента или от собственного имени. Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе отказаться от его исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и агентирования как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК РФ). Таким образом, экспедицию следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве.

Между договором перевозки  и экспедиции также существует внутренняя связь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг  от перевозки. Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо возложены на перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В этом случае перевозчик не вправе заключать договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Кроме того, при использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две ситуации. 

В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению  к другому лицу (например, другому  перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий. В другой — перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров.7[7]

ГК РФ впервые выделил  договор транспортной экспедиции в  отдельную главу, хотя и раньше самостоятельная  природа этого обязательства  не подвергалась серьезным сомнениям. Нормы, содержащиеся в этой главе, имеют самый общий характер, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 801 ГК РФ должен быть принят специальный закон о транспортно-экспедиционной деятельности. В его отсутствие сохраняют силу правила действующих транспортных уставов и кодексов, посвященные экспедиции. 

Более подробной регламентации  подверглась экспедиционная деятельность автомобильного транспорта, наиболее часто выступающего экспедитором ввиду  своей специфики. В УАТ содержится особая глава об экспедиции (раздел VIII). Кроме того, существуют специальные документы ведомственного и межведомственного характера (правила транспортно-экспедиционного обслуживания). Они сохраняют силу в части, не противоречащей главе 41 ГК РФ.

К вопросам, не имеющим  в настоящее время специального нормативного разрешения, могут применяться общие положения обязательственного права, а также упомянутые выше нормы глав 49, 51, 52 ГК РФ.

Элементы договора. Субъектами договора экспедиции являются клиент — сторона, которой оказываются  услуги, и экспедитор — сторона, которая оказывает услуги клиенту. Клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора может выступать только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК РФ).8[8]

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные  с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя (“от склада до склада”). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные.

Форма договора транспортной экспедиции—простая письменная (ст. 802 ГК РФ). Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК РФ). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в частности, в том случае, когда экспедитор действует от имени  клиента).

Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется характером взаимоотношений сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений, требующих однократного совершения каких-либо операций (например, отправки или получения партии груза), заключаются разовые договоры экспедиции. Отношения сторон в этом случае могут оформляться путем подачи клиентом заявки и принятия ее к исполнению экспедитором. При наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании заключаются длительные договоры.9[9]

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев могут использоваться установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. система ставок за выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, уплачиваемое экспедитору, следует отличать от компенсации расходов, понесенных последним при осуществлении своей деятельности (по внесению провозной платы, платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и пр.).

Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности его сторон. Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей клиента. Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора.

Содержание основных обязанностей предопределено самой  сущностью договора. Они включают следующие операции:

· организация перевозки груза определенным видом транспорта и по маршрут выбранному клиентом или экспедитором;

· заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента;

· обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте;

· осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).10[10] 

При этом экспедитор может  выполнять не только собственно экспедиционные функции, но и обязанности перевозчика. В последнем случае на его отношения  с клиентом распространяются правила  о перевозке, включая размер ответственности, сокращенный срок исковой давности и др.

В числе дополнительных обязанностей экспедитора могут  быть упомянуты:

· получение требующихся для экспорта и импорта документов (сертификатов, санитарных свидетельств и иных разрешений и др.);

· выполнение таможенных и иных формальностей (оформление грузовых таможенных деклараций и пр.);

· проверка количества и состояния груза;

· погрузка и выгрузка груза силами экспедитора;

· сопровождение груза в пути;

· уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента;

· хранение груза в пункте назначения;

· выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.11[11] 

Перечень дополнительных операций, которые могут осуществляться экспедитором, не является исчерпывающим. Причем к числу подобных услуг могут относиться и действия, формально не связанные с перевозкой, но относящиеся к ней в контексте особых договоренностей между клиентом и экспедитором (например, подготовка контракта с перевозчиком и т. п.).

