Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 22:57, лекция

Краткое описание

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность ' вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.Появление законности вплетается в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью, но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности не будет речи. Но очень часто в истории государств случалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция.docx

— 120.19 Кб (Скачать файл)

Лекция №24. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК  

 

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность ' вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.Появление законности вплетается в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью, но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности не будет речи. Но очень часто в истории государств случалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было.

Требование соблюдать изданные государством законы сформировалось давно. Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости соблюдать законы (закон суров, но это закон). Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования имущественных отношений, которая впоследствии реформировалась в более цивилизованные формы, постепенно наполнявшиеся реальным равенством перед законом всех участников общественных отношений.

Большинство существующих определений законности рассматривают ее как:

- соблюдение, исполнение норм права участниками  общественных отношений;

-принцип или  требование такого соблюдения;

-метод государственного  руководства обществом, основанный  на всеобщем соблюдении правовых  предписаний;

-режим общественной  жизни, базирующийся на таком  соблюдении, исполнении.

Все указанные толкования понятия отражают реальные, но различные стороны этого многогранного социального явления и не противоречат друг другу. Законность выступает, прежде всего, как соответствие нормам права различных явлений и процессов. Именно это соответствие и является наиболее глубинным свойством законности, ее сущностью. Поскольку же чаще всего носителем этого свойства является поведение, деятельность людей, то для характеристики законности обычно используются категории "соблюдение", "исполнение".

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая  ответственность.  В  обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей.

Законность требует исполнения не только законов. Если государственный орган принимает подзаконный акт на основе закона и в рамках своих законных полномочий (это одно из требований законности), то при таком положении дел требование законности - соблюдать и данный подзаконный акт. Это вытекает из того, что посредством законов не возможно урегулировать все правоотношения.

Субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица, но и граждане и их общественные формирования. Иными словами, все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам даже через суд. Объектом законности является поведение (сознание/воля, поступок) юридически обязанных лиц.

Суммируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: законность - это строгое и неуклонное соблюдение и исполнение Конституции РК и законов, а также изданных в соответствии сними иных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Законность - всеобщее требование, поскольку оно обязательно для всех участников общественных отношений- Законность провозглашается в качестве принципа, обращенного ко всем участникам общественных отношений, а государство добивается его реализации различными средствами, в том числе пресекая незаконные действия. Принцип законности - важный элемент правового государства. Конституция РК закрепляет этот принцип и ряд правил, призванных способствовать стабильному режиму законности. Это прежде всего верховенство Конституции , без чего невозможно единое правовое пространство страны и единообразное действие принципа законности. Это гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и наличие конституционных прав, призванных защитить граждан от произвольных действий государственных органов.                                           

В соответствии с Конституцией РК расширяется возможность судебного обжалования решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это усиливает контроль судебной системы за законностью в деятельности государственных органов.

Важную роль в обеспечении законности Конституция  возлагает на Правительство: оно призвано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Особую роль Правительство и система возглавляемых им органов играет в реализации тех законов, которые предписывают проведение определенных конкретных мероприятий, требующих активных действий со стороны тех, кому адресован закон. В этой связи говорят об исполнительской дисциплине, которая в юридическом плане является важным элементом законности. Имеющиеся в этой области существенные недостатки (например, безнаказанность в неисполнении законов, принявшая немалые масштабы), с одной стороны, и рост преступности и других правонарушений, с другой, представляют собой серьезную опасность для режима законности в Казахстане.

Законность нельзя отождествлять с деятельностью людей, с их правомерными поступками, с их отношениями, развивающимися на основе и в рамках закона. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком. Правопорядок определяют как состояние упорядоченности общественных отношений, складывающееся в результате реализации правовых норм. Это основанная на законности система регулируемых правом общественных отношений. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В формировании правопорядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений.

Нормативной предпосылкой правопорядка являются нормы права -первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.

Правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участником правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок

отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяют не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами.

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что он складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ

Принципы законности - наиболее существенные, глубинные черты законности как явления, которые относятся ко всем видам деятельности всех субъектов и выражают ее содержание. Выделяют четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности. Все принципы относятся ко всем видам правовой деятельности -правотворческой и правореализующеи и понимаются максимально широко.

