Депутатский индемнитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:17, контрольная работа

Краткое описание

ктуальность курсовой работы обусловлена особым политико-правовым положением депутатов в системе публичной власти. Депутаты призваны обеспечить адекватное представительство интересов граждан (народа, населения) не только в деятельности представительных органов власти, но и аппарата публичной власти в целом. Для решения этой задачи они должны обладать необходимыми правами, обязанностями, подкрепляемыми соответствующими гарантиями. Решение указанной задачи требует также установления четкого механизма конституционно-правовой ответственности депутатов перед гражданами. В силу этого закрепление конституционно-правового положения депутатов всех уровней власти должно быть продуманным, концептуально выстроенным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Конституционно-правовой статус депутата

§ 1 Понятие индемнитет 5

§ 2 Полномочные представители народа 5

§ 3 Права и обязанности депутатов 7

§4 Гарантии депутатской деятельности в структуре конституционно-правового статуса депутата 10

ГЛАВА 2 Неприкосновенности российских парламентариев

§ 1 Понятие депутатской неприкосновенности,
ее содержание, причины появления этой гарантии 14

§ 2 Законодательное регулирование
неприкосновенности региональных и муниципальных депутатов, ее особенности, развитие соответствующего законодательства на современном этапе 17

§ 33 Юридическая ответственность за противоправное воспрепятствование депутатской деятельности 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

депутатский индемнитет КПР.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3 

    ГЛАВА 1    Конституционно-правовой статус депутата 

               § 1 Понятие индемнитет                                                           5 

               § 2 Полномочные представители народа                                5 

               § 3 Права и обязанности депутатов                                         7 

        §4 Гарантии депутатской деятельности в структуре  конституционно-правового статуса  депутата                        10 

    ГЛАВА 2 Неприкосновенности российских парламентариев 

        § 1 Понятие депутатской неприкосновенности,

        ее содержание, причины появления этой гарантии              14 

        § 2 Законодательное  регулирование 

        неприкосновенности  региональных и муниципальных  депутатов, ее особенности,  развитие соответствующего законодательства на современном этапе                                17 

        § 33  Юридическая ответственность за противоправное воспрепятствование депутатской деятельности                    19 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           21 

    БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                       22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  курсовой работы обусловлена особым политико-правовым положением депутатов в системе публичной власти. Депутаты призваны обеспечить адекватное представительство интересов граждан (народа, населения) не только в деятельности представительных органов власти, но и аппарата публичной власти в целом. Для решения этой задачи они должны обладать необходимыми правами, обязанностями, подкрепляемыми соответствующими гарантиями. Решение указанной задачи требует также установления четкого механизма конституционно-правовой ответственности депутатов перед гражданами. В силу этого закрепление конституционно-правового положения депутатов всех уровней власти должно быть продуманным, концептуально выстроенным.

     В то же время правовое регулирование  депутатской деятельности далеко от совершенства, не обладает необходимым уровнем детальности, точности. Законодательство о статусе депутатов отягощено противоречиями, требует дальнейшей систематизации. Важно особо обратить внимание на то, что при принципиальном единстве конституционного положения депутатов, независимо от уровня представительных органов, в состав которых они входят, в российском праве, законодательстве пока отсутствует единая нормативная основа деятельности депутатов всех уровней. Выработка такой единой нормативной основы крайне необходима. Как подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, необходимо принять меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти.