В конкретных договорах  экспедиции круг основных и дополнительных обязанностей экспедитора может быть различным. Типичными, однако, являются следующие операции:

· представление перевозчику заявок клиента;

· проверка правильности заполнения клиентом транспортных документов, получение разрешения на завоз груза к отправлению;

· приемка груза на складе клиента, доставка и сдача его транспортным организациям;

· оплата за клиента провозных платежей;

· заключение договоров перевозки;

· уведомление клиента о прибытии груза;

· раскредитование перевозочных документов на прибывший груз;

· приемка груза на станциях (пристанях, портах) и их доставка клиенту;

· участие в составлении коммерческих актов при не сохранности груза.12[12] 

Кроме того, при транспортной экспедиции внешнеторговых грузов экспедитор обычно принимает на себя обязанности по оформлению договоров страхования груза, оплачивает таможенные и иные пошлины и сборы, оформляет грузовую таможенную декларацию, осуществляет хранение груза и др

Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Особенностью данного договора, как и иных договоров о представительстве, является возможность одностороннего отказа от его исполнения Любая из его сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции. Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК РФ).13[13] 

 

2.2. Заключение договора перевозки грузов в автомобильном транспорте.

 

Заключение  договора перевозки грузов требует  наличия определенных организационных  предпосылок, т.е. оснований. Выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками и грузоотправителями. Это достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, в результате чего конкретизируются объемы перевозок грузов и уточняются сроки. Статья 791 ГК РФ определяет основания возникновения обязательств (применительно ко всем видам транспорта) по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Таким основанием при перевозках в прямом сообщении является заявка (заказ), а при перевозках в прямом смешанном сообщении – суточная заявка, недельный календарный план14.

Следует сказать, что в советском, а в последующем  в российском гражданском праве  применительно к автомобильным перевозкам организационные договоры рассматривались как средство для достижения целей последующей перевозки конкретного груза15. По справедливому замечанию некоторых российских ученых, договоры об организации перевозок приобрели новое значение в связи с отказом от централизованного планирования перевозок. Например, В.В. Витрянский пишет: «В современных условиях, когда отсутствует централизованное планирование перевозок грузов, а договоры об организации перевозок приобрели значение нормальных гражданско-правовых договоров, призванных обеспечить регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе, несмотря на повышение уровня их регулирования, наблюдается недооценка правового значения договоров об организации перевозок». О значении указанного договора на автомобильном транспорте А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев замечают: «В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке». Из этого договора возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Сфера применения данного договора ограничена отношениями, складывающимся между перевозчиком и грузовладельцем при систематических перевозках грузов, которые носят долгосрочный характер, – этот договор не является договором перевозки конкретного груза16. В юридической литературе неоднозначно трактуется правовая природа этого договора. В.В. Витрянский, А.Н. Гусев рассматривают указанный договор как разновидность договора перевозки17. Такой же позиции придерживается Г.П. Савичев и В.А. Тархов18. М.А. Тарасов, А.И. Хаснутдинов считают указанные договоры предварительными или предшествующими договорами19. М.Е. Ходунов, Е.Д. Шешенин относят эти договоры к категории договоров о будущих перевозках20. Непосредственно из плана перевозок для автотранспортного предприятия или организации не возникает обязанности по подаче автомобилей для перевозки грузов. Равным образом только из утвержденного плана перевозок не вытекает и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) предъявлять груз к перевозке. Из плана перевозок как у автотранспортного предприятия, так и у его клиентуры возникает обязанность лишь заключить договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. Этим правоотношения по автомобильным перевозкам грузов существенно отличаются. В работе Д.И. Половинчика, Г.П. Савичева отмечено: «Автотранспортное законодательство предусматривает два вида договоров: договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов… разовые договоры (заказы)… и договоры перевозки конкретного груза… Договоры на организацию транспортного процесса и договоры перевозки конкретного груза имеют как общие черты, так и существенные различия. Общее у них то, что они являются транспортными договорами, т.е. регистрируют отношения в сфере транспортной деятельности21.

Информация о работе Гражданско-правовая характеристика перевозки грузов автомобильным транспортом