Договор перевозки пассажиров и багажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Договор перевозки пассажиров и багажа 5
1.1. Понятие и виды договора перевозки пассажира 5
1.2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки 10
Глава 2. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа 17
2.1. Основные обязанности перевозчика 17
2.2. Обязательство по доставке багажа 27
2.3. Обязанности пассажира 30
Глава 3. Ответственность по договору перевозки пассажира и багажа 32
3.1. Ответственность за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров 32
3.2. Несохранность багажа 35
3.3. Причинение вреда жизни и здоровью пассажира 39
Заключение 41
Список источников и литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГП.docx

— 72.28 Кб (Скачать файл)

Во-первых, транспортные организации, обеспечивающие большинство  перевозок пассажиров, относятся  к так называемому транспорту общего пользования и по этой причине  являются субъектами публичного договора. Поэтому заключение договора перевозки  пассажира со всяким обращающимся к  ним гражданином для таких  транспортных организаций является обязательным. Кроме того, основные условия договора перевозки для всех пассажиров, которые приобрели соответствующие провозные билеты, должны быть одинаковыми (ст. 426 ГК).

Во-вторых, по способу  заключения договор перевозки пассажира  относится к числу договоров  присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых  транспортными министерствами и  ведомствами на основе правовых актов; указанные условия могут быть приняты пассажиром не иначе как  путем присоединения к предложенному  договору в целом (ст. 428 ГК).

В-третьих, значительной спецификой отличается порядок заключения договора перевозки пассажира. Само предложение заключить договор, исходящее от транспортных организаций, носит характер публичной оферты, поскольку представляет собой содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается  воля лица, делающего предложение, заключить  договор на указанных в предложении  условиях с любым, кто отзовется (ст. 437 ГК). Со стороны же гражданина (пассажира), приобретающего билет, акцепт оферты совершается в форме конклюдентных  действий по выполнению условий договора перевозки, содержащихся в оферте (уплата стоимости билета, т.е. провозной  платы). В тех же случаях, когда  для осуществления перевозки  не требуется приобретения проездного билета, конклюдентные действия гражданина выражаются в иных формах: проход через  турникеты метро, осуществление  платежа магнитной картой или  жетоном, посадка пассажира в  такси и т.д.

Транспортным законодательством  подробно регулируются отношения, связанные  с приобретением пассажирами  проездных билетов, что, по сути, удостоверяет заключение договора перевозки пассажира. Так, на железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 82 УЖТ РФ заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами  (билетами), сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа - багажными, грузобагажными квитанциями.

Согласно Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном  транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 1119, железная дорога обязана оформить выдачу пассажирам проездных документов (билетов) при наличии свободных мест в поездах до указанных пассажирами железнодорожных станций назначения согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. Лица, имеющие право проезда со скидкой, пользуются этим правом в поездах и вагонах всех категорий, а лица, имеющие право бесплатного проезда, - в жестких вагонах с четырехместными купе скорых поездов и в вагонах и поездах более низких категорий, если иное не предусмотрено законодательством. Железная дорога вправе отказать в продаже билета (за исключением пригородных поездов) лишь при отсутствии свободных мест в поезде.

Приобретение проездного документа (кроме билетов на пригородные  поезда) производится на основании  сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный  билет, удостоверение или иной документ, а для детей до 14 лет - свидетельство  о рождении). При оформлении проездного билета на поезда дальнего и местного следования указание фамилии пассажира  и номера документа, удостоверяющего  личность, является обязательным.

Пассажиру, который  приобрел проездной билет, а стало  быть, заключил договор перевозки, предоставлено  право в определенных рамках в  дальнейшем изменять условия заключенного договора перевозки. В частности, пассажир вправе: провозить с собой бесплатно  одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места; делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на 10 суток; продлевать срок действия проездного билета в  случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами  лечебных учреждений, и в случае не предоставления пассажиру места в поезде на время до отправления следующего поезда; выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет; возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда, на который приобретен билет, а в случае отказа от поездки получить обратно деньги в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты; переоформить проездной билет для выезда первым отходящим поездом, в котором будут свободные места; продлить срок действия билета на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов.

На морском транспорте заключение договора морской перевозки  пассажира также удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией (ст. 179 КТМ)10. Вместе с тем, как подчеркивает Т.А. Фаддеева, «содержание этой статьи может быть истолковано распространительно, поскольку проезд может быть осуществлен, например, туристом по путевке, по иным документам, дающим право на проезд, по льготным, детским или бесплатным билетам. Для организованных групп пассажиров, следующих в одном направлении, может быть выписан один билет (или один отдельный билет на каждую из групп пассажиров, следующих в каютах определенной категории) с указанием фамилий и имен членов группы, следующих по этому билету»11.

Содержание билета для проезда на морских судах  каботажных линий составляет совокупность всех существенных условий договора морской перевозки пассажира, в  нем указываются: фамилия и инициалы пассажира, номер и серия паспорта или иного документа, удостоверяющего  личность пассажира, порт отправления  и порт назначения, название морского судна, дата и время его отхода, номер каюты и места пассажира, стоимость проезда, дата приобретения билета.

Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое  время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, что  равносильно одностороннему расторжению  договора. Дело законодателя - определить правовые последствия такого одностороннего прекращения обязательств по договору перевозки пассажира.

По действующим  правилам морской перевозки пассажиру, отказавшемуся от договора при каботажных перевозках, внесенная им плата может  быть возвращена в полном размере  в следующих случаях: если пассажир отказался от перевозки не позднее  определенного срока; если пассажир не явился к отходу судна вследствие болезни, что подтверждается составлением акта, служащего основанием для выплаты  денег; если пассажир до отхода судна отказался от договора вследствие болезни; если отказ от договора происходит по причинам, зависящим от перевозчика (перенос отхода судна на другой срок, отмена рейса и т.п.)12.