Назначение  депутатов любых уровней власти как полномочных представителей граждан (народа, населения) предполагает тесное сопряжение законодательства о статусе депутатов с избирательным законодательством, их комплексное изменение, совершенствование. Повышение роли партий, партийной системы в обществе, активное включение партий в отношения депутатов и граждан делает насущным согласование законодательства о статусе депутатов и законодательства о политических партиях. Названное согласование необходимо и в развитии законодательства о статусе депутатов и законодательства о средствах массовой информации. То обстоятельство, что права, обязанности депутатов являются конкретизацией основных прав и свобод граждан, в силу чего возникает особый характер отношений депутатов с избирателями, что предполагает органичное согласование конституционно-правового статуса гражданина и конституционно-правового статуса депутата, нормативных источников, их закрепляющих. Обеспечение надежной правовой защищенности депутатов от противоправного воспрепятствования их деятельности ориентирует на согласование законодательства о статусе депутатов и уголовного, административного, гражданского, иных отраслей законодательства, обеспечивающих режим защищенности депутатской деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1 Конституционно-правовой статус депутата 

      § 1 Понятие индемнитет 

     Термин индемнитет возник во времена Римской империи и происходит от латинского слова indemnitatis – безущербность. В теории этот термин имеет два значения:

1. Свобода выступления и голосования в парламенте, в силу которого не допускается привлечение депутата к ответственности за его парламентскую деятельность.

2. Предусмотренное  национальным законодательством  вознаграждение

депутатов за их деятельность в парламенте, включая  заработную плату,

компенсацию за оплату проезда, пользование услугами связи и пр.

     Общим здесь является то, что в своей  совокупности они обеспечивают

гарантии  депутатской деятельности. 

     § 2 Полномочные представители народа 

     Депутаты  выступают полномочными представителями  народа. В основе депутатской деятельности лежат изначально интересы граждан (народа, населения), которые объективируются депутатами самостоятельно, но под волевым воздействием граждан, их объединений, подкрепляющим те или иные общественные запросы. «Настроенность» депутатов на выявление действительных интересов граждан, их объединений подкрепляется разными мерами. К их числу относятся, в частности, законодательные ограничения для депутатов, позволяющие «защищать» их от давления узко групповых запросов, а в крайнем варианте – запросов корыстных, криминальных.

     Отношения граждан (народа, населения) и депутатов, депутатского корпуса представительных органов определяются в своей  основе режимом конституционного правонаделения как элементом принципа народовластия. Принимая на всероссийском референдуме Конституцию, народ определил принципиальное устройство аппарата публичной власти, основы компетенции органов власти, должностных лиц, основы статуса депутатов, получающие непосредственную конкретизацию на законодательном уровне (правотворческий аспект конституционного правонаделения). В рамках выборов народ в лице избирательного корпуса определяет депутатский состав представительных органов власти, состав тех, кто допускается к осуществлению властных полномочий (правоприменительный аспект конституционного правонаделения, заключающийся в решении гражданами значимых кадровых вопросов).

     Конституционно-правовой статус депутата является специальной  конкретизацией конституционно-правового  статуса гражданина. Права, обязанности  депутата – модификация основных прав и свобод, прежде всего политических. Так, например, уточняющую характеристику в конституционно-правовом статусе депутата получает право граждан на объединение, реализуемое депутатами в представительном органе путем создания разных депутатских формирований, Сам конституционно-правовой статус депутата конкретизируется в иных специальных статусах, обладание которыми предполагает наличие у лица депутатского мандата (член фракции, комитета, комиссии, т.п.).

     Конституционно-правовой институт статуса депутата (депутатской деятельности) входит в парламентское право как составную часть конституционного права. Нормы данного института закрепляют различные элементы конституционно-правового статуса депутата. Они также:

     а) устанавливают тип депутатского мандата, цели и принципы депутатской деятельности, основания и условия обретения и прекращения статуса депутата, т. п. элементы;

     б) направлены на определение порядка  депутатской деятельности.

     Наименование  в таком случае данного правового  образования институтом статуса депутата допустимо, поскольку конституционно-правовой статус составляет основное содержание общей правовой модели депутатской деятельности.  

     § 3 Права и обязанности депутатов. 

     Объем прав и обязанностей депутатов зависит от уровня представительного органа власти, в состав которого избран гражданин. Многие свои права, обязанности депутаты реализуют путем совместной деятельности в составе разных депутатских формирований. В рамках своего конституционно-правового статуса депутат наделяется соответствующими правами и обязанностями, которые являются, прежде всего, конкретизацией политических прав и свобод гражданина, и, в первую очередь, его права на осуществление народовластия.

