В настоящее
время заметно возрастает функция
семьи по организации досуга
и отдыха. Под досугом мы условимся
понимать внерабочее (свободное) время,
которым человек распоряжается
всецело по своему выбору и
усмотрению. Свободное время –
одна из важнейших социальных
ценностей, незаменимое средство
восстановления физических и
духовных сил человека, всестороннего
развития личности. Повышению роли
досуга способствуют правильный
ритм и режим жизни семьи, разумное
распределение обязанностей между
ее членами, планирование труда
и отдыха. В целом досуг является
как бы зеркалом зрелости человека
как личности: по характеру его
досуга о человеке можно сказать
очень многое.
Досуг включает
в себя чтение, слушание и просмотр
телепередач, встречи с родственниками,
друзьями и знакомыми, посещение
библиотек, театров, концертных залов
и кинотеатров, проведение ежегодного
отпуска, посещение парков, туристские
походы, экскурсии, прогулки на природу;
занятия спортом, участие в соревнованиях,
в проведении праздников.
9.Воспитательная
функция.
В семье воспитываются
и взрослые, и дети. Особенно важное
значение имеет ее влияние
на подрастающее поколение. Поэтому
воспитательная функция семьи имеет
три аспекта. Первый – формирование личности
ребенка, развитие его способностей и
интересов, передача детям взрослыми членами
семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой
и др.) накопленного об-ществом социального
опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое
развитие, содействие их физическому совершенствованию,
укреплению здоровья и выработке навыков
санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект
– систематическое воспитательное
воздействие семейного коллектива
на каждого своего члена в
течение всей его жизни. Аспект
третий – постоянное влияние
детей на родителей (и других
взрослых членов семьи), побуждающее
их активно заниматься самовоспитанием.
10. Все большее
значение социологи придавали
и придают коммуникативной функции
семьи.
Можно назвать следующие
компоненты этой функции: посредничество
семьи в контакте своих членов
со средствами массовой информации
(телевидением, радио, периодической
печатью), литературой и искусством;
влияние семьи на многообразные
связи своих членов с окружающей
природной средой и на характер
ее восприятия; организация внутрисемейного
объединения.
Если семья уделяет
выполнению этой функции достаточное
внимание, то это заметно усиливает
ее воспитательный потенциал. Нередко
с коммуникативной функцией связывают
(иногда даже считают самостоятельной
функцией) деятельность по созданию
психологического климата семьи,
по сути, с этим нельзя не
согласиться: в нашу динамичную
эпоху сильно возрастает значение
семьи как психологической ячейки.
11. Сексуальная
функция семьи
осуществляет сексуальный
контроль и направлена на удовлетворение
сексуальных потребностей супругов.
В. И. Ленин говорил
о революции в области половых
отношений, но, в то же время, дискредитировал
каждого, кто пытался по этому
поводу теоретизировать. Он рекомендовал
советской молодежи заниматься
не любовью, а спортом, гимнастикой,
плаванием, экскурсиями, физическими
упражнениями. Причин для послереволюционного
послабления нравов было много: нестабильность
жизни, гражданская война, экономические
лишения, раннее вынужденное взросление
подростков, новый и не всегда понятный
взгляд на положение женщины. В соответствии
с марксистской идеей женской эмансипации
уже в самые первые дни революции был издан
декрет о женском равноправии, а в 1918 г.
вступил в силу новый закон о браке и семье.
Этот закон предоставлял равные права
обоим супругам. Впервые женщина, вступающая
в брак, могла сохранять свою фамилию,
иметь отдельное от мужа местожительство,
распоряжаться своими доходами, а в случае
развода в равной степени претендовать
на семейную собственность.
Новый брачный
закон не отменял церковных
церемоний, но лишал их права
легализации брачного состояния.
Отныне законной считалась лишь
гражданская регистрация, при-чем
как церемония бракосочетания, так
и процедура развода значительно
упрощались.
Семья как объект
может быть классифицирована
по разным основаниям:
по типам поселения
– городская и сельская;
по составу – расширенная
и нуклеарная;
по наличию родителей
– полная и неполная (монородительская)
и т. д.
Брак также
может быть классифицирован. Например,
по таким основаниям:
по степени формализации
– фактически и юридически;
по однородности социального
положения супругов - гомогенный
и гетерогенный.
При этом математически
точно может быть выражено
лишь очень ограниченное число
характеристик каждого из выбранных
объектов.
Почти любой социальный
объект доступен наблюдению и
изучению изнутри. Брак и семья
же являются наиболее интимной
разновидностью социальных и
личных отношений, которые большей
своей частью скрыты от постороннего
наблюдателя. В связи с этим
возникает ограниченность в методах
изучения брачно-семейных отношений.
