Договор финансовой аренды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что с точки зрения предприятия, договор финансовой аренды (лизинг) является наиболее выгодным из финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. По сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

Иногда лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротства посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название «сублизинг» (subleasing) [10.с. 102].

При анализе лизинговых компаний в России наиболее полезно классифицировать  их по типам их учредителей, поскольку именно это в первую очередь определяет цели и особенности их деятельности.

Лизинговые компании, учрежденные при российских банках

Большинство банков рассматривают лизинг как дополнительный инструмент кредитования. В определенных случаях лизинговая схема выгоднее как для банка, так и для заемщика. В первую очередь это касается нестандартных проектов, где требуется более углубленный анализ (не случайно лизинг многие считают формой проектного финансирования), или проектов, по которым требуется дополнительное обеспечение. Преимущества лизинга по сравнению с кредитом могут быть обусловлены и особенностями налогообложения и учета лизинговых операций. Таким образом, для банков лизинг стал ценным механизмом, позволяющим диверсифицировать деятельность, снизив таким образом риски, обеспечить более гибкий подход к клиентам и в конечном счете расширить клиентскую базу.

Некоторые банки используют «свою» лизинговую компанию для оснащения собственных офисов, головного и региональных, используя налоговые преимущества лизинга. Однако этот механизм, по сути больше похожий на лизинговые компании, созданные для обслуживания интересов финансово-промышленной группы, не имеет значительного веса по стоимости в общем объеме лизингового рынка.

Некоторые из лизинговых компаний, образованных банками, постепенно расширяли свою клиентскую базу, искали другие источники финансирования, становясь более независимыми от учредителя, постепенно превращаясь в универсальную лизинговую компанию. Ярким примером тому является компания «Балтийский Лизинг». Созданная в 1990 г. Промстройбанком, сначала она обслуживала в основном клиентов банка, используя финансирование банка-учредителя. Однако со временем клиентская база «Балтийского Лизинга» значительно расширилась за счет предприятий, не являющихся клиентами Промстройбанка, и за счет предприятий из других регионов[5.с. 102].

В качестве источников финансирования наряду с кредитной линией Промстройбанка «Балтийский Лизинг» использует также средства сторонних банков и кредиты поставщиков. Фактически, важным показателем самостоятельности лизинговой компании является ее способность привлекать сторонние средства (не от учредителя) под свои собственные проекты. Уже сейчас это делают практически все крупнейшие лизинговые компании, основанные банками, например, «Аванград Лизинг», «Промсвязьлизинг» и т.д. В этих компаниях лизинговый бизнес стал важным направлением деятельности банка, а в случае «Аванград Лизинга» - ведущим направлением деятельности банка «Авангард». Разумеется, связь с банком значительно облегчает компаниям доступ к кредитным ресурсам. Однако, если в начале своего существования данные компании в основном довольствовались банковскими кредитными линиями, то теперь способны самостоятельно привлекать средства, пусть зачастую и под гарантии банка. Это говорит об исключительной перспективности лизинговых компаний, образованных при банках, которые не ограничиваются обслуживанием интересов учредителя, а активно развивают ориентированный на рыночных клиентов лизинговый бизнес.

Однако в то же время большинство созданных банками лизинговых компаний продолжает обслуживать интересы в основном только самого банка - его клиентов и аффилированных с ним компаний. Очевидно, что такая нерыночная ориентация опасна в долгосрочной перспективе, так как в случае возникновения трудностей у учредителя - единственного кредитора, лизинговая компания оказывается не способна заключать новые сделки и может вообще прекратить свое существование.

Трудностью во взаимоотношениях банка с учрежденной им лизинговой компанией является установленный Банком России лимит на одного заемщика. Некоторые банковские лизинговые компании уже исчерпали этот лимит, и в некоторых случаях банкам пришлось образовывать новые лизинговые компании из-за невозможности кредитования уже существующей.

В целом, лизинговые компании, созданные при банках, имеют наибольший потенциал для того, чтобы стать независимыми универсальными лизинговыми компаниями. Подобные компании имеют прекрасную возможность получать опыт лизинговых сделок на проверенных клиентах банка и одновременно строить свою кредитную историю. Для успешного развития им необходимо находить новых кредиторов и расширять свою клиентскую базу. Помимо финансирования, тесное взаимодействие банка и лизинговой компании обуславливает синергетический эффект с точки зрения расширения клиентской базы - когда клиент может выбирать наиболее подходящую для него форму финансирования. Зачастую также финансирование через лизинг предоставляется совместно с кредитом - например, для создания завода оборудование передается в лизинг, а на строительство помещений и прочей недвижимой инфраструктуры предоставляется кредит. Это пример синергетического снижения риска, как для банка, так и для лизинговой компании, поскольку в этом случае им вместе принадлежит целый бизнес-объект, который при разделении на недвижимость и оборудование был бы менее ликвиден на вторичном рынке.

