Договор транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения целей, мною поставлены следующие задачи: разграничить, а также произвести аналогию между договором транспортной экспедиции и договорами возмездного оказания услуг; какое применение отражает в себе договор транспортной экспедиции в судебной практики, а также в данной курсовой работе применялась практика Арбитражных судов.
Методологическую основу исследования курсовой работы составляют общенаучные и частные методы познания: диалектический, сравнительный метод, логический метод, аналитический и метод анализ и синтеза.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и признаки договора транспортной экспедиции……………...5
Предмет договора транспортной экспедиции……………………….....10
Содержание и ответственность по договору транспортной экспедиции.........................................................................................................................12
Права и обязанности договора транспортной экспедиции……………12
2.2 Ответственность по договору транспортной экспедиции………………..15
Заключение…………………………………………………………………...….21
Глоссарий……………………………………………………………………..….23
Список использованных источников…………………………………………..25
Приложения……………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Итак, ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение возлагается на общих основаниях. Поскольку обязательство экспедитора по договору транспортной экспедиции связано с осуществлением им предпринимательской деятельности, указанная ответственность основывается на началах риска и наступает независимо от наличия вины экспедитора. Единственным обстоятельством, которое может служить основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств, может служить невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК). Возложение исполнения обязательства на третье лицо также не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции (ст. 805 ГК).

Особенности ответственности  экспедитора заключаются в том, что он, выполняя транспортно-экспедиционные операции и не являясь участником договора перевозки, отвечает перед  соответствующими транспортными организациями, а не перед клиентом за неисполнение обязанностей, вытекающих из договоров перевозки другим видом транспорта. При этом транспортно-экспедиционное предприятие несет самостоятельную гражданско-правовую ответственность перед другим видом транспорта за несвоевременный вывоз грузов со склада станции или порта, уплачивая им сбор за хранение или штраф за простой вагонов13.

В отличие от ранее существовавшего порядка  в настоящее время экспедитор, заключая договор перевозки с  перевозчиком и совершая иные сделки с третьими лицами от своего имени и тем самым возлагая на них исполнение своего обязательства по договору транспортной экспедиции, берет на себя всю ответственность за исполнение этого обязательства перед клиентом. Возможна и иная структура ответственности, исключающая возложение неблагоприятных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны перевозчика и иных третьих лиц на экспедитора, но для этого договор транспортной экспедиции должен предусматривать, что с соответствующими перевозчиком и иными третьими лицами договор перевозки и другие сделки заключаются экспедитором не от своего имени, а от имени клиента и по доверенности последнего.

В частности, в  юридической литературе поднят вопрос о необходимости применения в  подобных случаях к требованиям клиента, предъявляемым к экспедитору, сокращенного срока исковой давности, который установлен (п. 3 ст. 797 ГК) по требованиям, вытекающим из перевозки груза14.

В нашем случае речь идет об иске клиента к экспедитору  в связи с неисполнением или  ненадлежащим исполнением последним своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Для этого вида требований законом не установлен сокращенный срок исковой давности. А выводить сокращенный срок исковой давности для требования клиента к экспедитору путем толкования положения о том, что ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК), с формально-юридической точки зрения недопустимо. Для упрощения механизма возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением экспедитором своих обязательств, клиентом может быть использовано страхование экспедируемых грузов.

Так, по одному из дел открытое акционерное общество "Ингосстрах"  обратилось в арбитражный суд с иском к экспедиторской организации о взыскании в порядке суброгации ущерба, причиненного в связи с недостачей экспедируемого груза. Разрешая указанный спор, арбитражный суд отверг доводы экспедитора о том, что недостача груза могла явиться следствием несоответствия друг другу сведений о количестве груза в различных перевозочных и таможенных документах, поскольку в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции именно экспедитор отвечал за таможенное оформление груза, а также оформление всех необходимых документов, связанных с перемещением груза, поэтому он и должен нести ответственность, в том числе за несоответствие реального количества груза, полученного клиентом, количеству груза, указанному в таможенных и перевозочных документах. Требования страховщика были удовлетворены15.

Экспедитор  также может использовать механизм страхования для покрытия своих  рисков, связанных с исполнением  договоров транспортной экспедиции. Такого рода споры встречаются в  судебно-арбитражной практике.

Нарушение клиентом своей обязанности по предоставлению информации о грузе и об условиях его перевозки, помимо возмещения экспедитору  убытков, которое может иметь  место лишь в том случае, если экспедитор, несмотря на отсутствие или  недостаточность такой информации, все же приступит к исполнению своих обязательств, может повлечь для клиента и иное неблагоприятное последствие: в случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей до предоставления такой информации (п. 3 ст. 804 ГК). Законодательством не предусмотрены какие-либо негативные последствия на случай невыполнения указанной обязанности.

Отсутствие  в главе 41 ГК каких-либо специальных  правил об ответственности клиента за неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязанностей по договору транспортной экспедиции свидетельствует о том, что такие нарушения обязательств влекут для клиента ответственность, применяемую на основе общих положений об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств. В данном случае клиент выступает в роли обычного должника по просроченному денежному обязательству. Поэтому экспедитор вправе потребовать от клиента уплаты просроченного денежного долга с начислением процентов годовых за пользование чужими денежными средствами в порядке и размере, предусмотренных ст. 395 ГК, а в части, не покрытой процентами, также возмещения убытков, вызванных просрочкой уплаты денежного долга16.

Ответственность экспедитора и клиента не отличается от иных гражданско-правовых обязательств. Исключение составляет лишь один случай, когда к ответственности экспедитора допускается применение правил, по которым перед ним отвечает перевозчик груза (ст. 803 ГК).

В юридической литературе встречаются попытки определить некие особенности ответственности участников договора транспортной экспедиции, не нашедшие какого-либо отражения в главе 41 ГК. Например, В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: «Поскольку экспедитор выступает в качестве посредника между отправителем, перевозчиком и получателем, нарушение им условий договора может привести к ответственности клиента перед перевозчиком. В равной мере нарушение своих обязанностей клиентом может повлечь ответственность экспедитора перед перевозчиком. Поэтому ответственность сторон в договоре может быть как прямой, так и регрессной17».

Нарушение одной  из сторон условий договора может  повлечь для другой стороны ответственность  перед ее контрагентом по иному договору, что является общей закономерностью для всего имущественного оборота.

Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 41) не содержит каких-либо специальных правил о  заключении договора транспортной экспедиции. Единственную норму, имеющую отношение  к заключению этого договора, можно  обнаружить в п. 1 ст. 802 ГК, согласно которому договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Однако указанная норма не носит специального характера, а скорее констатирует применение к договору транспортной экспедиции общих положений о форме сделки. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 161 ГК сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Заключение

Анализируя информацию в курсовой работе, а также на основании поставленных целей и  задач во введении, мною сделаны следующие выводы: правовая природа договора транспортной экспедиции является сложной, что подчеркивается всеми его исследователями. Договор транспортной экспедиции находится на стыке многих видов обязательств. И если рассматривать изолированно отдельные элементы работ и услуг экспедитора, то они как будто бы полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров.

Так, погрузочно-разгрузочные работы охватываются договором подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договорами поручения или комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени. Вместе с тем договор транспортной экспедиции не сводится к каждому из этих видов договоров, а имеет самостоятельное значение. Все услуги, оказываемые экспедитором клиенту, подчинены одной цели - обеспечению перевозки груза. Экспедиторские операции носят вспомогательный характер по отношению к перевозке, и вне связи с транспортировкой нет договора транспортной экспедиции. По сути, договор транспортной экспедиции является смешанным договором, содержащим элементы вышеперечисленных договоров в том или ином сочетании.

С точки зрения общей  характеристики гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным. В последнее время по поводу консенсуальности или реальности договора транспортной экспедиции нет единства среди цивилистов. Отнесение его к консенсуальным или реальным зависит от характера совершаемых экспедитором действий: если он только организует выполнение услуг по экспедированию грузов, договор признается консенсуальным; при осуществлении действий с вверенным экспедитору грузом договор считается реальным

Одной из актуальных практических проблем, требующих своего решения, является не разработанность  понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Именно транспортно-экспедиционная деятельность составляет предмет договора транспортной экспедиции. Особенность предмета данного договора заключается в том, что все услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подчинены единой цели - обеспечению перевозки груза. Данный признак позволяет отграничить услуги, оказываемые экспедитором, от операций, оказываемых грузоотправителям, грузополучателям и транспортным организациям со стороны иных организаций, обслуживающих участников транспортного процесса.

Комплексное правовое регулирование  транспортной экспедиции выражается не только через законодательство, кодексов и уставов, но и через различные хозяйственно - правовые договоры, которые могут предусматривать такой вид хозяйственной деятельности. Транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании договоров транспортной экспедиции, об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательством.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Транспортная экспедиция

деятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организацией доставки грузов каким-либо видом транспорта

2

Экспедиторы

оказанием услуг транспортной экспедиции (экспедиторских услуг) занимаются специальные экспедиторские организации

3

Догово́р

соглашение двух или  более лиц об установлении, изменении  или прекращении гражданских  прав и обязанностей

4

Безвозмездный договор

по которому одна из сторон обязуется в чём-либо перед иной стороной без получения от неё  встречного возмещения

5

Возмездный договор

Любой договор, по которому хотя бы одна из его сторон за исполнения ею её обязанностей должна получить плату  или иное встречное (относительно такой  обязанности) возмещение

6

Посредник

юридическое (фирма, организация) или физическое лицо, содействующее в совершении какой - либо сделки

7

Нормативный правовой акт

это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права

8

Страхование грузов

один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков вызванных различного рода происшествиями в процессе транспортировки груза

9

Правоотношение 

представляет собой  вид или форму, в которую облекается урегулированное правом общественное отношение

10

Перевозчик 

человек или предприятие, выполняющее функцию по транспортировке  грузов или пассажиров


 

Список использованных источников

1

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 мая 2001 г. № КГ-А40/1338-01 // Консультант Плюс

2

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о  перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта.

3

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С.

4

Гражданское право: В 2 т. Том 2. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2003. – 544 с.

5

Гражданское право: Часть вторая: Учебник  для вузов / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2007. – 592 с.

6

Гражданское право: учеб.: в 3т. Т.3. – 4-е  изд., перераб. и доп. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 784.

7

Гражданское право: Учеб.: В 3т. Т.2. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев и др.; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М.: ТК Велби, изд. – во Проспект, 2004. 848 с.

8

Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975.

9

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции" (Н.В. Морозова) ("Законодательство и экономика", 2005, № 4)

10

Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения" (И.Е. Данилина) ("Транспортное право", 2005, № 2)


 

Приложения

А

Б


1 Гражданское право : учеб. : в 3 т. Т. 2. — 4-е изд., перераб. и доп. / Е. Ю. Валявина, И. В. Елисеев [и др.] ; отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 478

2Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. С. 347-348

3Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. С. 348-349

4 Гражданское право: В 2 т. Том 2. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2003. С. 66

5Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. С. 355

Информация о работе Договор транспортной экспедиции