Наиболее надежным источником
общесоциальных тенденций в области
брака и семьи является не
изучение и описание отдельных семейных
групп, а анализ статистических и документальных
данных о положении женщины в обществе,
уровне материального положения и духовной
культуры, динамике рождений, браков, разводов.
- Конфликтологический подход
к проблеме семьи
Функционалисты делают
упор на задачи, выполняемые семьей,
которые служат интересам общества
в целом. Многие сторонники теории
конфликта рассматривают семью
как социальную структуру, в которой
одни люди выигрывают за счет
других. Ф. Энгельс видел в семье
классовое общество в миниатюре,
где один класс (мужчины) угнетал
другой класс (женщин). Он утверждал,
что брак исторически был первой
формой классового антагонизма,
где благосостояние одной группы
зиждилось на униженном и угнетенном
положении другой группы. Мотивацией
доминирования мужчин служила
экономическая эксплуатация, труда
женщин.
По мнению Коллинза,
мужчины построили общество таким
образом, чтобы утвердить женщин
в качестве своей сексуальной
собственности. Мужчины заявляют
свои исключительные, сексуальные
права на женщин точно так
же, как определяют доступ к
экономической собственности. Брак
становится социально обусловленным
контрактом на сексуальную собственность.[1,
с.303]
Женщины стали
потенциально свободными в выборе
сексуальных отношений. Однако в
условиях свободного «рынка брака»
им приходится отдавать свою
сексуальность в обмен на экономическое
положение и социальный статус
мужчин. Коллинз выдвигает гипотезу,
что в экономическом мире, где
доминирующие положение принадлежало
мужчинам, наиболее эффективной
стратегией было умение женщины
подать себя как сексуально
привлекательную и одновременно
как можно более недоступную
для мужчин. В подобных условиях
женственность и девственность
приняли идеализированные формы, так
что в процессе ухаживания входил некий
элемент сексуальной сдержанности. Однако
по мере того, как экономические возможности
женщин возрастали и они стали постепенно
освобождаться от финансовой зависимости
от мужчин, у них появилась возможность
стать и сексуально независимыми. Теперь
сексуальные «контракты» стали ориентироваться
на брачные отношения в меньшей степени,
чем на товарищеские отношения и сексуальное
удовлетворение.
Как и другие
социальные институты, семья рассматривается
социологами с разных точек
зрения, сквозь призму различных
подходов. В частности, психоаналитик
Зигмунд Фрейд и социолог Георг
Зиммель применили к проблемам
семьи конфликтологический подход.
Они утверждали, что близкие взаимоотношения
неизбежно включают в себя
не только любовь, но и противоборство.
В последние годы современные
социологи взяли на вооружение
эти идеи и выдвинули гипотезу,
что конфликт составляет часть
всех систем и взаимодействий,
включая семейные и брачные
взаимоотношения. Семья строится
на основе диалектики двух
противоборствующих потребностей:
соперничества за независимость,
власть и привилегии и одновременно
соучастия в судьбе друг друга.
С такой точки зрения семья
является социальной структурой,
формирующей межличностные взаимоотношения
в непрерывных конфликтах, сохраняясь
вопреки им.
Экономические реформы
в России отрицательным образом
сказались на сфере семейно-брачных
отношений. Снижается количество
зарегистрированных браков, число
детей в семье. Российские семьи
подвергаются тяжелейшему испытанию
на прочность.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ
2.1. Дифференциация труда
в семейной и общественной
жизни
Дифференциация труда между
полами в семейной и общественной жизни
исчезает, уступая место интеграции супружеских
ролей и высокой степени их взаимозаменяемости.
В первую очередь это связано с ростом
профессиональной занятости и образования
женщин, в основе которого лежат не только
экономические, но и в значительной степени
социально-психологические факторы.[8,
с.121]
Процесс освобождения
от традиционного представления
коснулся не только женской
роли, но и мужской. Как пишет
У. Бек, благодаря большому участию
женщин в наемном труде мужчины
выходят из роли единственного
кормильца, освобождаясь от давления
профессии и поворачиваясь лицом
к семье, детям, т.е. для мужчин
становится возможна иная заинтересованность
и в профессии и в семье.
Задача данного
исследования - определить характер
гендерного разделения домашнего
труда в современной российской
городской семье, попытаться выяснить,
какие факторы влияют на этот
процесс. Особый интерес вызывают
семьи, где оба партнера - работающие.
Опрос был посвящен
изучению социального положения
и выявлению основных тенденций
в развитии городской семьи. Опрошены
члены 386 домохозяйств города Саранска
(шаговый квотно-гнездовой метод,
ошибка не более ± 5,0%, уровень
надежности 95%) методом очного стандартизированного
анкетирования по месту жительства.