Важнейшим преимуществом банковских лизинговых компаний является способность привлекать более длинные финансовые ресурсы, как на российском, так и на зарубежном рынке. Это позволяет передавать имущество в лизинг на более длительный срок, не испытывая трудностей, связанных с необходимостью погашения кредита до полного погашения по договору лизинга[9.с. 102].

Лизинговые компании, учрежденные иностранными банками.

Данная группа лизинговых компаний немногочисленна. Несомненным преимуществом их является доступ к долгосрочному финансированию с низкими процентными ставками. Таким образом, они могут получить значительное конкурентное преимущество на российском рынке, устанавливая стоимость лизинговых услуг на уровне значительно более низком, чем доступный российским лизинговым компаниям. Сейчас на рынке успешно действуют такие компании этого типа, как, например, «Райффайзен-Лизинг», «Дельта Лизинг», «ABN Amro Lease» и т.д.

Однако в действительности значительной конкуренции между «российскими» и «западными» лизинговыми компаниями не ощущается. Не каждый лизингополучатель, с которым начала бы работать российская лизинговая компания, устроит лизинговую компанию с иностранным банком-учредителем. Западные учредители ставят обычно более высокие требования к потенциальным лизингополучателям, вплоть до наличия иностранного партнера, значительной кредитной истории и прочим качествам, характерным далеко не для всех российских заемщиков.

В то же время, прежде всего, благодаря вышеописанным характеристикам деятельности таких лизинговых компаний, их бизнес довольно стабилен и динамично развивается.

Лизинговые компании, созданные в рамках ФПГ.

Лизинговые компании в рамках ФПГ создаются обычно с главной целью - обеспечить оборудованием предприятия, входящие в состав данной ФПГ. Примерами такой группы компаний являются «ЛК Лизинг» («Лукойл»), «Интеррослизинг» (холдинг «Интеррос»), «Юкослизинг « (компания «Юкос»). Источником финансирования данных компаний является банк, тоже входящий в эту ФПГ.

В большинстве случаев такой механизм вполне оправдан для ФПГ с экономической точки зрения. Лизинговые компании при ФПГ обычно предоставляют в лизинг оборудование с высокой стоимостью и большим сроком погашения (обычно не менее 3 и не более 10 лет). Очевидно, что привлечь столь длинные ресурсы на рынке практически невозможно и приходится довольствоваться средствами учредителя.

Лизинговые компании, созданные поставщиками .

К компаниям, созданным российскими поставщиками оборудования можно отнести, например, «Сибмашлизинг» - лизинговая компания ОАО «Сибмашхолдинг», «Анкор», «Донтрейдинг « - лизинговые компании завода Ростсельмаш, лизинговые компании «Туполев» и «Ильюшин Финанс Ко.». Наиболее активно создаются и развиваются лизинговые компании при зарубежных поставщиках оборудования, наиболее известные из них - Caterpillar, Daimler Chrysler Service (debis), John Deere Russia, Hewlett-Packard.

Цель подобных компаний - продвижение на рынок продукции предприятия -производителя. Лизинг в данном случае используется как дополнительный механизм продаж. Как правило, данные компании отличаются чрезвычайно узкой специализацией: либо по типу оборудования и сектору, либо только по типу оборудования - т.е., например, автотранспортными средствами, но уже для различных отраслей[7.с. 457].

Преимуществом этих компаний является наличие клиентской базы производителя, маркетинговая поддержка производителем и привлечение ресурсов от производителя - либо его собственных, либо привлекаемых им. Очевидно, что развитие таких лизинговых компаний зависит исключительно от наличия спроса на продукцию производителя.

Лизинговые компании, созданные государственными структурами .

Среди компаний этой категории можно выделить компании, которые действуют на коммерческой основе, и компании, действующие на некоммерческой основе. Лизинговые компании, которые финансируются из региональных (местных) бюджетов, получают финансирование для осуществления целенаправленной деятельности, однако заключают лизинговые сделки преимущественно на коммерческой основе. В основном такие лизинговые компании были образованы с целью поддержки малого предпринимательства.