     Следует отметить, что права, обязанности депутата могут быть ограничены. Прежде всего, это ограничения, обусловленные особенностями самого конституционно-правового статуса депутата. Так, ограничивается право депутата на выход из парламентской фракции. Нарушение данного ограничения влечет за собой прекращение действия у лица статуса депутата.

     Все права и обязанности объединяются в две большие группы:

     -   права и обязанности в представительном органе;

     - права и обязанности в отношениях с избирателями.

       Это нашло отражение и в законодательстве. Права, обязанности в представительном органе подразделяются: на реализуемые на заседаниях (сессиях) представительного органа, в деятельности постоянных комитетов, комиссий, депутатских объединениях. В числе названных правомочий выделены организационные, контрольные, учредительные. В диссертации подробно рассмотрены их содержание и проблемы реализации.

     Отмечу, что новой является такая форма реализации контрольных прав депутата в представительном органе власти как заслушивание отчета Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Но насколько эффективной будет реализация данного права, в условиях, когда Правительство возглавляет лидер партии, имеющей конституционное большинство в Государственной Думе? В этом случае недостатки Правительства – это недостатки большинства в Государственной Думе, что затрудняет их объективную оценку.

     Высказываются мнения о необходимости активного использования такого контрольного права депутатов, как выражение недоверия главе субъекта РФ, а также главе муниципального образования.

     Важной  формой деятельности депутатов в  представительных органах является их работа во фракциях, депутатских  группах. К сожалению, в последнее  время законодатель, стремясь укрепить партийную систему страны, главный  акцент делает на партийных фракциях, ограничивая право депутатов на формирование иных «партийных» объединений (депутатских групп). Выход или исключение депутата из фракции означает утрату им депутатского мандата. Такой подход, думается, затрудняет точное отражение запросов граждан в деятельности представительных органов. Исходя из того, что часть депутатов в субъектах РФ, а также депутаты в муниципальных образованиях избираются по одномандатным округам, возможно использование опыта ряда зарубежных стран, в представительных органах которых используется институт присоединения депутата (присоединившегося депутата).

     В системе прав депутата выделены такие, как: право участвовать в прениях; выступать с докладом и содокладом; право задавать вопросы; право законодательной (правотворческой) инициативы; право вносить предложения по проектам повестки дня заседаний; а также обязанности: голосовать лично; соблюдать регламент и правила этики. Сделан вывод о том, что в процессе осуществления указанных прав депутат «скован» партийной дисциплиной, так как обязательно является членом той или иной партийной фракции в представительном органе власти. Поэтому чаще всего выступают руководители фракций, а депутаты вынуждены солидарно голосовать за решение, поддержанное фракцией. Вследствие этого происходит «усреднение» всех депутатов в рамках фракции. Отсюда задача – укрепление фракционной дисциплины без ущерба для статуса депутата как равного члена депутатского корпуса.

     Вряд  ли можно согласиться с высказанным  в литературе мнением о необходимости лишения депутатов права законодательной инициативы. Оно обеспечивает выполнение депутатами их основного предназначения – выражения интересов и воли граждан. Важной обязанностью депутата является его участие в работе представительного органа и личное голосование по рассматриваемым вопросам. Вместе с тем, в практике работы многих представительных органов имеют место случаи систематического отсутствия депутатов на заседаниях представительного органа и голосования за них других депутатов. Это подрывает устои представительного народовластия, снижает авторитет представительного органа власти, депутатов. Видится необходимым в будущем рамочном федеральном законе о статусе депутатов предусмотреть не только обязанность депутата голосовать лично, но и его ответственность за отсутствие на заседаниях представительного органа без уважительных причин. Видится необходимым установление запрета на передачу права голосовать другим депутатам.

Информация о работе Депутатский индемнитет