Помимо прочих данных в ходе
опроса были получены сведения
об уровне жизни городской
семьи (среднедушевой доход, оценка
денежных доходов, прогноз финансового
положения), ценностных ориентациях,
репродуктивных установках респондентов.
В ходе исследования
предполагалось выяснить, насколько
распространен эгалитарный характер
разделения домашних обязанностей
в городской семье и какие показатели
оказывают наибольшее влияние на этот
процесс. Под эгалитарным характером гендерного
разделения домашнего труда мы понимаем
равное участие мужа и жены в выполнении
домашних дел при условии, что оба супруга
вовлечены в оплачиваемую занятость. Первая
группа связана с реальным экономическим
поведением каждого из супругов в домохозяйстве.
В первую очередь здесь имеется в виду
размер индивидуального дохода одного
супруга относительно другого, т.е. вклад
в бюджет семьи. Вторая группа факторов
соотносится с влиянием социокультурных
норм, заложенных в процессе социализации
и связанных с традиционными тендерными
представлениями о предназначении мужчин
и женщин в семье и обществе. С учетом этого
было выдвинуто две гипотезы. Гипотеза
первая - чем выше уровень индивидуального
дохода у жены (по сравнению с мужем), тем
больше вероятность эгалитарного распределения
домашних обязанностей в семье. В качестве
индикатора мы брали заявление респондентов,
что жена имеет доход больше мужа. Помимо
наибольшего дохода значимыми в рассматриваемом
аспекте оказались и другие факторы - возраст
супругов, продолжительность брака, образование.
Гипотеза вторая - на гендерное разделение
домашнего труда в городской семье оказывают
влияние социокультурные нормы, связанные
с традиционными гендерными стереотипами
о роли и обязанностях мужчин и женщин
в семье, гендерные ценности. В качестве
индикатора мы использовали восприятие
респондентами разделения ответственности
в семье: мужчина - добытчик (ответственность
за материальное обеспечение), женщина
- хранительница очага (ответственность
за создание уюта. Для определения того,
как воспринимается разделение труда
в семье, респондентам был задан вопрос:
«Кто в вашей семье чаще всего выполняет
следующие виды домашней работы?» [8, с.122]
Из перечисленные
видов работ самыми "женскими"
оказались стирка одежды, глажение
одежды, приготовление пищи, уборка
квартиры, мытье посуды, покупка
продуктов. Далее идут близкие
к гендерно нейтральным или
гендерно нейтральные домашние обязанности:
управление бюджетом, уход за престарелыми
членами семьи, планирование досуга.(см.табл.1).
Воспитание
детей и принятие решения в
семье оказались самыми эгалитарными
видами домашней работы - 73 и 72,5% респондентов
соответственно отметили, что их
выполняют чаще всего оба супруга.
Если представить список работ
в виде ряда, построенного по
мере убывания их женской маркированности,
то мы получим шкалу, где на
полюсах находятся женские и
мужские виды деятельности, а
посередине - гендерно нейтральные.
Примечательно, что из 13 видов домашней
деятельности "мужскими" оказались
только два - мужья в два раза
чаще жен выносят мусор и
в 3,5 раза чаще ремонтируют вещи
и квартиру. Еще 5 видов работ выполняют
в семье оба супруга.[8, с.122]
По итогам нашего
опроса мы условно разделили
городские семьи по степени
участия супругов в домашней
деятельности на три типа. Первый
тип условно назовем "патриархальные"
семьи - в них все виды домашней
работы чаще всего выполняют
жены (46,1% семей). Второй - "матриархальные"
семьи, где предложенные виды
внутрисемейной домашней деятельности
чаще всего выполняет муж (11,7%).
Третий - «эгалитарные» семьи, в которых
домашнюю работу чаще всего
выполняют оба супруга (37,2%). Таким
образом, в большинстве случаев
действует жесткая патриархальная
модель, определяющая разделение "мужской"
и "женской" домашней работы, причем
львиную долю реальной работы
по дому практически всегда
выполняет женщина.[8, с.123]
Насколько же женщины
и мужчины удовлетворены тем,
кто выполняет те или иные
виды домашней работы?
Как показало исследование,
не удовлетворены совсем разделением
обязанностей по дому 10,9% женщин
и 1,8% мужчин, еще 43,5% женщин и 27,8% мужчин
удовлетворены частично. Соответственно
70,4% мужчин полностью удовлетворены
сложившимся положением вещей, среди
женщин таких 45,6%.
Причина удовлетворенности
женщин, может быть объяснена, с
одной стороны, проявлением традиционной
культуры, а с другой, - экономическими
обстоятельствами.
Насколько теоретическая
модель экономической зависимости
находит подтверждение при анализе
эмпирических данных?
Такая переменная
как соотношение индивидуальных
доходов жены и мужа оказалась
значимой при анализе распределения
домашних обязанностей между
супругами.