Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:36, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование защиты прав потребителей в торговом обслуживании.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать основные положения законодательства о защите прав потребителей;
2) изучить сущность защиты прав потребителей в торговом обслуживании;
3) охарактеризовать особенности отдельных направлений защиты прав потребителей в торговом обслуживании;
4) выявить способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании;
5) рассмотреть судебную практику по теме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общие положения о защите прав потребителей в торговом обслуживании………………………………………………………………………6
Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей……………………………………………………………..6
Понятие и основные категории правового института защиты прав потребителей…………………………………………………................15
2. Отдельные направления защиты прав потребителей в торговом обслуживании…………………………………………………..............................25
2.1. Защита прав потребителей в предпродажном обслуживании……....25
2.2. Защита прав потребителей в послепродажном обслуживании……..35
2.3. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в торговом
обслуживании………………………………………………………….50
Заключение…………………………………………………………………….62
Библиографический список…………………………………………………..66

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом исправленный.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Официально  подтверждающим необходимость государственного регулирования взаимоотношений  в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США в начале 1960-х гг., целью которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок.

Вследствие  чего, были сформулированы четыре основных принципа, некоторые из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:

1) Право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также то, что товар не причинит вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранении, транспортировки и утилизации.

2) Право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информации о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация – критерий правильного выбора.

3) Право быть услышанным, что означает гарантию каждого потребителя право на свободу слова, убеждения и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами.

4) Право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Этот принцип также стал основополагающим для иных международных и государственных нормативно правовых актов, в частности, таких как Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека.

Закон об охране прав потребителей появился во многих западноевропейских странах еще  в 1970-е годы. Монополизация производства торговли заставила правительства  прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.

В 1970-е годы в  рамках Комиссии Европейского Содружества (ЕС) был создан «Консультативный комитет  по защите прав потребителей». А приблизительно через 10 лет, в 1980-е годы, Генеральной Ассамблеей ООН в качестве Резолюции №39/248 от 9 апреля 1985 г. были одобрены руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран, в них вошли такие принципы как:

– право на выбор;

– право на безопасность;

– право быть выслушанным;

– право на информацию;

– право на потребительское образование;

– право на удовлетворение базовых потребностей;

– право на качество;

– право на возмещение ущерба.

Таким образом, проблема соблюдения и защиты прав потребителей имеет международный  характер, что определяется ее чрезвычайной важностью.

В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно развита. Потребители  по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в Резолюции №39/248 Генеральной Ассамблеи ООН. Регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей, содержались в основном в гражданском законодательстве, в частности, в ст. 246 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. («Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества»), в ст. 364 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. («Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком»). Однако классическое гражданское законодательство в полном объеме не было способно регулировать отношения по защите моральных, материальных и иных ценностей граждан, что послужило причиной для внесения изменений в нормативные документы и приведения их в соответствие с международными стандартам в этой области.

Первой вехой  в законодательстве, тогда еще  Советского государства, в решении  вопросов правового регулирования  в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Однако Закон СССР «О защите прав потребителей», будучи принят, так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР, хотя долгое время этот, не вступивший в законную силу, нормативно-правовой акт оставался моделью нормотворчества в этой сфере для стран-участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Начало реализации фундаментальных прав потребителя было положено.

7 февраля 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), который поистине совершил революцию в области защиты прав потребителей в России. Закон вобрал в себя лучший опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики. Именно он дал возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции №39/248 Генеральной Ассамблеи ООН.

Впервые законодательно было определено ключевое понятие «потребитель»  – гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение  приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд.

Закон о защите прав потребителей стал одним из первых, имеющих прямое отношение к реализации гарантий защиты прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения  безопасной и качественной продукции. Закон также, как будет показано ниже, содержит определенные принципы нормирования качества продукции, гарантийных и других сроков, в сфере информирования о качестве, о продукции, ответственности за нарушение прав потребителей и пр.

Необходимость принятия специального Закона, направленного на защиту интересов практически всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

В последующем  в Закон о защите прав потребителей были внесены значительные изменения и дополнения, сделавшие его настоящим достижением российского правотворчества.

Важный этап в формировании законодательной  базы в сфере обеспечения качества и безопасности начался 27 декабря 2002 г., когда был принят Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее – Закон о техрегулировании). Он полностью изменил содержание понятия «стандартизация». Если «по Закону «О стандартизации» (ст. 2) правовые основы стандартизации были обязательны для всех государственных органов управления, для предприятий и предпринимателей, для общественных объединений, а разработка и применение нормативных документов по стандартизации признавались мерой защиты государственных интересов потребителей и государства»2, то в Законе о техрегулировании правилам и характеристикам, разработанным в результате технического регулирования, придается статус добровольно применяемых документов. Соответственно меняется правовой статус стандартов: из обязательных они превращаются в добровольно применяемые.