Принцип верховенства закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Это означает, что все нормативные и индивидуальные акты подчиняются действующим законам, а все законы и другие акты государственных органов - Конституции. Однако этот принцип должен пониматься гораздо шире - как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения, использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим все общество.

Принцип единства является важнейшей чертой законности. Под единством (всеобщностью) законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклоняться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Обеспечение всеобщности правовых предписаний - задача государства и его органов. Оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных и хозяйственных организаций, а также граждан. Всеобщность требует такого развитого, совершенного законодательства, при котором все общественные отношения, нуждающиеся в юридическом опосредовании, регулируются законом, а не произволом, усмотрением, чьей-либо прихотью. В законодательстве не должно быть таких существенных пробелов, которые бы давали возможность для произвольных действий.

Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам

общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

В разное время в том или ином государстве, в особенности в периоды ломки существующих общественных отношений, обострялась проблема соотношения законности и целесообразности. Это происходит потому, что законотворчество не успевает за коренными изменениями в общественных отношениях. Законы становятся "пробельными* и перестают удовлетворять новые общественные силы, новую политику. В условиях открытого противостояния борющихся сторон сама жизнь заставляет законы бездействовать. Поэтому с юридической точки зрения наилучшим выходом из ситуации является приостановление их действия. В условиях мирного разрешения социальных конфликтов целесообразен своевременный пересмотр норм права.

Коль скоро общество управляется с помощью предписаний, имеющих общеобязательное значение, особый вес приобретают правовые ценности, среди которых видное место отводится законности. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены. Данное положение не только налагает на соответствующие органы обязанность осуществлять строгий контроль за соблюдением законности, но еще в большей мере обязывает нормотворческие органы вовремя устранять возможные расхождения права и реальной жизни.

Принцип реальности законности - это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение. Оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Законность отсутствует, если правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, или если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их. Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

Гарантия законности обеспечивает качественное применение права, активную и решительную борьбу с правонарушителями, неотвратимость юридической ответственности для всех, кто нарушил закон. Гарантии законности достигаются формированием сознания (изменением мышления, повышением уровня культуры и др.) и организационными работами (проведение законов в жизнь, преобразование политической системы и др.).

Важное значение для теории и практики имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Требование законности - это сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает явление (поведение, акт и др.) законным.

Требования законности отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан и др.

Органичность законности как социального явления проявляется в том, что каждый из ее принципов может быть представлен как совокупность требований.

Так, принцип верховенства закона выдвигает следующие требования:

- все законы должны соответствовать Конституции и другим вышестоящим законам;

-подзаконные  нормативные акты должны соответствовать  законам;

-акты правоприменения  и правоприменительная деятельность  должны соответствовать законам  и основанным на них подзаконным  нормативным актам;

-акты индивидуального  поведения должны соответствовать  законам, основанным на них подзаконным  нормативным актам и актам  правоприменения.

Важно, что каждое из этих требований может быть развернуто в совокупность конкретных правовых предписаний, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста:

-законы должны  соответствовать Конституции;

Все это не только позволяет осмыслить содержание законности через ее принципы и требования, их соотношение и взаимосвязь, но и дает возможность рассматривать эти принципы и требования в качестве программы действий по укреплению законности, определить полный перечень таких требований и выразить их посредством конкретизации в законах и других нормативных актах.

ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОННОСТИ

Границы действия законности определяются пределами правового регулирования общественных отношений, а те, в свою очередь, - пределами государственной деятельности. Выделяют две границы такого рода: верхнюю, которая определяет саму возможность соответствующего вмешательства, и нижнюю, связанную с его необходимостью, целесообразностью.

Пределы возможности вмешательства государства в общественные отношения зависят от ряда обстоятельств, определяющих границы государственного вмешательства в общественные отношения. Прежде всего, от законов природы: никакое воздействие государства, в том числе правовое, не способно их преодолеть, хотя такие попытки имели место. Примером могут служить судебные процессы над противниками геоцентрической системы мира, над сторонниками "формальной генетики".

Во-вторых, граница возможного определяется закономерностями социального развития. В этой связи можно указать попытки построения социализма, минуя капитализм, или при отсутствии объективных, в том числе экономических предпосылок для решения этой задачи. Не увенчались успехом игнорирование естественных потребностей и стремлений людей или попытки искусственного регулирования цен без учета действия реальных экономических законов.