На железнодорожном  транспорте необходимым условием возврата внесенной пассажиром провозной  платы (стоимости билета) при отказе последнего от договора перевозки пассажира  является возврат неиспользованного  проездного документа (билета) в железнодорожную  кассу. В частности, пассажир вправе: не позднее чем за 15 часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за 15, но не позднее чем за четыре часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты; менее чем за четыре часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается). Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки отправления поезда, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира. Удержание стоимости проезда при возврате билета также не производится при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железной дороги.

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость  проезда за вычетом стоимости  плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железной дороги, пассажиру возвращается стоимость проезда не проследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от железной дороги, - вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ РФ).

От случаев отказа пассажира от договора перевозки  следует отличать утрату пассажиром проездного документа (билета). Дело в  том, что в транспортном законодательстве имеются довольно жесткие правила, по сути приравнивающие утрату билета к отказу пассажира от договора перевозки  без надлежащего оформления, лишающего  пассажира права как воспользоваться услугами транспортной организации, так и получить обратно уплаченную им стоимость билета. Например, УЖТ РФ (ст. 82) устанавливает, что утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не может быть осуществлена железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Согласно Правилам по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 20) при наличии возможности восстановить или идентифицировать утраченные или испорченные проездные документы (билеты) пассажиру для совершения поездки выдается новый проездной документ (билет) без взимания стоимости проезда. Восстановленные утерянные проездные документы (билеты) возврату и переоформлению не подлежат. Возврат денег по утерянным проездным документам (билетам) не производится.

Представляется, что  указанные правила, допускающие  восстановление прав пассажиров по утраченным либо испорченным проездным документам лишь в исключительных случаях, не учитывают правовое значение указанных проездных документов (билетов), которые на самом деле лишь удостоверяют (подтверждают) факт заключения договора перевозки пассажира, и не более того. Поэтому утрата указанного документа никак не может свидетельствовать о недействительности договора перевозки пассажира либо о прекращении его действия. Можно согласиться с выводом В.А. Егиазарова о неправомерности оформления и выдачи пассажиру в подобных случаях нового проездного документа (билета) за плату или без таковой, т.е. заключения нового договора перевозки пассажира. По мнению В.А. Егиазарова, «если у пассажира имеется определенное место и он может доказать правомерность своих притязаний, то нельзя не разрешить этому лицу воспользоваться своим правом проезда, учитывая, что договор перевозки был заключен... Поэтому следует признать, что если пассажиром представлены доказательства заключения договора на проезд на точно определенное место в данном подвижном составе, то у перевозчика нет достаточных оснований требовать заключения нового договора перевозки пассажира»13.

 

Глава 2. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа

 

2.1. Основные  обязанности перевозчика

 

Круг основных обязанностей перевозчика предопределен самим  определением договора перевозки пассажира, содержащимся в ГК (ст. 786): по этому  договору перевозчик обязуется перевезти  пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт  назначения и выдать его управомоченному  на получение багажа лицу. Вместе с  тем, как правильно отмечается в  современной юридической литературе, этим обязанности перевозчика не ограничиваются. Например, В.В. Залесский  указывает: «Из договора перевозки  пассажира возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика: а) доставить пассажира в пункт  назначения, б) в период выполнения указанной обязанности создать  пассажиру безопасные и комфортные условия поездки. При этом уровень  безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта - в рамках возможностей перевозчика  и в зависимости от желания  пассажира, преимущественно за дополнительную плату. При намерении осуществить  перевозку железнодорожным транспортом  потенциальный пассажир может приобрести билет как в обычный вагон, так и в вагон повышенной комфортности, пассажир оплачивает включенные в стоимость билета сервисные услуги»14.

Кроме того, применительно  к отдельным видам транспорта круг основных обязанностей перевозчика  расширяется за счет того, что перевозчик приступает к исполнению своего обязательства, вытекающего из договора перевозки  пассажира, значительно ранее момента, когда пассажир занимает свое место  в транспортном средстве. Например, на морском транспорте исполнение обязательства  перевозчика по договору морской  перевозки пассажира должно осуществляться с учетом так называемых периодов перевозки пассажира, которые включают в себя: в отношении пассажира и его каютного багажа - период, в течение которого пассажир или его каютный багаж находятся на борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира; в отношении каютного багажа - также период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в ином портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его работником или агентом и не выдан пассажиру; в отношении иного багажа, который не является каютным багажом, - период с момента принятия такого багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи такого багажа перевозчиком пассажиру (ст. 182 КТМ). Комментируя данную статью КТМ, Т.А. Фаддеева подчеркивает: «Определяя по-разному периоды перевозки для багажа, каютного багажа и собственно пассажира... статья исходит из общего правила о том, что ответственность перевозчика возникает за ущерб, который был причинен во время перевозки»15.

По способу правового  регулирования все обязанности  перевозчика по договору перевозки  пассажира могут быть дифференцированы на две группы: во-первых, это обязанности, которые положительным образом  не регулируются, но вытекают из предусмотренных  законодательством прав пассажиров и представляют собой обязанности  по обеспечению указанных прав; во-вторых, это обязанности перевозчика, установленные  и регламентированные непосредственно  транспортным законодательством.

К первой группе могут  быть отнесены общие обязанности  перевозчика по обеспечению следующих  прав пассажира: провозить с собой  бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельное место, а также детей  в возрасте от пяти до 10 лет с оплатой  в соответствии с тарифом; провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток; продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, а также в случае не предоставления пассажирам мест в поезде на время до отправления следующего поезда, в котором пассажирам будут предоставлены места; выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы, с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе, и т.п. (ст. 83 УЖТ РФ).

Информация о работе Договор перевозки пассажиров и багажа