Договор энергоснабжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

На рубеже XIX—XX вв, энергоснабжение стало необходимым элементом жизни общества, обязательным условием развития экономики. В снабжении энергией в той или иной форме нуждается большинство используемых современной цивилизацией предметов: электрические машины, производственное оборудование, жилища, электронные устройства и др. Правовой формой, опосредующей процессы потребления энергии, и выступает договор энергоснабжения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика договора энергоснабжения
1.1. Понятие и предмет договора, его особенности…………………………..3
1.2. Содержание договора энергоснабжения…………………………………7
Глава 2. Особенности заключения и расторжения договора энергоснабжения
2.1. Порядок заключения договора……………………………………………12
2.2. Разрешение разногласий при заключении договора энергоснабжения.14
2.3. Ответственность по договору энергоснабжения………………………..20
Глава 3. Некоторые проблемы и вопросы, возникающие при рассмотрении споров, связанных с договорами энергоснабжения…………………………21
Заключение……………………………………………………………………..28
Список источников и литературы…………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 61.46 Кб (Скачать файл)

Другая позиция заключается  в том, что в данном случае договор  не может считаться заключенным.

Так, отменяя решение суда первой инстанции о взыскании  задолженности за поставленную тепловую энергию по договору, суд кассационной инстанции указал, что, поскольку  указанный договор подписан абонентом  с протоколом разногласий по условиям, относящимся к существенным условиям договора, указанные разногласия  по договору не были урегулированы  сторонами и не передавались на рассмотрение суда, договор в силу ст. 432 ГК РФ считается  незаключенным.

Статьей 546 ГК РФ не предоставлено  право энергоснабжающей организации изменять условия договора в одностороннем порядке.

Так, отменяя судебные акты нижестоящих судов, Президиум ВАС  РФ указал, что, поскольку ст. 546 ГК РФ не предоставлено право энергоснабжающей организации изменять условия договора в одностороннем порядке, у суда не имелось оснований для взыскания с потребителя стоимости отпущенной электроэнергии с применением 10-кратного тарифа только при наличии уведомления энергоснабжающей организации, направленного своему контрагенту, об уменьшении установленной договором величины отпуска электроэнергии.

Пунктом 24 ранее действовавших  Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N 226,предусматривалось право потребителя самостоятельно выбрать для проведения расчетов за электрическую энергию один из вариантов тарифа, предварительно уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию.

Однако данный пункт не регулировал порядок изменения  договора, заключенного потребителем с энергоснабжающей организацией.

Суд отказал истцу в  иске об обязании энергоснабжающей организации принимать оплату по одноставочному тарифу за поставленную энергию по договору, указав, что Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N 226утверждены Основы ценообразования, однако им не установлено право потребителя при выборе варианта тарифа на одностороннее изменение условий заключенного договора на основании направленного уведомления.

Аналогичная позиция высказана  и в Постановлении ФАС ВСО  от31.08.2004 по делу N А10-843/04-Ф02-3478/04-С2.

Таким образом, по общему правилу  изменение договора энергоснабжения  осуществляется по соглашению сторон либо в соответствии с п. 2ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор  может быть изменен по решению  суда при существенном нарушении  договора иной стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими  законами или договорами, в частности  при наличии условий, предусмотренных  п. 2 ст. 451 ГК РФ.

Так, отменяя решение суда первой инстанции об изменении договора энергоснабжения в части исключения из него положений об авансовой форме  платежа и направляя дело на новое  рассмотрение, суд кассационной инстанции  указал, что суд первой инстанции  не установил, в чем существенно  изменились обстоятельства, из которых  стороны исходили при подписании договора.

Изменение тарифа не относится  к тем обстоятельствам, при наступлении  которых сторона договора энергоснабжения  вправе требовать внесения изменений  в договор.

