Договор энергоснабжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Область энергетики имеет важное стратегическое значение. Трудно представить себе жизнь современного человека без тех благ, которые становятся возможным благодаря источникам энергии. Даже непродолжительное отключение энергии ставит жизнь современно человека под угрозу. Останавливается транспортная система (что особенно актуально для больших городов), ставится под угрозу обеспечение питанием и водой населения и так далее. Поэтому нормативная регламентация правоотношений, возникающих в процессе передачи энергии, имеет особую актуальность и значимость. Кроме этого, в качестве стороны договора энергоснабжения выступают и физические лица, что придает исследованию данной темы определенную практическую значимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Сущность договора энергоснабжения…………………………………………………5
1.1 Договор энергоснабжения: понятие и стороны……………………………………..5
1.2 Предмет договора энергоснабжения и ответственность
за неисполнение его обязательств ………..…………………………………………......9
2 Договор энергоснабжения в системе договоров……………………………………...14
2.1 Правовая природа договора энергоснабжения……………………………………..14
2.2 Существенные условия договора снабжения электрической энергией…………….17
3 Применение договора энергоснабжения. …………………………………………….20
3.1 Правовое регулирование договора энергоснабжения …………………………….20
3.2 Нормы, регулирующие договор энергоснабжения ………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы..................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

договор энергоснабжения.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

В качестве особенностей правового регулирования исследуемых правоотношений следует отметить: тот факт, что:

во–первых, договор энергоснабжения является достаточно молодым в гражданско-правовой науке, поэтому процесс наработки опыта еще не завершен. Кроме этого, мобильность изменения нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения также не способствует устойчивости конструкции договора.

Во–вторых, в качестве терминологического аппарата исследуемого договора используются данные естественных наук, что вызывает необходимость владения специальными, весьма специфичными знаниями.

В–третьих, следует согласиться с мнением и выделить его в качестве еще одной особенности правового регулирования о том, что «…исторически в России сложился достаточно закрытый рынок энергетических ресурсов, конкурентная среда на рынке сбыта электрической энергии практически не развита, что обусловливает необходимость применения к отношениям по договору энергоснабжения актов антимонопольного законодательства» .27

В–четвертых, с огромной значимостью области энергетики и большой зависимостью жизнедеятельности общества от бесперебойных поставок энергии, правовое регулирование договора энергоснабжения, как и всего, что касается энергетической отрасли, должно иметь строгие правила в отношении, изменении, приостановлении или отказе от исполнения обязанностей по договору энергоснабжения.

Основу правового регулирования правоотношений, возникающих из договора энергоснабжения, составляют законодательные акты. К их числу следует отнести:

– параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации «договор энергоснабжения»,

– Федеральный закoн от 30 декaбря 2004 года № 210 «Об оснoвах регулирoвания тарифoв организаций кoммунального комплекса»,

– Федерaльный закoн от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электрoэнергетики»,

– Федерaльный закoн от 26 марта 2003 года «Об осoбеннoстях функциoнирования электрoэнергетики в перехoдный периoд и о внесении изменений в некоторые закoнодательные акты Рoссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с  принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»,

– Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210 «Об oснoвах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства».

Данные правовые акты являются базовыми и создают основу для регламентации правоотношений, возникающих из договоров энергоснабжения.  Однако, сложность процедуры принятия  и вступления в силу федеральных законов не всегда позволяет активно использовать этот «правовой инструмент» для оперативного регулирования быстро изменяющихся правоотношений. Поэтому, своевременное воздействие на рынок энергетики осуществляется также с помощью подзаконных нормативных актов. К их числу следует отнести, например,

– постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»,

– постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»,

– постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»,

– постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»,

–  постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»,

– приказ ФСТ РФ от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке»,

– приказ ФСТ РФ от 24 ноября 2006 г. № 302-э/5 «Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии» и другие.

Обозначенный выше перечень нормативно–правовых актов позволяет подтвердить вывод о «мобильности» и быстрой изменчивости правоотношений в сфере энергоснабжения, что вызывает необходимость их оперативного регулирования путем создания новых нормативных актов.

Кроме этого, следует согласиться с мнением, что «..существенной особенностью нормативных актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения, является зачастую чрезмерная казуистика таковых, что обусловлено необходимостью защиты потребителя по договору как более слабой стороны. Подавляющее большинство норм являются императивными. Действующим законодательством урегулированы практически все вопросы заключения, изменения и расторжения договора энергоснабжения, что практически лишает стороны договора энергоснабжения свободы определения условий договора. Представляется, что на данном этапе развитие рынка электроэнергетики в отсутствие конкурентной среды подобный подход законодателя более чем оправдан…»28.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что вопросам правового регулирования отношений, возникающих в области энергоснабжения, законодатель уделил пристальное внимание. Существует большой перечень нормативных  актов, нормы которых прямым или косвенным образом затрагивают договор энергоснабжения. Это объясняется большим значением данной отрасли, поскольку «… использование электрической и тепловой энергии является необходимым условием жизни практически любого человека и деятельности предприятия.»29.   Однако, наличие большого количества документов не является гарантией отсутствия проблемных вопросов правового характера, а как раз наоборот, способствует их возникновению. Это объясняется тем, что принимаемые нормативно-правовые акты не всегда способны решить имеющиеся на практике проблемные вопросы, имеют массу пробелов, а иногда и противоречат друг другу. Решение этой проблемы видится в приятии единого «концептуального» правового акта, который смог бы урегулировать все правоотношения, возникающие  в сфере энергоснабжения, в том числе при заключении исследуемого договора.

 

 

 

 

 

 

3.2 Нормы, регулирующие договор энергоснабжения

 

Нормы, регулирующие договор энергоснабжения, весьма разнообразны. К их числу следует отнести нормы законодательных актов (кодексы, Федеральные законы), так и подзаконных (в основном, постановления Правительства Российской Федерации).

В системе правовых норм, во главе иерархической пирамиды нормативных актов находятся нормы Конституции Российской Федерации, которые закрепляют базовые положения, имеющие определенное отношение и к договорным правоотношениям.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют договор энергоснабжения непосредственно. Например, параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации носит название «договор энергоснабжения» и регулирует правоотношения в области договора энергоснабжения. Однако, положения данной главы имеют базовый, общий характер. Их практическое использование вызывает необходимость обращаться к большому комплексу правовых актов, регулирующих правоотношения в области энергоснабжения. Поэтому следует согласиться с мнением, что «..содержащиеся в Гражданском кодексе 9 статей, касающиеся договора энергоснабжения, не могут полностью урегулировать тот пласт отношений, которые возникают при поставке и использовании электрической энергии…».30

Так, например, условия о цене договора энергоснабжения закрепляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а сам механизм (порядок) ценообразования, другим правовым актом, поскольку «…тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию».31 Организационно-правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию устанавливаются специальным федеральным законом32.

Терминологический аппарат также получил свою законодательную прописку в нормативных актах. Например, дефиниция «энргоснабжающая организация» закреплена в Правилах учета электрической энергии, утвержденной Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996.

Еще один важный момент, закрепленный в Гражданском кодексе, заключается в том, что «…иные федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения из договора энергоснабжения, имеют преимущество по юридической силе перед положениями Кодекса..».33 При этом, «… разработчики Гражданского кодекса РФ изначально не предполагали такого соотношения между нормами Кодекса и иными нормативными актами. До марта 2003 г. пункт 4 в статье 539 Гражданского кодекса РФ просто отсутствовал, что, по сути, устанавливало общее правило статьи 3 Гражданского кодекса РФ о его преимущественной силе по отношению к иным нормативным актам. Вместе с тем динамика развития отношений в сфере электроэнергетики и практика применения соответствующего законодательства показывали, что Гражданский кодекс РФ, как наиболее стабильный акт гражданского законодательства, не способен был к быстрому изменению с тем, чтобы отвечать изменившимся отношениям; фактически при рассмотрении конкретных споров суды игнорировали положения Гражданского кодекса РФ и применяли иные акты законодательства со ссылкой на пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса РФ, который допускал принятие актов по вопросам, не урегулированным Кодексом, хотя зачастую нормы, содержавшиеся в иных актах, противоречили ему. Сложившееся противоречие и послужило решающим мотивом к внесению изменений в Гражданский кодекс РФ и установлению правила п. 4 ст. 539….»34.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» устанавливает «…правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики …. и потребителей электрической и тепловой энергии..»35. Положениями данного закона регулируются правоотношения по поставке энергии. Например, статьей 37 определено, что « ..поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры). Договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям…... Потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии…».

Статья 38 закрепляет «..гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией». Статьей 40 данного Федерального закона определен порядок ценообразования на розничном рынке, в соответствии с которым «… на розничных рынках осуществляется государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков. Регулируемые сбытовые надбавки включаются в цену на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии….. Государственное регулирование сбытовых надбавок … осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»36. При этом, «…цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию..». 37

Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» закрепляет, например, «… правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяет условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией..». Кроме этого, приложение 5 данного документа закрепляет примерный договор энергоснабжения граждан-потребителей.

Исходя из представленных примеров, представляется возможным подчеркнуть как сложность правоотношений, возникающих в сфере энергетики, так и  нерациональность построения нормативно-правовой базы. Порой, для решения одного вопроса требуется обратиться к нескольким нормативным актам. Решение этой проблемы может заключаться в принятии единого, кодифицированного  нормативного акта, включающего в себя все нормы данной области. Это позволило бы избежать дублирования норм права и решить имеющиеся проблемы. 

 

 

Заключение

Подводя итог проделанной работе представляется возможным сделать следующие выводы:

Договор энергоснабжения является специфическим видом договора, занимающего особое место среди договоров в системе гражданского права. Это обусловлено значимостью правоотношений данной сферы. Кроме этого, договор энергоснабжения является достаточно «молодым», поэтому существует некоторые проблемы его применения, как теоретического, так и практического характера.

Информация о работе Договор энергоснабжения