В качестве примера можно упомянуть «Московскую лизинговую компанию», «Иркутский бизнес-парк». Эти компании частично финансируются местной администрацией, однако действуют в основном на коммерческой основе. «Московская лизинговая компания», одна из первых российских лизинговых компаний, сформировала уже значительную клиентскую базу и финансирует многие сделки из собственных или самостоятельно привлеченных средств. Это пример оптимального хода развития такой компании, когда средства, предоставленные администрацией, становятся лишь толчком для развития бизнеса и в дальнейшем служат для поддержания наиболее затратных (субсидируемых) направлений деятельности; в основном же лизинговая компания действует самостоятельно.

Другая категория компаний, созданных государственными структурами, действует преимущественно на некоммерческой основе. Процентные ставки по лизинговым сделкам у них крайне низкие, не предполагающие получение прибыли. Деятельность подобных лизинговых компаний приводит к искажению рынка, и это начинают чувствовать на себе коммерческие лизинговые компании, работающие в той же отрасли. По мнению Группы по развитию лизинга МФК, лизинговые компании, работающие на коммерческой основе, испытывают трудности с привлечением клиентов из-за того, что потенциальные клиенты не спешат обращаться к ним, ожидая получить лизинговый контракт на льготных условиях у подобного «государственного оператора».

Однако для развития этих, даже ставших коммерческими, компаний существуют определенные ограничения. Дело в том, что целью государства является обеспечение финансирования таких предприятий, которые при обращении в банк получили бы отказ. Работа с подобными предприятиями значительно осложняет деятельность лизинговых компаний, несмотря на льготное финансирование. Кроме того, при развитии деятельности на коммерческой основе, такие лизинговые компании сталкиваются со сложностями привлечения финансирования. Не обладая каким-либо привлекательным с точки зрения инвесторов учредителем, лизинговые компании испытывают все неудобства, связанные с привлечением финансирования - длительность обработки запросов, повышенные ставки, короткие сроки финансирования, и, в конечном счете, для привлечения средств должны рассчитывать лишь на качество своей работы.

Лизинговые компании, созданные физическими лицами .

Из компаний, участвовавших в исследовании МФК, 16% образованы исключительно физическими лицами, и у 29% доля физических лиц в учредителях превышает 50%. Это в большинстве своем региональные компании. Данные компании отличает высокая диверсификация по типам оборудования, по отраслям и по клиентам, которыми являются, как правило, малые и средние предприятия. Обычно такие компании работают только в своем регионе, так как даже незначительное увеличение накладных расходов по сделке может сделать ее неприбыльной. Размеры сделок данных компаний небольшие (средний размер сделки не превышает 20 тыс долларов США, а зачастую и меньше), однако количество сделок значительное - большинство подобных компаний за 2013г. заключило более 100 сделок.

Такие региональные лизинговые компании являются как раз важным механизмом альтернативного финансирования малых и средних предприятий, который значительно облегчает жизнь местному малому бизнесу. Потенциал роста этих компаний сдерживается ограниченным доступом к кредитным ресурсам и небольшим накопленным капиталом. В заключение представим структуру учредителей лизинговых компаний.

 

 

Рисунок 1- Учредители лизинговых компаний, %

В эту группу входят компании, которые специализируются на лизинге «универсального» оборудования, например, автотранспорта или компьютеров.

Процедура лизинга при стандартном оборудовании отработана до мелочей, и такие компании отличаются большим количеством сделок.

Еще один тип компаний, работающих с любым типом предприятий,- это лизинговые компании, созданные при банках. Однако они предпочитают большие проекты - выгоднее соотношение затраченного времени и сил на подготовку и ожидаемой прибыли.

География деятельности лизинговых компаний пока в большинстве случаев ограничивается регионом их расположения. Лишь крупнейшие лизинговые компании ведут деятельность в других регионах.

Таким образом, под лизингом в РФ законодательно признается только договор финансовой аренды является, для которого характерны следующие специфические черты:

-третий обязательный участник — поставщик оборудования;

-наличие комплекса договорных отношений;

-специальное приобретение оборудования для сдачи его в лизинг;

-активная роль лизингополучателя;

-обязательное использование предмета лизинга в предпринимательских

целях[12.с. 124].

 

2. Содержание и  ответственность по договору финансовой аренды.

2.1 Содержание договора  финансовой аренды

Предметы финансовой аренды образуют особую категорию объектов гражданского оборота, в отношении которой законодательством установлен специальный правовой режим. Действующим законодательством (и в первую очередь § 6 гл. 34 ГК РФ, а также ФЗ от 29 октября 1998г. (ред. 28.06.2013 г.) N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Закон о лизинге)) предусмотрен ряд норм, ограничивающих круг категорий объектов, которые могут быть включены в гражданский оборот в качестве предмета лизинга.

Информация о работе Договор финансовой аренды