Суд отказал в иске потребителя  к энергоснабжающей организации о внесении изменений в договор энергоснабжения в связи с изменением РЭК тарифов, указав, что изменение РЭК тарифов и несоответствие в связи с этим условий договора требованиям ст. 424 ГК РФ не может считаться тем существенным изменением обстоятельств, которые предусмотрены п. 2 ст. 451 ГК РФ и которые не могли быть известны истцу при заключении договора. Оставляя в силе указанное решение, суд кассационной инстанции указал, что при оплате за потребленную в спорный период электроэнергию стороны должны руководствоваться тарифами, установленными РЭК, независимо от того, содержит ли договор такое условие.

В то же время следует  отметить, что согласно п. 58 Основ  ценообразования в отношении  электрической и тепловой энергии  в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, потребители, в том числе покупающие часть  электрической энергии в секторе  свободной торговли, выбирают для  проведения расчетов за электрическую  энергию один из вариантов тарифа, ведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию, не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон) производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествовавший расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменения варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.

Таким образом, представляется, что Постановлением Правительства  РФ от 26.02.2004 N 109 предусмотрена возможность  одностороннего изменения условий  договора путем направления соответствующего уведомления в сроки, предусмотренные  Основами.

Расторжение договора по общему правилу возможно:

-по соглашению сторон;

-по требованию одной из сторон по решению суда по основаниям,предусмотренным п. 2 ст. 450, п. 2 ст. 451 ГК РФ;

-в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения договора, если такая возможность предусмотрена законом или договором.

Возможность энергоснабжающей организации в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора предусмотрена по основаниям,указаннымст. 523 ГК РФ, и фактически сводится только к случаю неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты поставленной энергии.

В то же время закон или  иные правовые акты могут ограничивать право энергоснабжающей организации на отказ от исполнения договора. В первую очередь это касается объектов, обеспечивающих безопасность государства. В частности, Указом Президента РФ от 23.11.95 N 1173 указано на недопустимость ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Указом Президента РФ от 15.03.99 N 350 такие же ограничения введены в отношении Службы специальных объектов при Президенте РФ.

Если по общему правилу  с истечением срока договора договор  прекращает свое действие, то в отношении  договора энергоснабжения данное положение  имеет свои особенности.

Так, удовлетворяя требования энергоснабжающей организации о взыскании с абонента пеней за просрочку оплаты поставленной после направления ответчиком уведомления об изменении некоторых условий договора электроэнергии, суд согласился с расчетом истца, произведенного в соответствии с условиями ранее заключенного договора, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ в указанный период до заключения нового договора отношения сторон регулировались ранее заключенным договором.

Поскольку после 01.01.2005 энергоснабжающая организация не вправе совмещать функции сетевой компании, то о расторжении договора следует уведомлять сетевую организацию (видимо, в отношении договора, заключенного с гарантирующим поставщиком, данная обязанность лежит на поставщике).

Анализ действующего в  области энергоснабжения законодательства, а также практики его применения со всей очевидностью свидетельствует  о его несовершенстве. Обращают на себя внимание традиционная множественность  и низкое качество нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые  правоотношения. Большинство норм данных актов в силу их несовершенства и  двусмысленности настолько запутаны, что порой разобраться в них  невозможно даже правоприменителю.

Имеет место неопределенность во многих существенных аспектах энергоснабжения, среди которых особо нужно  выделить вопросы квалификации договорных отношений в электроэнергетике, в частности, отношений между  абонентом и субабонентом.

 

 

 

 

Заключение

 

Договор энергоснабжения  предусмотрен в ГК РФ как отдельный  вид договора купли-продажи, в соответствии с которым энергоснабжающая организация подает (передает) абоненту энергию, а абонент принимает и оплачивает ее. Выделение договора энергоснабжения в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи обусловлено особым объектом данного договора - энергией и способом ее передачи - через присоединенную сеть.

К недостаткам нормативного регулирования энергоснабжения  можно отнести также следующие  обстоятельства.

