Закон о правах потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых российских законов. Важность закона не вызывает сомнения, его невозможно недооценить. Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары.

Содержание

Введение
Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей.
Основные понятия
Качество товара
Сроки службы, сроки годности
Гарантия и гарантийный срок
Сведения о товаре (работе, услуге)
Последствия продажи товара ненадлежащего качества
9. Судебная защита прав потребителей
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 35.61 Кб (Скачать файл)

 

  1. Введение

  1. Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей.

  1. Основные понятия

  1. Качество товара

  1. Сроки службы, сроки годности

  1. Гарантия и гарантийный срок

  1. Сведения о товаре (работе, услуге)

  1. Последствия продажи товара ненадлежащего качества

      9.  Судебная защита прав потребителей

  1. Заключение
  1. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых российских законов. Важность закона не вызывает сомнения, его невозможно недооценить. Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары.

Проблема заключается в том, что люди имеют неполное представление о тех правах, которые закреплены в законе о защите прав потребителей. Он написан сложным юридическим языком, разобрать который способен не каждый. Незнанием потребителями своих прав пользуются продавцы, которым потребители часто доверяют. Порой мы даже не подозреваем, что условия приобретения товара, работы, или услуги ущемляют наши права.

Актуальность темы в том, что Закон о защите прав потребителей является молодым законодательством, в него постоянно вносятся коррективы, изменения, дополнения. Он все еще находится в стадии формирования и людям необходимо следить за его стремительным развитием, так как потребителями являемся все мы. Для каждого человека поход в магазин – обычное дело, совершаемое каждый день. Различные спорные ситуации при этом неизбежны.

Основная цель этой работы – рассмотреть закон о защите прав потребителей РФ и определить, насколько он совершенен, нет ли в нем дыр или недостатков, и предположить путь его развития в будущем.

Главные задачи работы: проследить становление и формирование закона, объяснить основные его понятия, рассмотреть требования к качеству товара, определить действия при приобретении товара ненадлежащего качества, а также раскрыть смысл судебной защиты потребителей.

Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей

Как самостоятельная отрасль законодательства защита прав потребителей возникла в России сравнительно недавно – в начале 90-х годов. До этого законодательство не выделяло потребителя как самостоятельную категорию рыночных отношений, и регулирование отношений с их участием осуществлялось общими нормами гражданского и иных отраслей законодательства.

Закон «О защите прав потребителей» впервые в России был принят 7 февраля 1992 г. и вступил в силу 7 апреля того же года. В отличии от большинства законодательных актов того периода, он не только устанавливал основные права потребителей, но закрепил механизм их реализации. Именно это принесло Закону заслуженную популярность и быстро сделало его одним из самых применяемых российских законов. О популярности Закона свидетельствует обширная судебная практика его применения, которая пять раз в течение десяти лет действия Закона была предметом обсуждения высшего судебного органа.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями при продаже товаров, возмездным выполнением работ и оказании услуг, т.е. по поводу удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Несмотря на видимое отличие отношений по купле-продаже от отношений по поводу оказания разнообразных услуг, работ, они имеют определенные общие черты, что и дает возможность регулировать их в едином законе.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны. Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Потребительское законодательство не исчерпывается только одним Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов и постановлений.

Там, где действует несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. В связи с принятием II части ГК РФ возникла коллизия между отдельными нормами Закона и Кодекса. ГК РФ имеет приоритет в регулировании гражданско-правовых отношений, в том числе отношений с участием граждан-потребителей. Это осложнило применение законодательства о защите прав потребителей и обусловило необходимость устранения некоторых противоречий.

С принятием четырех редакций в Закон «О защите прав потребителей» некоторые противоречия устранены. Были унифицированы отдельные понятия и определения в соответствии с нормами ГК РФ. В случае принятия новых законодательных актов соотношение между ними должно определяться с учетом общих принципов теории: более поздний закон отменяет предыдущий, а специальных закон имеет преимущество перед общим. Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, состоит в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону «О защите прав потребителей» и снижающих гарантий прав потребителей, предусмотренных действующим законодательством.

Применение законодательства о защите прав потребителей показало его действенность, которое во многом основано на международных принципах защиты прав потребителей, устанавливает те же права потребителей, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Такое регулирование позволило в сложных экономических условиях Российской Федерации обеспечить действенную защиту прав потребителей.

Основные понятия

В преамбуле Закона формулируются основные понятия, которые в нем используются. Это нужно для того, чтобы не допустить различного толкования норм Закона и обеспечить его единое применение. Рассмотрим наиболее важные из этих понятий.

В силу Закона потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Надо отметить, что потребителем признается как гражданин, который уже приобрел товар (работу или услугу) и использует ее, так и тот, который только собирается это сделать. Это означает, что, обратившись к продавцу с просьбой показать вам товар и рассказать о его свойствах, вы уже являетесь потребителем. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение Закона.

Из данного определения следует еще одно: Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар (услугу), но и того, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Например, если фирма приобретает своим сотрудникам туристические путевки, то формально покупателем услуги является юридическое лицо, взаимоотношения которого с услугодателем строятся на основе гражданского законодательства. Однако пользуются услугой сотрудники фирмы (физические лица), а их права защищаются законодательством о защите прав потребителей. Точно так же защищаются права лиц, которым товар был подарен.

Под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота и реализуемая потребителю по договору купли-продажи для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Сырье, комплектующие изделия, полуфабрикаты могут рассматриваться как товар, если они реализуются потребителю в качестве самостоятельного объекта договора.

Под работами понимается деятельность исполнителя, направленная на достижение определенного материального результата и выполняемая за плату. Результат работы (в отличие от результата оказания услуги) всегда конкретен, например: построенный дом, сшитое платье, отремонтированный телевизор.

Услуга - деятельность исполнителя, оказываемая за плату и на основании договора, целью которой является удовлетворение нематериальных нужд потребителя (перевозка, организация обучения, лечения, отдыха и т.п.). Результат такой деятельности, как правило, неосязаем.

Качество товара

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора; он формулируется по их усмотрению и может содержать отступления от правил, установленных законодательством.

Этот принцип и реализуется в Законе РФ "О защите прав потребителей", который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан пере-дать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору.

Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора. Если качество товара (услуги) не было обусловлено в договоре, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению.

К сожалению, формулировка Закона недостаточно конкретна и позволяет избежать ответственности за реализацию некачественного то-вара. Так, в 1998 году КонфОП обратилась в суд с иском к крупной видеозаписывающей компании. Основанием для иска послужил выпуск в продажу видеокассет с записью мультфильмов, качество которых не со-ответствовало представленному режиссером (был изменен цвет, на экране появлялись черные точки и полосы и пр.). В судебном заседании выяснилось, что стандартов, устанавливающих обязательные требования к качеству записи, не существует. Поэтому суду необходимо было определить, соответствует ли качество записи обычно предъявляемым требованиям. В удовлетворении иска было отказано, поскольку суд решил, что запись пригодна для просмотра на бытовом видеомагнитофоне. Отказывая в иске, суд обосновал свое решение п.2 статьи №4 о том, что потребителю должен быть передан товар, пригодный для использования по назначению. Из приведенного примера видно, что в некоторых ситуациях данные формулировки Закона не могут защитить потребителей.

Если потребитель при заключении договора поставил продавца (исполнителя) в известность о конкретных целях приобретения товара (услуги), то невозможность использования товара (услуги, работы) для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком товара.

Свобода договора не означает, что качество товара зависит только от желания сторон. Обязательные требования к качеству некоторых товаров могут устанавливаться специальными нормами. В отличие от прежних редакций Закона, содержавших указание на обязательность соблюдения ряда требований государственных стандартов, теперь перечень требований к качеству, выполнение которых обязательно для производителя, может устанавливаться и иными нормами (законами или иными актами в порядке, установленном законом). Вероятно, как и прежде, обязательными останутся только требования к безопасности товара. Остальные параметры, определяющие его качество, будут зависеть только от производителя и корректироваться им с учетом конкурентоспособности товара.

Сроки службы, сроки годности

Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю товара, отвечающего определенным требованиям и пригодного к эксплуатации, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем.

Как известно, время использования любого товара или работы ограничено. Чтобы его установить, Закон вводит понятие "срок службы", определяя его как период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за существенные недостатки, возникшие по его вине. Этот срок может определяться как временным периодом (днями, месяцами, годами), так и другими единицами намерения (километрами, метрами и т.д.). Продолжительность срока службы определяется изготовителем в зависимости от вида используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки; поэтому товары одно¬го вида, произведенные разными изготовителями, могут иметь разные сроки годности.

Как следует из формулировки Закона, установление сроки службы - это право, а не обязанность изготовителя. Надо отметить, что многие российские изготовители уже поняли преимущества, которые они получают, устанавливая срок службы. Вот пример. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась резким ростом пожаров, вызванных возгораниями телевизором, магнитофонов и других сложных технических товаров. Ответственность за причиненный во время пожара ущерб должны были нести изготовители. Практически все сгоревшие товары находились в эксплуатации более десяти лет и про¬сто выработали свой ресурс. Если бы на эти товары был установлен срок службы, то ответственность изготовителей была бы ограничена этим сроком.

Информация о работе Закон о правах потребителя