Верхняя граница зависит и от уровня духовной культуры общества. Принятие обществом каких-либо законов, солидарность с ними или, напротив, их отторжение общественным сознанием во многом связаны с уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. Если государство пренебрегает этими обстоятельствами, то принимаемые законы, как правило, не реализуются, или их действие достигается путем насилия, что делает их не эффективными. Пример этому - явная неудача антиалкогольной кампании,

проведенной в недавнем прошлом в СССР.

Наконец, границей государственного вмешательства служат неотъемлемые права человека. Их нередко называют "естественными правами". Однако в этом случае они оставались бы неизменными на всем протяжении человеческой истории. Фактически же их перечень и объем постоянно меняются в ходе развития общества. При этом закономерностью этого развития являются повышение степени свободы человека и, естественно, расширение круга его неотъемлемых прав и свобод. Таким образом, эти права не идут "от природы", а обуславливаются уровнем развития общества. Поэтому терпят неудачу попытки закрепить в законе их перечень, превышающий реальные возможности общества, достигнутый им уровень экономического и культурного развития (в Конституции СССР 1977 года право на жилище, на охрану здоровья, на отдых во многом оставались на бумаге).

В то же время государство не может и не должно ограничивать круг тех прав человека, которые могут быть осуществлены в конкретных исторических условиях. Они должны получить соответствующее закрепление в законодательстве, и одновременно должны быть созданы условия для их реального осуществления. Между тем многие политические и личные права и свободы, будучи декларированы в Конституции ряда государств .(свобода слова, уличных шествий, демонстраций, тайна переписки, неприкосновенность личности и жилища и др.) фактически не реализовались или существенно ограничивались.

Вторая граница необходимости правового регулирования (вмешательства государства) определяется важностью для общества и государства соответствующих общественных отношений. Следует осуществлять регулирование наиболее существенных сторон жизни общества, наиболее важных видов человеческой деятельности.

Наряду с этим, граница необходимости определяется и возможностью саморегуляции соответствующих общественных отношений. В целом общество - весьма устойчивая система, отношения людей в которой регулируются разнообразными социальными нормами. Поэтому вмешательство государства должно учитывать реальное положение дел: если какие-то общественные отношения находятся в соответствующем порядке, если происходит их саморегулирование, то не следует включать их в сферу законодательства. Здесь должно действовать правило "не навреди".

Таким образом, пределы правового регулирования и, следовательно, действия законности обусловлены указанными выше обстоятельствами, определяющими верхнюю и нижнюю границы государственного вмешательства в общественные отношения.

Наряду с этим, пределы действия принципа законности во многом связаны с характером правовых предписаний.

Так, обязывающие нормы наиболее полно очерчивают сферу законности: правомерными (законными) являются только предписанные варианты поведения. Запрещающие нормы определяют только одну границу законности: незаконным признаётся лишь то, что запрещено. Все остальные варианты действий правомерны (законны). Еще более неопределенна граница законного при реализации управомочивающих норм. Субъект, обладающий соответствующим правом, может использовать его полностью или частично, а может вообще не использовать - его действия будут во всех случаях законными. Границы законности в этом случае практически относятся к действиям другой стороны правоотношения, на которую возлагаются встречные обязанности.

Независимо от указанных границ, принцип законности является универсальным и относится ко всем видам правовой деятельности

(правотворческой,   правоприменительной,   правоохранительной, правореализующей) всех участников общественных отношений. 

 

ДЕФОРМАЦИЯ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ

Законность является универсальным свойством самых разнообразных социальных явлений и процессов, присущих любой цивилизации прошлого и настоящего. Она связана многими нитями с различными элементами экономического базисами общественно-политической надстройки. Факторы, влияющие на состояние законности, образуют сложную социальную систему, включающую экономические, социально-политические, правовые, идеологические, психологические и организационные элементы.

Анализ законности как особого самостоятельного общественно-политического явления позволяет определенным образом охарактеризовать данную конкретную правовую систему, увидеть связь законности с природой социального строя, с особенностями политического режима страны, раскрыть ее значение как составной части, элемента демократии.