В пунктах 2 и 3 ст. 546 ГК РФ установлена  обязанность энергоснабжающей организации по предупреждению абонента о предстоящем перерыве, прекращении или ограничении подачи энергии. Между тем законодателем не определены конкретные сроки данного уведомления. В данной связи энергоснабжающая организация вправе проинформировать абонента о предстоящем перерыве, прекращении или ограничении подачи энергии в любой удобный для себя срок, и маловероятно, что при этом энергоснабжающей организацией будут учтены интересы и технологические особенности деятельности абонента. Очевидно, что подобные "правомерные" действия энергоснабжающих организаций могут повлечь нанесение абоненту непоправимых убытков, выход из строя дорогостоящего оборудования и даже смерть людей.

И без того не простую, на мой взгляд, ситуацию в энергоснабжении  усложнило принятие Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть  вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", дополнившего ст. 539 ГК РФ п. 4, в соответствии с которым  к отношениям по договору снабжения  электрической энергией правила  ГК РФ о данном договоре применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Другими словами, положениям ГК РФ о договоре энергоснабжения придан субсидиарный по отношению к специальному законодательству характер, а роль данных положений ГК РФ, по сути, сведена к восполнению пробелов в законодательном регулировании электроснабжения. Учитывая фундаментальный характер ГК РФ, а также не самый высокий уровень проработанности подзаконных актов в данной сфере, сложившееся положение дел, по меньшей мере, неоправданно.

Вместе с тем, нельзя не отметить и положительные тенденции  в законодательном регулировании  энергоснабжения, в частности, в  решении вопроса, связанного с расчетами за потребленную энергию.

Так, согласно ранее действующей  редакции Указа Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению  расчетов за продукцию топливно-энергетического  комплекса" расчеты с потребителями, кроме бюджетных организаций  и населения, за отпускаемую энергоснабжающими организациями энергию производились на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков. С данной нормой не согласовывалось положение Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000г. N 294, согласно которому начиная с 1 апреля 2000 г., если иное не установлено договором энергоснабжения, оплата потребителями (юридическими лицами, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий) электрической энергии должна осуществляться с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией.

Указом Президента РФ от 8 июля 2004 г. N 857 "О внесении изменения  в Указ Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению  расчетов за продукцию топливно-энергетического  комплекса" данное несоответствие нормативных  предписаний было устранено : слова "без акцепта плательщиков" из текста Указа исключены. Таким образом, стороны договора энергоснабжения вправе теперь использовать любую удобную для себя форму расчетов.

Отмечая недочеты в законодательном  регулировании энергоснабжения  и сопряженные с этим серьезные  отрицательные последствия для  всей страны, следует обратить внимание на необходимость комплексного решения  данной проблемы посредством изменения (дополнения) действующих норм ГК РФ о договоре энергоснабжения, унификации соответствующей нормативной базы, а также минимизации регулирования  энергоснабжения подзаконными актами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

1. Конституция РФ 1993 года. Принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. М.,1993.

2. Гражданский Кодекс  Российской Федерации. Часть 2. // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410.

3. Федеральный закон от 26 марта 2003г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями от 22 августа, 30декабря  2004 г.) // Собрание законодательства  Российской Федерации. 2003. N 13.Ст. 1177.

4. Федеральный закон от 26 марта 2003г. N 37-ФЗ "О внесении  изменений и дополнений в часть  вторую Гражданского кодекса  Российской Федерации" // Собрание  законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Ст. 1179

5. Постановление Правительства  РФ от29 мая 2002 г. N 364 "Об обеспечении  устойчивого газо- и энергоснабжения  финансируемых за счет средств  федерального бюджета организаций,  обеспечивающих безопасность государства" // Собрание законодательства Российской  Федерации. 2002. N 23. Ст. 2171

6. Постановление Правительства  РФ от5 января 1998 г. N 1 "О Порядке  прекращения или ограничения  подачи электрической и тепловой  энергии и газа организациям-потребителям  при неоплате поданных им (использованных  ими) топливно-энергетических ресурсов" (с изменениями от 17 июля 1998 г.) // Собрание  законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 262

7. Порядок прекращения  или ограничения подачи электрической  и тепловой энергии и газа  организациям-потребителям при неоплате  поданных им (использованных ими)  топливно-энергетических ресурсов(утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1) (с изменениями от 17 июля 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 262

Информация о работе Договор энергоснабжения