Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 22:57, лекция

Краткое описание

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность ' вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.Появление законности вплетается в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью, но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности не будет речи. Но очень часто в истории государств случалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция.docx

— 120.19 Кб (Скачать файл)

 
Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних спецподразделений (для борьбы с оргпреступностью, коррупцией и др.). 
ПРАВОПОРЯДОК: ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ.ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК 
Итак, установлено, что законность - это процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается  правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений. 
 
Итак, что же такое правопорядок? 
 
Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности. 
Правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности. 
 
В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка. 
 
а). Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок. 
б). Правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений. 
в). Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений  реально  воплощаются в их поведении, достигают  своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует  правовой порядок. 
 
Элементы правопорядка. 
 
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования. 
Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания. 
 
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права. 
 
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка. 
 
Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов. 
В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции. 
 
В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом. 
 
Воинский правопорядок - составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.  
Поскольку вооруженные силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка. 
 
Воинский правопорядок - это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм. 
 
Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем: 
 
1. Воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности вооруженных сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства. 
2. Воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни.  
 
Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений, между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений. 
Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия. 
Роль органов внутренних дел в укреплении законности и правопорядка 
В укреплении законности и правопорядка Органы внутренних дел Республики Казахстан играют большую роль, которая выражается в их полномочиях направленных  на регулирование общественных отношений. 
Органы внутренних дел Республики Казахстан (в дальнейшем - органы внутренних дел) являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-разыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства. 
 
Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единочалия, единства системы органов внутренних дел, гласности взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами. 
 
Органы внутренних дел, выполняя возложенные на них функции, являются одним из основных звеньев в системе с уголовной юстиции. Ими решаются вопросы, связанные с предупреждением, предотвращением и раскрытием преступных посягательств, производством дознания и предварительного следствия, исполнением наказания. Их неизменной задачей “остается использование всей силы  законов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, чтобы люди в любом населенном пункте чувствовали заботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни один правонарушитель не уйдет от заслуженного наказания”. 
Органы внутренних дел наделены государством широкими правомочиями, которые используются работниками этих органов для успешного выполнения ими правоохранительных функций. Вместе с тем, специфика функциональных обязанностей зачастую ставит работников органов внутренних дел в сложные ситуации, которые характеризуются возникновением условий, могущих способствовать нарушениям норм закона, ведомственных нормативных актов. 
 
Вся деятельность полиции основана на строгом соблюдении законности и осуществлении своих функций только в соответствии с предписанием закона. Определим содержание понятия законности и характер воздействия этого принципа на правоприменительную деятельность полиции. 
 
Понятие законности было разработано Н. Г. Александровым, который под таковой понимает неуклонное и точное соблюдение (исполнение) норм права всеми субъектами общественных отношений. Данное понятие вызвало к жизни множество точек зрения. Вплоть до настоящего времени вокруг него идут непрекращающиеся дискуссии, суть которых, по мнению, например, В. С. Афанасьева, можно свести к четырем положениям:  
 
а) верховенство закона;  
б) единство законности;  
в) целесообразность законности;  
г) реальность законности

  
В настоящее время новый вид дискуссии неизбежен. В переходный к правовому государству период в дальнейшем становлении понятия законности неизбежно начнутся эволюционные процессы, а в период становления правового государства сегодняшнее понятие законности, видимо, трансформируется в новое содержание. Поэтому предлагается к классификационному ряду дискуссионных положений В. С. Афанасьева пятое: д) динамизм законности. Этот вопрос актуальный в плане определения предельных границ этого динамизма, а также для выяснения того, где кончается динамизм закона и начинается вал правотворческих органов, значительно ослабляющих эффективность функционирования правовых актов. 
 
Наиболее полное представление о роли и способах проявления принципа законности дает его “постадийное” изучение правоприменительной деятельности милиции. На начальной стадии, когда устанавливается фактическое обстоятельство дела, принцип законности проявляет себя и при опросе очевидцев, и при осмотре места происшествия. Так, опрос работниками милиции граждан должен проводиться в соответствии с требованиями норм процессуального закона. В то же время граждане имеют право давать информацию по делу и даже требовать, чтобы они были выслушаны. Осмотр места происшествия проводится обязательно с участием не менее двух понятых. Если же он осуществляется без понятых, то будет признан незаконным со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
Тоже самое и при принятии решения о назначении на должность в органы полиции. Все вопросы в данном случае должны решаться в рамках ст. ст. 64—68 Конституции Республики Казахстан о службе в органах внутренних дел (1992 г.). 
 
Видно, что законность пронизывает собой всю правоприменительную деятельность полиции. Многие авторы отмечают, что основополагающим свойством системы и процесса правоприменения является законность, которая выступает как принцип, метод и режим его осуществления и обеспечивает единство законодательства и правоприменительной практики. 
 
Важным условием соблюдения законности являются, его гарантии. Гарантиями обеспечения принципов законности в правоприменительной деятельности полиции являются демократическая сущность обновленного общественного строя, основные принципы государственного устройства и система государственного (ст. ст. 3, 4, 5, 7, 10, 22, раздел IV Конституции Республики Казахстан) и общественного контроля за соблюдением законности, уровень правосознания, степень активности личности в правоприменительной деятельности полиции, состояние ее правовой дисциплины и самодисциплины. К сожалению, уровень правосознания населения, профессионального правосознания и профессиональной культуры, дисциплины и самодисциплины граждан в настоящее время в республике невысокий. Сказывается отсутствие правового воспитания населения. Без этого формирование не только правового государства, но даже цивилизованных общественных отношений невозможно. 
Гарантии законности могут быть разделены на нормативные и организационно-правовые. Под нормативными понимаются средства, установленные законом. Нормативные гарантии могут быть в свою очередь прямыми и косвенными. 
 
Способом выражения прямых гарантий является прямое указание в законе на необходимость соблюдать законность при; осуществлении применения права (ст. ст. 33—43,96—98, раздел IV Конституции Республики Казахстан, ст. ст. 4, 6, 6-1, 8, 9—20 УПК и 7—8 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях и т. д.). 
Примером косвенной нормативной гарантии может служить наличие в законе норм, предусматривающих уголовную ответственность свидетеля за дачу ложного показания или отказ от дачи показания (ст. ст. 187, 193 УК Республики Казахстан). Эти нормы уголовного законодательства являются гарантиями получения от свидетеля правдивых показаний и обеспечения тем самым быстрого раскрытия преступления и изобличения виновного.  
 
Важная гарантия соблюдения законности — внутриуправленческая деятельность ОВД. Действенным средством служит контроль. Так, например, утверждение начальником органа полиции или ОВД постановления о возбуждении уголовного дела является гарантией его законности и обеспечения принципа неотвратимости наказания. 
 
Здесь, однако, встает вопрос, чему отдать предпочтение — принципу законности или целесообразности? Думается, сама постановка такой дилеммы не совсем правомерна. Здесь мы, соглашаясь с позицией В.В.Лазарева и В.Г.Лихолоба, хотели бы сказать, что в рамках закона можно, руководствуясь целесообразностью, выбирать между верхним и нижним пределами санкции. Если же речь идет о том, применять или не применять закон, когда на то есть основание, то необходимо исходить из принципа законности. В правоприменительной деятельности милиции не должен стоять вопрос о целесообразности в ущерб законности. 
 
Эта точка зрения имеет право на существование хотя бы потому, что в прошлом “революционное правосознание” и “революционная целесообразность” вообще фактически вытеснили из правоприменения принцип законности 
Из всего вышеизложенного следует, что законность означает осуществление всех властных действий в рамках закона и в режиме определенных правовых взаимоотношений личности и правоприменителя. И именно в этом смысле законность является принципом правоприменительной деятельности полиции по охране общественного порядка. 
 