С точки общеобязательности права законность является только специфическим выражением свойств права, т.е. образующие право нормативные предписания реально, фактически проводятся в жизнь. Коль скоро есть право, значит существует порядок, при котором участники общественных отношений должны строго соблюдать нормы права. Так, можно формально говорить о законности и в феодальном государстве, так как в период образования централизованных феодальных государств центральные государственные власти стремились обеспечить строгое соблюдение издаваемых ею законов. Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов. В то время, когда государство ориентируется на использование силы, устанавливается режим формальной законности, провозглашается торжество законов, а на самом деле они попираются. В так называемом полицейском государстве, если существующие законы носят либеральный характер, если они не устраивают тех, кто пришел к власти, а открыто отказаться от них они не решаются и заменить своими законами еще не успели, то власти отбрасывают законность и начинают управлять с помощью подзаконных актов, нередко закрытого характера и недоступных широкому кругу населения.

С другой стороны, идея законности выходит на вопросы социального строя, политического режима. В соответствии с этим идея законности, охватываемые ею начала (равенство всех перед законом, отсутствие привилегий, высшая сила закона, неотвратимость юридической ответственности за правонарушение и др.) выступают в качестве элемента политического сознания (идея о целесообразности и необходимости такого правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для произвола, фактически достигалась бы всеобщность права, действительная реализация субъективных прав), начала политической демократии. Равенство граждан перед законом создается в значительной мере рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, трудно говорить

об их полном равенстве перед законом. .

Наиболее важная сторона законности состоит в том, что законность как особое самостоятельное явление складывается лишь тогда, когда две первых ее стороны воплощаются в особом режиме общественно-политической жизни,в системе требований законности. При этом весьма отчетливо проявляется тесная связь законности с правом как институционным образованием: именно потому, что право конституируется через "закон", данный режим и именуется "законность". .     .    --

Утверждение в обществе режима законности означает наличие таких активных реальных требований, которые призваны распространять на общественные отношения состояние юридической правомерности, строгого соответствия поведения людей предписаниям юридических норм, реальности и эффективности правового регулирования - всего того, что требует данный i исторически определенный режим законности (прежде всего обеспечение и охрану прав личности, ограждение ее от произвола и самочинных действий).

При таком подходе законность оказывается величиной переменной и неоднозначной. В одних государствах она может существовать только в виде аспекта общеобязательности права; в других - к этому первичному элементу присоединяется утверждающаяся в общественном сознании идея законности; в государствах, где законность сформировалась как особый режим общественно-политической жизни, она выражается в политико-юридических нормативных началах, входящих в состав данного политического режима.

В обстановке антидемократических и тоталитарных режимов законность предстает в наиболее примитивном виде. В условиях демократических политических режимов она обретает весь набор элементов и выступает в виде особого политико-юридического явления. Ряд требований законности может формироваться и становиться политико-юридической реальностью даже в авторитарных государствах (например, требования верховенства закона, неотвратимости юридической ответственности за совершенное правонарушение). Еще в большей мере накопление элементов законности касается социальных механизмов, обеспечивающих взаимоотношения внутри господствующего класса, его полновластия. Здесь, в частности, утверждаются и начала юридического равенства, и требование реального осуществления субъективных прав.

Таким образом, к вопросу о возникновении и деформации законности в государствах нужно подходить конкретно-исторически, различая элементы законности, фиксируя их формирование и накопление.

Хотя те или иные элементы законности складываются при различных социальных системах и политических режимах, все же наиболее органичное соединение режима законности прослеживается с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не только подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.       ,

Утверждение законности как особого, самостоятельного общественно-политического режима в условиях буржуазной демократии сопряжено с деятельностью идеологов революционной буржуазии, с обоснованием ими идеи законности как органической части общих представлений о политической демократии и их стремлением воплотить ее в политическую жизнь. И это подтверждается на практике. Ведь демократические права и возможности, и прежде всего права и возможности личности как важнейший компонент демократии, становятся реалией общественной жизни через субъективные юридические права, их реализацию, а значит - через законность. Когда же законность обретает свое собственное бытие, она в качестве режима общественно-политической жизни способна воплотиться в виде особого

принципа в само содержание права, стать принципом политической системы.

В этой связи показателен пример Великобритании, которая в начале 90-х годов, разрабатывая правительственную программу реорганизации системы правопорядка, в числе основных не только выдвинула тезис о том, что законность и порядок должны занимать в правительственной политике особое положение, но и предложила меры по соответствующему материальному и финансовому обеспечению решения основных проблем правоохранительной практики.

Единство демократии и законности возникает лишь в правовом гражданском обществе. В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа и проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должностных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства (представительных органов, органов управления, суда, прокуратуры, ведомства безопасности, МВД) с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта. 

 

ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

Реализация требований законности в поведении людей, правомерной деятельности индивидуальных и коллективных субъектов права, по сути, означает правопорядок. Правопорядок - составная часть и определенное качество общественного порядка. Последний связан не только с правом, с нормами законов и подзаконных актов. В установлении и оценках общественного порядка имеют большое значение и иные социальные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций и др.).

Понятие общественного порядка выражает позитивную оценку состояния общественных отношений. Основу общественного порядка составляют правомерные отношения, складывающиеся между людьми при удовлетворении их материальных и духовных потребностей.

Исходя из положений общей теории права, под общественным порядком в широком смысле понимается весь строй, вся система общественных отношений, существующих в данном обществе. Общественный порядок коренится в самом характере производства, обусловливается в конечном счете системой производственных отношений, являясь в то же время формой упрочения и охраны способа производства, необходимым условием его поступательного развития.

Содержание общественного порядка в широком смысле включает в себя всю систему общественных отношений, складывающихся вследствие соблюдения и реализации действующих в обществе во всех сферах жизни социальных норм (норм права, иных социальных норм неюридического

характера), принципов, идей, определяющих общественно необходимое и наиболее важное для данного экономического и политического строя поведение людей/государственных организаций и общественных объединений. В таком значении общественный порядок является объектом охранительного воздействия всех социальных институтов государства.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой. При этом только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами, а другие элементы общественного порядка обеспечиваются собственными, не правовыми средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

Наряду с широкой трактовкой общественного порядка, в законодательстве и юридической литературе это понятие употребляется и в более узком смысле, включающем не всю систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально-политической жизни и быта. Такой подход применяется при анализе различных сфер правоохранительной деятельности и определении объекта противоправного посягательства.

Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе прокуратуры, судов, органов внутренних дел, административных комиссий, а также общественных формирований, участвующих в обеспечении общественного порядка, нацеливает их на предупреждение и пресечение конкретных преступлений и административных правонарушений.

Основные черты правопорядка, существующего в данной общественной системе, ярко выражают особенности соответствующей правовой системы в целом. Основными чертами правопорядка являются:

-господство  закона в области отношений, регулируемых  правом;

-полное и  своевременное соблюдение и исполнение  всеми субъектами юридических  обязанностей;

-строгая общественная  дисциплина;

-обеспечение  максимально благоприятных условий  для использования субъективных  прав;

-безусловное  утверждение фундаментальных прав  и свобод человека;

-четкая и  эффективная работа всех юридических  органов, прежде всего правосудия;

- неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего правонарушение.

Другими словами, правопорядок есть реальное, полное и последовательное осуществление всех требований законности, идеалов и принципов права, правового государства, прежде всего реальное и полное обеспечение прав человека.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении личной безопасности граждан, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера. Это нормы морали, обычаи, правила культуры поведения и др.

Правовые нормы устанавливают общеобязательные правила поведения, вводят запреты на совершение определенных действий, устанавливают ответственность за правонарушение, определяют задачи, формы и методы

деятельности государственных органов и общественных формирований по охране общественного порядка. Наряду с этим большое значение имеют и нормы морали, обычаи и другие нормы неюридического характера. Их соблюдение обеспечивается массовым примером, силой общественного мнения и постепенно входит в привычку. Они являются одним из средств социальной ориентации, формирования жизненных установок, служат важнейшим побудительным мотивом должного поведения.

Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

Итак, общественный порядок - это реально складывающийся в обществе порядок, отвечающий задачам его прогрессивного развития, основанный как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организации).

Демократизм общества, соблюдение в нем социальной справедливости, культура и сознательность граждан - вот реальные гарантии прочности общественного порядка.

В субсистёме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.  

 

СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

Понятия "законность" и "правопорядок" близки друг к другу и обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Все же между ними есть четкая грань. Правопорядок - результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок - это уже фактическое "правовое состояние" упорядоченности общественных отношений, та правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных правовых отношений.

Будучи итоговым результатом действия права, .правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право - законность - правопорядок).

Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующее:

- нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

-укрепление  законности закономерно и неизбежно  приводит к укреплению правопорядка;

-конкретное  содержание правопорядка зависит  от содержания законности.

Содержание законности и правопорядка в условиях восточной деспотии, афинской рабовладельческой демократии или тоталитарных режимов современности очень сильно различается, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением норм права, а правопорядок - ее результатом.

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядкапонимают такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильности правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Все звенья современной политической системы общества в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и правопорядка.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений, Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество порядка:

-в деятельности  государства осуществляется принцип  разделения властей;

-в общественной  жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед  законом и другие принципы  права;

-интересы  субъектов права находятся под  надежной охраной государства;

-государство  отвечает перед своими гражданами  за нарушение их законных интересов;

политических, организационных, психологических и т.д. Из этого вытекает, что проблема укрепления законности имеет комплексный характер. Для осуществления эффективных мер по укреплению законности важно знать г механизм воздействия всех факторов применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности всех субъектов общественных отношений.

Совокупность указанных выше факторов обладает всеми признаками, социальной системы: образует единство неразрывно связанных между собой элементов, имеет упорядоченную иерархическую структуру, развивается по, определенным законам общественного развития.

Влияние входящих в систему факторов может быть как положительным,,т.е. способствующим правомерному поведению и укреплению законности, так и отрицательным, толкающим людей на противоправные поступки,)нарушающие режим законности.                                                                          ;

Можно выделить четыре основных уровня данной системы факторов:, общесоциальный, региональный (область, район и т.д.), групповой (коллектив, семья и т.п.) и индивидуальный. Причем один и тот же фактор в различных условиях, в сочетании с другими факторами и с качествами конкретной личности может оказывать различное по характеру влияние (позитивное или негативное) или же быть нейтральным применительно к данному случаю.

К общесоциальному уровню относятся факторы, влияющие на реализацию всех норм права всеми участниками общественных отношений на всей территории страны. Немалая часть социальных процессов и явлений оказывает на поведение людей (и следовательно, на состояние законности) в основном позитивное воздействие и выступает тем самым в качестве гарантии законности (положительные стороны и элементы экономики, политики, культуры, "хорошие" законы и др.). Но существует немало общесоциальных факторов, оказывающих на состояние законности противоположное влияние (недостатки в экономике, ошибки в политическом руководстве страной, упущения в деятельности различных государственных органов и пр.), которые определяют общие причины правонарушений.

На региональном уровне, как и на общесоциальном, действие многих факторов становится " переменным": их влияние на поведение людей может меняться по характеру и интенсивности (состояние производства и распределение материальных благ; степень соответствия правовых норм общественным отношениям и др.).

Факторы, действующие на групповом уровне, представляют собой конкретные условия жизнедеятельности определенной группы. Так, применительно к государственным органам области, города, района и др. в качестве таковых выступают уровень их материально-технической оснащенности, деятельность руководства, состояние местного и ведомственного нормативного регулирования, уровень общей и профессиональной культуры и др.

Воздействие всех факторов на конкретный акт правового поведения осуществляется по двум каналам:

-под влиянием  условий (общесоциальных, региональных, групповых)приобретаются черты, свойства, качества личности, определяющие  характер человека, формируется уровень правового, политического и нравственного сознания, его поведение в правовой ситуации;

-система указанных  факторов определяет конкретную  жизненную ситуацию, воспринимая  и оценивая которую, лицо избирает  определенный вариант поведения (правомерного или противоправного) Например, при намерении совершить  квартирную кражу субъект оценивает  возможность и вероятность таких  обстоятельств, как наличие охранной  сигнализации,

быстрота реагирования милиции, состояние раскрываемости таких преступлений и др.