Вместе с  тем, следует отметить весьма важный момент, связанный с этим Законом и касающийся мер юридической ответственности. После его вступления в силу действующее законодательство необходимо было привести в соответствие с положениями Закона о техрегулировании и внести изменения в нормы, устанавливающие административную и уголовную ответственность за нарушение требований качества и безопасности. Однако до сих пор подобные изменения не внесены, и потому нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) противоречат требованиям Закона о техническом регулировании.

Анализ норм главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Закона о защите прав потребителей показывает, что между ними имеются некоторые противоречия. С одной стороны, гражданину предоставлено право на возмещение вреда (независимо от времени его причинения) и в том случае, если до его сведения не была доведена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге) (абз. 3 п. 2 ст. 1097 ГК РФ). С другой стороны, осталась неизменной норма Закона о защите прав потребителей, ограничивающая возмещение (помимо иных оснований) случаями непредставления полной и достоверной информации лишь о сроке службы или сроке годности (абз. 2 п. 3 ст. 14), а не в целом о товаре (работе, услуге).3

При этом от ответственности  перед потребителем контрагент освобождается, только если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или  нарушения потребителем установленных правил пользования товаром (результатом работы, оказания услуги), его хранения и транспортировки (ст. 1098 ГК РФ, п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей). Речь идет о специальных (особых) правилах, необходимых для безопасной эксплуатации товара, которые должны быть отражены в документах на товар и доведены до сведения потребителя (ст. 7 Закона о защите прав потребителей). Однако информация о товаре в обязательном порядке должна содержать правила и условия его эффективного и безопасного использования – под угрозой ответственности за реализацию товара ненадлежащего качества (абз. 6 п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).

Следовательно, хотя обязанностью продавца (изготовителя, исполнителя) является извещение лишь о специальных правилах, указанные лица несут ответственность и в случае, когда недостатки в товаре вызваны отсутствием объективно необходимой информации, даже если фактически они возникли в результате действий самого потребителя. На практике во избежание необоснованных исков «потребителей-экстремистов» продавцам следует выдавать покупателям памятки с указанием условий эксплуатации товара под роспись.

Вызывает сомнения обоснованность замены в ст. 29 Закона о защите прав потребителей термина «расторжение договора» на «отказ от исполнения договора».4 Ведь отказаться можно только от неисполненного договора; расторжению же договора не препятствует исполнение, когда его ненадлежащее качество не прекращает обязательство (ч. 1 ст. 408 ГК РФ). Однако приведенные новеллы ставят реализацию прав потребителя при обнаружении существенного недостатка услуги под условие того, уже оказана она фактически или нет (невзирая на качество исполнения).

Если в указанном  деле требование о расторжении договора являлось допустимым и правомерным, то при аналогичной ситуации в настоящее время суд, видимо, должен отказать в иске, даже не обсуждая существенность недостатка, поскольку отказ от исполнения договора по истечении его срока и выполнения услуги лишен смысла.

В силу ст. 1098 ГК РФ обязанные лица освобождаются от ответственности, если ими доказано, что недостатки в товаре (результате работы, услуги) возникли вследствие нарушения потребителем установленных правил обращения с ним. Для этого проводится экспертиза, но лишь в случае, когда само их наличие и характер (возможно, установленные предварительной проверкой качества) не вызывают спора. Без (до) проведения экспертизы контрагент не вправе отклонить требования потребителя, ссылаясь на предусмотренные законом основания.

Предоставление  гражданину-потребителю права на компенсацию морального вреда и тем самым повышение ответственности другой стороны обязательства вполне оправданны. Ограничение частноправовых начал свободы договора, неприкосновенности собственности, недопустимости чьего-либо вмешательства в частные дела (ст. 1 ГК РФ) допустимо в общественных интересах. Представляет особый интерес вина как основание ответственности. Конкретная ее форма не имеет значения при возложении на продавца (исполнителя) данной обязанности и определении размера взыскания. Предустановленность вины ответчика обязательна для суда.5 Соответственно при удовлетворении иска в части взыскания убытков суд не вправе отказать потребителю в компенсации морального вреда именно потому, что им установлена вина за единое деяние, причинившее разный вред.

Итак, основным нормативным актом, регулирующим отношения  по защите прав потребителей в Российской Федерации, является Закон о защите прав потребителей – один из первых рыночных законов. Вместе с тем, многие вопросы, связанные с применением  Закона о защите прав потребителей, регулируются ГК РФ, а также другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

 

1.2. Понятие и основные категории правового института защиты прав потребителей

 

Правовое регулирование  потребительских отношений осуществляется при помощи законодательства о защите прав потребителей. Под ним понимается совокупность разноотраслевых нормативных правовых актов, в которых определяются основные субъективные права потребителей, нормируется механизм реализации этих прав, в том числе закрепляются разноотраслевые гарантии их реализации, а также устанавливаются юридические последствия нарушения названных прав.6

Согласно п. 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом о защите прав потребителей и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, сам Закон о защите прав потребителей неразрывно связан с другими нормативными актами Российской Федерации, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие «российское законодательство о защите прав потребителей» не ограничивается только лишь Законом о защите прав потребителей. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов Российской Федерации, например КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании