Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:07, курсовая работа
Цель моей курсовой работы изучить Федеральный Закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и выявить его слабые стороны, а так же найти способы устранения данных недостатков.
Задачами моей курсовой работы являются:
- изучение понятий и видов обязательств по страхованию гражданской ответственности;
- изучение существенных условий страхового договора;
- изучение основных проблем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Введение………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Понятие обязательств по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств …………...5-10
Глава 2. Существенные условия договора…………………………..11-20
1. Страховой интерес и страховой риск……………………..11-13
2. Страховая сумма …………………………………………...14-17
3. Срок договора………………………………………………18-20
Глава 3. Проблемы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств………………..21-27
Заключение…………………………………………………………….28-29
Библиографический список……...…………………………………...30-32
Министерство образования Российской Федерации
Иркутский
Государственный Технический
Заочно-вечерний факультет
Кафедра
специальных юридических
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Гражданское право» на тему:
«Договор
обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев автотранспортных
средств»
Выполнил: Каширина Е. С.
студентка 3 курса, группы
ЮРзу-07-2
Проверил: Степаненко Ольга
Генадьевна
Иркутск, 2010
Оглавление
Введение…………………………………………
Глава 1. Понятие обязательств по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств …………...5-10
Глава 2. Существенные условия договора…………………………..11-20
Глава 3. Проблемы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств………………..21-27
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……...…………………………………...30-
Введение
Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил невиновный или случайный характер. В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне1. С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами. При этом страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное, что должно быть в наличии, - это страховой полис.
Актуальность выбранной мной темы. В современной России страхование как эффективный механизм защиты прав и интересов граждан, юридических лиц и государства становится все более необходимым элементом социально-экономической системы общества. Это обусловлено тем, что в обществе может проявляться множество непредвиденных рисков, в том числе и связанных с эксплуатацией транспортных средств. Развитие рынка автотранспорта является мощным рычагом подъема экономики, создает определенные удобства в жизнедеятельности людей, но одновременно несет с собой ряд отрицательных явлений, в том числе человеческие жертвы и материальный ущерб в результате дорожно-транспортных происшествий. Проблема безопасности дорожного движения в настоящее время приобрела черты стратегически значимого явления для развития экономики и сохранения людского потенциала нашей страны2. Особенно если учесть, что в автокатастрофах и других дорожно-транспортных происшествиях гибнут в основном люди трудоспособного возраста, а также несовершеннолетние и дети.
Цель моей курсовой работы изучить Федеральный Закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и выявить его слабые стороны, а так же найти способы устранения данных недостатков.
Задачами моей курсовой работы являются:
-
изучение понятий и видов
- изучение существенных условий страхового договора;
-
изучение основных проблем
Объектом изучения данной работы является договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Глава 1. Понятие обязательств по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е годы нашего столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий.
Основой проведения страхования ответственности владельцев автотранспортных средств является установленная гражданским законодательством обязанность владельца средства транспорта возмещать вред, причиненный третьим лицам при его эксплуатации3. При этом такая обязанность, как правило, возникает независимо от наличия вины владельца при причинении ущерба, что вызвано отнесением автотранспортных средств к источникам повышенной опасности для окружающих4.
Так, в соответствии со ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения такого вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют средством транспорта на праве собственности, аренды, по доверенности на право управления транспортным средством либо на ином законном основании. При этом указанные лица освобождаются от обязанности возмещать вред, причиненный их средством транспорта, лишь в случаях, если они докажут, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, непреодолимой силы или что средство транспорта выбыло из их обладания в результате противоправных действий других лиц5.
По договору страхования ответственности владельцев средств автотранспорта страховщики принимают на себя обязанность возместить в пределах оговоренных лимитов ответственности ущерб, нанесенный страхователем (застрахованным лицом) при эксплуатации автотранспортных средств третьим лицам, при условии, что такой ущерб должен быть компенсирован страхователем (застрахованным лицом) в соответствии с законодательством6. Страхователями в данном виде могут выступать как юридические, так и физические лица. Застрахована может быть как ответственность самого страхователя, так и других лиц, являющихся владельцами указанных в договоре транспортных средств.
Объектом страхования являются имущественные интересы владельца автотранспортного средства, связанные с его обязанностью в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, причиненный им третьим лицам при эксплуатации автотранспортных средств. При этом действие договора распространяется, как правило, исключительно на указанные в нем средства транспорта.
В договоре страхования могут быть оговорены: круг лиц, имеющих право на вождение застрахованным средством транспорта; территория, за ДТП в пределах которой страховщик несет ответственность, и другие ограничения. Условия страхования могут предусматривать обязательства страховщика возместить ущерб, причиненный третьим лицам, по вине пассажиров застрахованного средства транспорта или иных лиц, пользующихся им (например, в случае, когда пассажир открывает дверь автомобиля и сбивает едущего сзади велосипедиста).
Важное место в условиях страхования занимает перечень случаев, за последствия которых страховщик не несет обязательств по страховым выплатам. При этом при проведении страхования в обязательной форме он, как правило, уже, чем при заключении договоров добровольного страхования7.
В нашей стране страховщики обычно оговаривают свое право не производить страховых выплат, если вред третьим лицам был нанесен вследствие:
- умышленных действий лица, управляющего средством транспорта, направленных на причинение вреда третьим лицам;
- нарушения лицом, управляющим средством транспорта, установленных правил эксплуатации транспортных средств, правил противопожарной охраны и т.п.;
- несоответствия средства транспорта техническим требованиям или требованиям безопасности;
- управления автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков;
- управления автомототранспортным средством при отсутствии прав или доверенности на управление им;
- использования средства транспорта для обучения, участия в соревнованиях на скорость, проверки скорости или при испытании на прочность).
Согласно ст.4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств8. При возникновении права владения транспортным средством (например, приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление) владелец транспортного средства обязан выполнить общее правило - застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее пяти дней после возникновения права владения им. Законодатель, используя слово "владелец", расширяет это понятие, подчеркивая, что владелец - это не обязательно собственник.
Фраза "за свой счет страховать" в ее буквальное понимание и толкование сводятся к тому, что страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства (других лиц, обозначенных владельцем в договоре страхования) осуществляется за счет этого владельца.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории России транспортных средств, за некоторыми исключениями9. Эта обязанность не распространяется на владельцев:
- транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;
- транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения российского законодательства о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории России;
- транспортных средств Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
- средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.
Обязанность
по страхованию гражданской
Подчеркну, что обязательное страхование гражданской ответственности является частным случаем установленного законом понуждения к заключению договора, возможность которого оговорена законодателем в п.1 ст.421 ГК РФ. При этом термины "страховать" и "в качестве страхователей" означают, что владелец транспортного средства является не только страхователем, но и одновременно стороной в обязательном договоре страхования. Обязанность страхования "своей гражданской ответственности" и "за свой счет" предусмотрена также п.2 ст.927 ГК РФ10.