Законность как режим общественной жизни складывается в конечном счете из законности актов индивидуального поведения, хотя и не является их простой суммой. Именно соотношение актов правомерного (законного) и противоправного (незаконного) поведения и определяет состояние законности. А смысл обеспечения законности как управленческого процесса состоит именно в том, чтобы добиться соблюдения, исполнения норм права каждым субъектом общественных отношений.

Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние законности, следует выделить следующие.

1.      Факторы, относящиеся к личности. Прежде всего это уровень правового сознания (правовые знания, стереотипы правового поведения, правовые навыки и умения). При этом важно знание не права вообще, а правовых принципов и тех норм, с которыми данное лицо сталкивается постоянно в жизни ив работе. Наиболее желательным видом отношения к правовым нормам является не просто уважение к ним, а солидарность с ними, внутреннее согласие, принятие их.

Огромную роль играет нравственное сознание. Именно на его основе формируется отношение к правовым ценностям и осуществляется выбор соответствующего варианта поведения. Немаловажное значение имеют и такие качества личности, как уровень общей культуры, политического сознания, психологические качества личности - интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

2.      Факторы внешней среды. Это прежде всего экономика в целом и данного региона. Именно экономические условия определяют, как живет, воспитывается, формируется каждый человек, какими качествами он будет обладать. От экономической обстановки зависят и уровень законодательства,I* состояние организации и деятельности государственных органов, в том числе и правоохранительных, т.е. все остальные элементы системы факторов, определяющие состояние законности.

Заметную роль играет деятельность государственных органов по созданию законов и других нормативных актов, а также их организаторская деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка в стране, в каждой области, в каждом регионе, городе или районе.

Важнейшее значение имеет качество законодательства: его соответствие реальным условиям жизни; правильность определения потребности в правовом регулировании; законность нормативных актов, их соответствие нормам морали; ясность, четкость, доступность правовых норм и т.п. В деле обеспечения законности велика роль правоприменения, такая организация деятельности соответствующих органов, которая обеспечивала бы обоснованность, законность, целесообразность и справедливость всех правоприменительных актов.

Формирование индивидуального сознания происходит под влиянием группового и общественного сознания, поэтому естественна необходимость всемерного повышения уровня правовой, нравственной, политической, общей культуры населения.       

Таким образом, проблема укрепления законности носит комплексный характер, связана со многими явлениями и процессами социальной жизни общества.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  
 
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. 
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования строго определены. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. 
 
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. 
 
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”. 
 
В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания. 
 
Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений. 
 
Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества. 
 
Представленной работой рассматривается тема: “Законность и правопорядок: понятие, соотношение и система гарантий”.  
 
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов: 
 
- понятие и содержание законности; 
 
- основные требования и принципы законности; 
 
- система гарантий законности; 
 
- правопорядок: понятие, элементы и соотношение с законностью. 
 
Исследование данных аспектов темы я и определяю как задачу и цели своей работы. 

ЗАКОННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.  
 
О законности написано очень много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени. 
 
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства, коим провозгласила   Республику Казахстан Конституция Республики Казахстан. 
                      
Имущественное же неравенство создается не юридическими законами создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности[1]. 
 
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность? 
 
Законность - это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе[2]. 
 
Законность – это принцип, метод и режим строгого, неуклонного исполнения и соблюдения норм права всеми участниками общественных отношений. Законность – это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. 
 
Когда говорится о законности, то имеется  ввиду соответствие деятельности закону. Содержание законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин законосообразность, пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями законности и реализацией права ( Л.С.Явич[3] ) 
 
Законность характеризуется следующими основными признаками: 
 
1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан. 
 
Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к гражданину. Государство ответственно перед гражданами, а граждане - перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Конечно, государство посредством законодательной деятельности не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако через принятие и реализацию законов оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности[4]. 
 
Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний - задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.  
 
Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан. 
 
Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных предприятий и организаций и граждан . 
 
2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. 
 
Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но  не  гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего  с действительными интересами собственных граждан.  
 
Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений[5].  
 
3. Понимаемая как метод государственного регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регдаментации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав. 
 
В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам[6]. 
 
В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности. 
 
Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни[7]. 
 
Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов: 
 
- совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса; 
 
- полной  и  безусловной  реализации  предписаний  законов    и  подзаконных   правовых  актов  государственными         органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями. 
 
Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка. 
 
