Гражданство Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 19:27, реферат

Краткое описание

Согласно законодательству гражданство - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны Республики Беларусь. Гражданство Республики Беларусь, будучи основным элементом правового статуса личности, вместе с тем является самостоятельным конституционно-правовым институтом. Содержание гражданства складывается из специфических прав и обязанностей лица по отношению к государству и государства по отношению к данному лицу. Они возникают в связи с распространением на данное лицо юрисдикции государства, с предоставлением лицу правоспособности в полном объеме с охраной прав и законных интересов граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И ЕГО ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ГРАЖДАНСТВО РБ.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 Если родители или  один из родителей ребенка, который проживает на территории Республики Беларусь и над которым установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь.

 Если гражданство Республики  Беларусь приобретает один из  родителей, а другой остается  гражданином другого государства  или лицом без гражданства, ребенок  может приобрести гражданство  Республики Беларусь по совместному  ходатайству родителей или родителя, который приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно.

  Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.

  Если один из родителей выходит из гражданства или его утрачивает, а другой остается гражданином Республики Беларусь, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь. По совместному заявлению родителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Беларусь.

  Законом также решены вопросы гражданства ребенка при его усыновлении.

  Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.

  Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.

  За ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении: супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином; супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства; супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином или лицом без гражданства.

  У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 16-летнего возраста в порядке выхода из гражданства на основании заявления усыновителей (усыновителя).

 

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994г. №209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства» (с последующими изменениями и дополнениями) при Президенте Республики Беларусь образована Комиссия по вопросам гражданства.

Согласно Положению Президент принимает решения о приеме в гражданство, выходе из гражданства, утрате гражданства Республики Беларусь.

  Заявления по вопросам, связанным с гражданством, подаются на имя Президента с указанием даты его составления. Заявители прилагают заявление-анкету в двух экземплярах; пять фотографий; автобиографию в двух экземплярах; копию свидетельства о рождении заявителя, а при необходимости и других лиц; документы об уплате государственной пошлины или освобождении от ее оплаты; документ о выходе с иностранного гражданства или о непринадлежности к гражданству другой страны; справку с места жительства с указанием состава семьи. К заявлению могут быть приложены иные документы, имеющие отношение к делу.

  Заявления по вопросам, связанным с гражданством, подаются в органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, которые постоянно проживают за границей, - в дипломатические представительства или консульские учреждения.

  Срок рассмотрения заявлений в местных органах внутренних дел, МВД, дипломатических или консульских учреждениях, МИДе, КГБ и Совете Министров Республики Беларусь не должен быть более чем один месяц.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства Республики Беларусь - шести месяцев, о приобретении гражданства в порядке регистрации - двух месяцев).

  При отсутствии предусмотренных законом оснований для оформления материалов по вопросам гражданства, а также при наличии препятствий (непредоставление документа о выходе из иностранного гражданства; отбывание заявителем наказания в виде лишения свободы и др.) орган внутренних дел, дипломатическое представительство, консульское учреждение Республики Беларусь отказывают заявителю в приеме заявления по вопросам гражданства и сообщают об этом в письменной форме. Этот отказ может быть обжалован заявителем в вышестоящий в порядке подчиненности орган, который обязан в месячный срок рассмотреть ее и дать заявителю мотивированный ответ в письменной форме. В случае несогласия с решением вышестоящего органа либо неполучения от этого органа в течение месяца мотивированного ответа заявитель имеет право обратиться с жалобой в суд.

Комиссия обеспечивает единую государственную политику в области гражданства, осуществляет контроль за исполнением решений по вопросам гражданства, рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства. Комиссией рассматриваются все необходимые материалы по вопросам гражданства, поступившие из Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Комитета государственной безопасности, которые одновременно представляют и свои мотивированные заключения по существу каждого дела.

 

Окончательные решения по вопросам гражданства Республики Беларусь принимаются Президентом Республики Беларусь, который:

 

·  определяет порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его прекращения;

 

·  издает приказы о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь;

 

·  издает распоряжения в случае отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.

 

 

Повторные заявления лица о приеме в гражданство Республики Беларусь или выходе из гражданства Республики Беларусь принимаются не ранее чем через год после принятия предшествующего решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.

Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции.

Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды.

Необоснованный отказ в приеме заявлений, по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть обжалованы в суд.

Решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих в Республике Беларусь, исполняются органами внутренних дел Республики Беларусь, а в отношении лиц, проживающих за границей, - органами дипломатической службы Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Вопросы гражданства относятся к числу сложнейших в государственном строительстве. Гражданство выступает как элемент конституционного статуса; его наличие или отсутствие определяет объем прав и обязанностей личности. Гражданство напрямую затрагивает процессы реализации жизненных планов людей, а, следовательно, и человеческие судьбы. Поэтому проблемы, связанные с ним всегда являются актуальными и злободневными.

Гражданство – правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится вне его пределов.

По своему правовому статусу граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, к примеру тем, что только им принадлежат политические права и свободы.

Отсутствие гражданства у значительного количества постоянно проживающих в государстве лиц может быть источником социальных конфликтов. Статус «лицо без гражданства» является нежелательным. Поэтому обязательство избегать «безгражданства» или уменьшать возможность возникновения случаев «безгражданства» является общепризнанным принципом международного права, он же являет основным и в законодательстве Республики Беларусь о гражданстве.

Существенный отпечаток на институт гражданства в нашей стране накладывает тот факт, что Республика Беларусь является молодым государством. В СССР институт национального гражданства не получил должного развития, т.к. единое союзное государство обеспечивало фактическое и юридическое равноправие в многонациональной стране, а национальный фактор недооценивался. Это привело к негативным последствиям в условиях приобретения и укрепления независимости новых государств.

После распада Союза гражданство явилось важнейшим средством достижения максимальной суверенизации, одним из краеугольных камней организации государства. Данный институт приобрел новую окраску и черты, что во многом обусловлено расширением сферы международных отношений Республики Беларусь с другими странами мира. Такие отношения затрагивают широкий круг проблем гражданства, которые все чаще приобретают международную значимость. От их разрешения зависят экономические, политические, социальные, этнографические и другие вопросы, касающиеся интересов не только отдельных личностей, но и целых групп людей, широких слоев населения, даже государства в целом.

Законодательство о гражданстве может стать источником потенциального конфликта, если оно ведет к появлению значительного числа недовольных людей или лиц без гражданства. Оно может привести к внутренним раздорам, усилить напряженность в межгосударственных отношениях, вызвать нежелательные потоки вынужденных переселенцев. С другой стороны тщательно сформулированное и правильно исполняемое законодательство о гражданстве может способствовать улучшению межнациональных отношений, содействовать свободе передвижения людей, а также развитию торговых и научных обменов.

Институт гражданства в Республике Беларусь получил достаточно позитивное развитие. У нас накоплен немалый опыт, сложились свои традиции, выработаны концептуальные подходы к ряду вопросов. Вместе с тем, особенность данной области права заключается в том, что законодательство о гражданстве очень динамично, оно не предназначено для того, чтобы быть неизменным и «вынуждено» совершенствоваться, исходя из изменений, происходящих в политической, экономической, социальной сферах жизни страны.

В настоящее время основным нормативным правовым актом Республики Беларусь, регулирующим отношения в сфере гражданства, является Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь». Он определяет правовые основы государственного регулирования в области гражданства, регламентирует основания и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства Республики Беларусь, принятия, исполнения и обжалования решений по вопросам гражданства, определяет особые случаи изменения и сохранения гражданства, устанавливает компетенцию государственных органов, а также права и обязанности граждан Республики Беларусь. В 2006 и 2010 годах в него внесен ряд существенных изменений, отражающих практику работы государственных органов в данной области, а также, приоритеты государственной политики применительно к вопросам миграционной и демографической ситуации в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года" 
(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004). ).  Консультатн плюс: Беларусь. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2013.

 

2.     Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002г. №136-З «О гражданстве  Республики Беларусь» (в ред. Законов Республики Беларусь от 22.06.2006 N 129-З, от 04.01.2010 N 105-З).  Консультатн плюс: Беларусь. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2013.

 

3.  Указ Президента Республики Беларусь от 17.11.1994 N 209  (ред. от 13.05.2013)   "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства". Консультатн плюс: Беларусь. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2013.

 

4. Закон Республики Беларусь от 09.11.1999 N 313-З 
"О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Украиной об упрощенном порядке изменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь". Консультатн плюс: Беларусь. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2013.

Информация о работе Гражданство Республики Беларусь