Принцип законности является основой профессионального правосознания работников милиции. Об этом свидетельствуют результаты проведенного опроса более 500 работников полиции УВД Алма-Атинского, Актюбинского, Карагандинского, Мангыстауского, Павлодарского,  Семипалатинского облисполкомов. Лишь 0,5% из них в различных ситуациях, когда, например, затрагивались личные интересы, интересы родственников, товарищей, не решались уверенно следовать требованиям принципа законности. В то же время результаты проведенных нами социологических исследований[30] показывают, что из всех нарушений законности в правоприменительной деятельности 75% допускаются из-за низкого уровня профессионального правосознания и правоприменительной культуры самих работников полиции и членов общественных организаций. 
 
Законность немыслима без развития демократии, как и демократия — без законности. Они неразрывно связаны в своем действии. Поэтому вторым по значимости основополагающим принципом правоприменительной деятельности полиции является; принцип демократизма, который в условиях углубления демократических процессов и совершенствования государственных . институтов в Республике Казахстан и Российской Федерации все более набирает силу и разворачивает свое содержание. 
 
Принципы законности и демократизма являются основополагающими в любой прогрессирующей политической системе. Однако в настоящее время они еще с трудом избавляются от прошлой их трактовки. Однако непонятна пауза в ожидании. Если недостаточно ясен экономический курс, то необходимость развития демократических процессов очевидна. Очевидно и то, что конструктивная оппозиция должна следовать принципу законности. Все объединения и организации, возникающие не в соответствии с установленным законом порядком, являются антиконституционными, незаконными. 
По мере развития общества и создания им правового государства принцип законности, полагаем мы, перерастет в условие функционирования как всех правоохранительных органов, так и органов государства. Было бы неверно думать, что принцип законности в правовом государстве сохранится в прежнем виде. Вполне логично предположить закономерное перерастание его в одно из условий функционирования правового государства.                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Итак, настоящей работой рассмотрена и исследована тема “Законность и правопорядок”. 
В работе использованы различные литературные источники, поскольку мнения авторов по различным вопросам часто не совпадают, и задача отразить, насколько это возможно в формате данной работы, полемику по вопросам законности и правопорядка в отечественной теории права и государства, мною выполнена. 
Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды. 
Сама по себе правоприменительная и право реализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права (Л. О. .Явич). 
В работе рассмотрены и определены понятие и содержание законности как необходимого политико-правового режима общества. Итак, законность - это необходимая составная часть политико-правового режима правового государства и общества. Основной вывод, который можно сделать из исследования аспектов данного вопроса - это то, что в Республики Казахстан, Конституция которой провозгласила стремление к построению правового государства в нашей стране, к сожалению, нельзя с твердостью утверждать о воцарившейся на правовых полях государства законности. Исходя из исследования главы второй работы, выяснено, что одним из основных условий законности в правовом государстве является четкое, неукоснительное ее соблюдение в первую очередь государственными органами власти; учитывая сегодняшний уровень коррупции, халатности, волюнтаризма, злоупотребления властью казахстанским чиновничеством, к сожалению можно констатировать лишь частичное присутствие законности. 
 
Определены гарантии законности, их виды, раскрыто и рассмотрено понятие правопорядка и его соотношение с законностью. 
                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы 
 
1.     Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 1999 
2.     Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 1994.  
3.     Ибраева А.С. учебник для  ВУЗов  Теория государства и права. 2006. 
4.     Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма – Инфра-М, 2000. 
5.     Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999 
6.     Лазарев В.В. общая теория права и государства. М: Юристъ 2000. 
7.     Арзамаскин Н.Н., Толкачев К.Б., Хаббибулин А.Д., «теория государства и права». 1996 год.  
8.     Аванесов И.Р., «Карл Маркс и современная теория права»// государство и право. – 1996 год.  
9.     Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел» от 21 декабря 1991 год. (изм. и дополн. От 15.03.08 года).  
10. Александров Н.Г «Право и законность в период развернутого строительства и коммунизма»., М – 1981 год.  
11. Советский процесс, - 1982 год. 
12. Афанасьев В.С.  указана  работа стр 9-16.  
13. Левченко И.П., «Применение права как система государственно-властных деятельностей»: автореферат дис…. Кандидат юридических наук, 1986 год.  
14. Лукашева Е.А. «Социальное правосознание и законность» 1973 год, Крыленко Н.М. «Что такое революционная законность» 1927 год.  
15. Горшинев В.М. «Теория социальной законности в свете Конституции» 1997 год., «Советское государство и право» - 1982 год.  
16. Исследования проведены в УВД города Алматы, а также УВД Актюбинска и Костанайского, Мангыстауского, Акмолинского, Петропавловского, Семипалатинска обисполкомов в 1985-1986 гг. и 1988-1993 гг.