В юридической литературе законность рассматривалась по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным включение в понятие законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства. Правотворческий процесс — это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего, как предпосылка и условие ее осуществления.  
 
Нужно отметить, что разногласия в юридической литературе по поводу определения законности порождены не столько сложностью, многогранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни. Еще Н.В. Крыленко в свое время определял революционную законность как общественный уклад, режим, строй, складывающийся на основе претворения в жизнь норм, директив советского государства. Н.Г. Александров рассматривал законность как "особенный общественный режим, как "обстановку", в которой правонарушения своевременно вскрываются и пресекаются, иными словами, законность определялась им как "устойчивый образ правоотношений". П.Е. Недбайло отмечал, что законность есть состояние, которое характеризует соблюдение всем обществом государственно-правовых актов, "свойство общественной жизни". В определенной мере, синтезируя высказывания многих ученых П.М. Рабинович считает законность определенным режимом (состоянием) общественных отношений, который характеризуется их соответствием законам и подзаконным актам. 
 
Понятие "режим законности" обозначает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и другим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность; Итак, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения. Правоприменительная, правореализующая деятельность выступает ближайшей, непосредственной причиной законности. Эта необходимая и существенная внутренняя связь законности представляет собой, таким образом, генетическую зависимость. В свете вышесказанного хотелось бы предложить следующее понимание законности: это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно. 
 
На первый взгляд может показаться, что все различия в определениях являются чисто словесными, не касаются существа. Однако главное - это отграничить законность от близких с ней понятий. П. М. Рабинович, пожалуй, прав, когда подвергает критике определение законности как неуклонного и точного соблюдения (исполнения) законов.

 

   ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ 
 Для понимания природы законности нужно выяснить её основные принципы. 
Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержание законности . К ним относятся: 
 
 Принцип всеобщности.Всеобщность законности заключена в её обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предпологается неотвратимость ответственности. 
Принцип единства. Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию данного государства – Республики Казахстан. В.И.Ленин в свое время справедливо отмечал, что законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единой для всего государства. Единство законности состоит в её единообразном понимании. Проявление местничества -  противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе. 
Принцип  неотвратимости реализации законности. Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды «мертвые»  нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация его как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений. 
 
Принцип неразрывной связи законности и культурности. Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности. 
Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).  
 
Каковы основные требования (или как их ещё называют, идеи) законности? 
 
1. Воплощение идеи господства права в жизни общества, определенных объективных требований, предъявляемых всем государства. 
 
В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования. 
Это ни в коей мере не означает ведения тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного толкования и применения, не иметь пробелов. Однако это лишь один аспект вопроса.  
Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. А законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами. 
2. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.  
В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона. 
 
Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону. 
Наивысшую юридическую силу имеет Конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность. 
Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности. 
3. Равенство всех перед законом. 
Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). 
Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. 
4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.  
В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства. 
 
5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. 
Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая. 
 
Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника. 
Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей. 
Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон.  
6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями. 
 
Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности. 
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения. 
Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.   
7. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. 
Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма. 
 
Высказывается мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству и его органам. Однако если правонарушения граждан приобретают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов. 
 
Целесообразность законности. 
Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.  
Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность. 
Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режзим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц. 
 
В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. На этом основании они могут нарушаться, то есть по мотивам нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут, о чем я уже упоминала выше.  
Иначе говоря, с точки зрения целей правового роегулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности. 
Итак, благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом. 
Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности. Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой. 
 
Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности[17]. 
Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства, обеспечивающие режим законности. 
Общие условия, то есть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности. 
 
Общие условия подразделяются на: 
 
1. Экономические условия. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и так далее. 
2. Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, то есть устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. 
3. Идеологические условия. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.  
4. Социальные условия. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод. 
5. Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства[18]. 
 
Специальные средства законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить  юридические и организационные средства (гарантии). 
 
Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве юридической формы, не сливаясь, однако, с ними. 
 
Выделяются следующие юридические гарантии (средства): 
 
- средства выявления правонарушений; 
- средства предупреждения правонарушений; 
- средства пресечения правонарушений; 
- меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений; 
- юридическая ответственность; 
- правосудие.

Информация о работе Законность и правопорядок