 

 

 
[1] Хропанюк Н.Н. Теория государства  и права. М.: Норма, 1999. 
[2] Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Гос-во и право. 1997.  
[3] Ибраева А.С. учебник Теория государства и права. 2006. 
[4] Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000. 
[5] Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000. 
[6] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999. 
[7] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000. 
[8] Ибраева А.С. учебник Теория государства и права 2006. 
[9] Арзамаскин Н.Н., Толкачев К.Б., Хабибуллин  А.Г. Теория государства и права. Уфа: НИ и РИО УЮИ МВД РФ, 1996.  
[10] Аванесов И.Р. Карл Маркс и современная теория права // Государство и право. 1996. № 3. 
[11] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999. 
[12] Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000 
[13] Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 1999. 
[14] Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 1999. 
[15] Арзамаскин Н.Н., Толкачев К.Б., Хабибуллин  А.Г. Теория государства и права. Уфа: НИ и РИО УЮИ МВД РФ, 1996. 
[16] Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000 
[17] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000. 
[18] Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2000. 
[19] Ибраева А.С. учебник Теория государства и права 2006. 
[20] Ибраева А.С. учебник Теория государства и права 2006. 
[21] Закон РК от 21 декабря 1995г. № 2707 ст.1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.03.2008) 
[22] Закон РК от 21 декабря 1995г. № 2707 ст.3 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.03.2008) 
[23]  ст. ст. 3, 6 Закона об органах внутренних дел Республики Казахстан. 
[24]  Александров Н. Г. Право и. законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1981 С. 106—107, 147; Советский уголовный : Процесс. М., 1982. С. 51. 
[25] Афанасьев В. С. Указ. раб. С. 9—16. 
[26] Левченко И. П. Применение права как система государственно-властной деятельности: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 1986. С. 6. 
[27] См.: Лазарев В. В. Применение советского права. С. 162. 
[28] Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С. 334; Крыленко Н. В. Что такое революционная законность. М.; Л., 1927. С. 35. 
[29]  Горшенев В. М. Теория социалистической законности в свете конституции. 1977//Советское государство и право 1982 ¹ II. С. 14-21. 
[30] Исследования проведены в УВД г. Алма-Аты, а также УВД Актюбинского, Кустанайского, Мангыстауского, Акмолинского, Павлодарского,  Семипалатинского обисполкомов в 1985-1986 гг. и 1988-1993 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОННОСТИ.

 

      ЗАКОННОСТЬ  ЕСТЬ   СТРОГОЕ   И   ПОЛНОЕ   ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ    ПРЕДПИСАНИЙ

ПРАВОВЫХ  ЗАКОНОВ  И  ОСНОВАННЫХ   НА   НИХ    ЮРИДИЧЕСКИХ    АКТОВ    ВСЕМИ

СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.

 

      Законность характеризуется  следующими  основными  признаками:

 

      Во-первых, важнейшей  чертой законности является  её  всеобщность.

 

      Требование  соблюдать  юридические  нормы  относится  ко   всем,   кто

находится  в  пределах  действия  права.  Никто  не  может  уклоняться    от

выполнения установлений, исходящих от государства,  точно  так   же,  как  и

государство не может  уклониться  от  обеспечения  и  защиты  законных  прав

личности. Приоритетным субъектом правового  регулирования является  граждане

государства. Государство  обязано  создавать  наиболее  благоприятный  режим

для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

 

      Всеобщность, как  необходимая черта  законности,   в   одинаковой  мере

относится и к государству, и к  его   гражданам.   Государство  ответственно

перед  гражданином,  а  гражданин   перед   государством.  Если  в   законах

государства выражаются действительные  интересы  его  граждан,  то  правовые

предписания   реализуются    без    принудительных   мер    государственного

воздействия.  Понятно,  что  государство   не   может   учесть   всю   гамму

индивидуальных интересов, да  и  не  должно.

 

      Однако посредством  законодательной деятельности оно  может  и   должно

предоставлять  своим  гражданам  возможность  самостоятельно   распоряжаться

собственными благами и свободной  деятельности.     Обеспечение  всеобщности

соблюдение  правовых  предписаний  -   задачи  государства  и  его  органов.

Обладая  необходимыми   организационными,  материальными  и  принудительными

средствами,  оно  призвано  надёжно  охранять  законные  права  и   интересы

граждан.  Сами  граждане  внегосударственно-правовых   структур   не   могут

установить  режим законности в общественной жизни.

 

      Во-вторых,  законность  неразрывно  связана  с  правом,   юридическими

нормами. Однако оценить состояние режима законности  в  стране можно  только

на основании того, в какой мере  законы   государства  отражают  объективные

потребности общественного развития. Если  издаваемые  государством  правовые

нормы закрепляют и охраняют  интересы только отдельных лиц  и   определённых

социальных  групп,  не  учитывая  общих  и  индивидуальных  интересов  всего

населения  страны,  -  законность  отсутствует.  Если  правовые  нормы  лишь

формально  отражают интересы различных слоёв населения,  но  не  гарантируют

их, - то и здесь не может идти речи о законности.

 

      Таким образом, режим  законности в правовом  государстве   предполагает

наличие двух взаимосвязанных факторов: - совершенного,  чётко  отработанного

законодательства,  отвечающего  потребностями   -   полный   и   безусловной

реализацией   предписаний   законов   и     подзаконных    правовых    актов

государственными органами,  должностными  лицами,  гражданами  и  различными

объединениями.

 

      Каковы же основные  требования законности?

 

1. Верховенство закона по отношению  ко  всем   другим   правовым  актам.  В

   правовом государстве  закон  обладает   высшей   юридической  силой.  Он

   выступает   главным,   основополагающим     регулятором     общественных

   отношений. Те отношения, которые  в  силу  объективных   условий  должны

   находиться в сфере  правового  воздействия,  регулируются, как  правило,

   законом. Подзаконные акты  действуют  лишь  в том  случаи,  когда  какие-

   либо отношения законодательно  не  урегулированы.  При  этом  он  должны

   издаваться в строгом  соответствии с законом и на  основе закона.

 

2. Единство понимания и применения  законов на всей  территории  их действия.

   Законы представляют абсолютно  одинаковые  требования ко всем  субъектам,

   находящемся в  сфере  временного  и  пространственного  действия.  Законы

   федеративного  государства  имеют  одинаковую  силу  на  территории  все

   государственных  образования,   входящих  в  состав  федерации.   Единое

   понимание сущности  и   конкретного  содержания   законов   обеспечивает

   законность   правоприменительной  деятельности  компетентных  органов  и

   должностных лиц. Она  соответствует  действительному  смыслу  законов  и

   проводит в жизнь заложенные  в нём регулятивные функции.

 

3. Равная возможность всех граждан  пользоваться защитой  закона  и их равная

   обязанность следовать их  предписаниям (равенство всех  перед  законом  и

   судом).  Прочий  эффективный  режим   законности   в  обществе  возможен

   только в условиях равенства  всех  людей  перед законом  и судом. С одной

   стороны, субъекты права  должны  в  полном объёме  выполнять  возложенные

   на них обязанности, подчиняться  требованиям закона.  С  другой  стороны,

Информация о работе Законность и правопорядок