Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является: осветить права потребителя, на что он вправе рассчитывать, а также механизм применения законодательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить специальную литературу по теме курсовой работы;
- Рассмотреть понятие прав потребителя;
- Изучить значение прав потребителя;
- Проанализировать, как на практике действуют права потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества;
ВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ…………….5
§1.1 Понятие и сущность прав потребителя………….…………………….5
§1.2 Значение прав потребителя……………………………........................11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПРЕОБРЕТЕНИИ ТОВАРА НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА………………………………………………..18
§2.1 Право о возмещении расходов… .…..…………………………………20
§2.2 Соразмерное уменьшение покупной цены…….……………………...21
§2.3 Замена товара……………………………………………………………22
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ.……………………………………27
§3.1 Основные органы по защите прав потребителя……………………..27
§3.2 Судебная защита………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………
-в-третьих любая сумма, которую продавец и потребитель по обоюдному согласию считают соответствующей компенсацией за недостатки товара. Если комиссионный магазин удовлетворил требование покупателя об уменьшении покупной цены, то нужно знать, что магазин не вправе, если это не оговорено в договоре, относить сумму уступки на комитента. В этом случае комиссионер не вправе требовать от покупателя возвратить купленную вещь для возврата ее комитенту.
Замена товара на аналогичный марки (модели, артикула) - это требование не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара на такой же. Товар представляемый для замены может быть другого цвета или модели, самое главное здесь чтобы товар был аналогичным, имел те же потребительские свойства, что и товар требующий замены, но качественным. Но могут возникать затруднения если такого же товара нет в продаже или в производстве. Например, если для замены нет автомобиля того же цвета, или с такой же отделкой салона, потребитель обязан согласится на такую замену, но после замены вправе воспользоваться правом на обмен товара ненадлежащего качества. Такое требование может быть предъявлено продавцу, изготовителю или организациям, которые выполняют функции продавца (изготовителя) на основании договора. Согласно ст. ГК [2, ст.504 п.1] потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при ее покупке и ценой замены. Следовательно, если товар заменен, то гарантийный срок исчисляется заново с момента передачи товара потребителю [5, ст.21 п.2]. Требование потребителя о замене товара удовлетворяется в течении 7 дней со дня предъявления, но так же он может увеличиваться до 20 дней в случае дополнительной проверки качества товара. Проверку качества товара продавец проводит за свой счет и может обойтись заключением своих собственных специалистов магазина. Покупатель имеет право присутствовать при проверке качества товара и может не согласится с таким заключением и обжаловать его в суд. Если у продавца на день предъявления требования не оказалось необходимого товара, то такой товар должен быть заменен в течении одного месяца. Но существуют, например, районы крайнего севера, где присутствует сезонный завоз, тогда здесь удовлетворение требования потребителя выполняется в срок необходимый для очередной поставки соответствующего товара в эти районы. Покупатель вправе потребовать безвозмездного предоставления с доставкой на дом во временное пользование аналогичный товар длительного пользования. Исключением является перечень товаров установленный Правительством на которые не распространяется право потребителя требовать представления на время аналогичного товара. В отношении технически сложных товаров предусмотрено, что они должны обладать существенным недостатком. Наличие существенного недостатка указывается в ГК [2, ст.503 п.1]. Исключением является требование в отношении товаров со сроком годности, потребитель вправе требовать замены на такой же товар или другой, если не предусматривается возврат потребителю уплаченной суммы и расторжения договора. В отношении комиссионных магазинов можно сказать, что замена товара происходит только с согласия продавца. Закон так же предусматривает за невыполнение требования потребителя о замене товара, уплату неустойки.
Имеет право на замену товара на такой же товар другой марки (модели, артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены). Предполагается замена товара на такой же товар (машину стиральную на другую стиральную машину). Свойства этих товаров разные, поэтому и цены существенно отличаются друг от друга. Поэтому при замене товара происходит перерасчет стоимости товара. В соответствии с законом, если цена товара подлежащего замене ниже цены товара предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах, если наоборот, то разницу в цене выплачивают потребителю [5, ст.24 п.2]. Цена товара, представленного для замены применяется всегда на момент предъявления требования. Если требование потребителя не было удовлетворено в добровольном и порядке, то согласно ГК потребитель может произвести расчеты исходя из цен товара на момент вынесения решения судом, если цены возросли с момента предъявления требования [2, ст.504 п.2]. Требование о замене, предъявляется только продавцу или организации (по договору). В остальном, что касается сроков, когда должно быть выполнено требование о замене, они схожи со сроками требования о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) [5, ст.21] За просрочку так же предусмотрена неустойка [5, ст.23]. Гарантийные сроки исчисляются заново с момента передачи замененного товара потребителю [5, ст.21 п.2].
Потребитель вправе расторгнуть договор, для этого ему необходимо установить наличие недостатка, а если дело касается технически сложных товаров, то существенных недостатков. Если расторгается договор купли-продажи, потребитель обязан возвратить товар с недостатками и вправе потребовать возмещения убытков. Возвратить товар потребитель может продавцу (организации, выполняющей его функции по договору) и потребовать от него при расторжении договора возмещения всех возникших в связи с покупкой товара, убытков. Если же потребитель обращается к изготовителю, то здесь он вправе настаивать только на возврате стоимости товара [5, ст.18 п.3]. Предъявлять требования о расторжении договора купли-продажи продавцу товара более выгодно, чем возвращать товар изготовителю. При расторжении договора купли-продажи или возврате товара ненадлежащего качества продавцу (изготовителю) расчеты с потребителем производятся в случае повышения цен на товары, исходя из цены на день покупки. Продавец не вправе удерживать из возвращаемой уплаченной за товар денежной суммы, сумму на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида [2, ст.503 п.3]. Требование о возмещении убытков должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента предъявления [5, ст.22]. Опять же, если следует просрочка, то на этот случай предусмотрена неустойка. Всегда возникает вопрос, а кто же должен осуществлять доставку? Доставку товара на время ремонта или замены осуществляет продавец (изготовитель) [5, ст.20 п.2; ст.21 п.1]. Если товар малогабаритный и весом до 5 кг, то доставку осуществляет потребитель. При расторжении договора купли продажи законом не предусмотрена обязанность продавца (изготовителя) доставлять товар. Следовательно, отсюда вытекает обязанность потребителя доставить товар, но при этом продавец возмещает расходы по доставке товара потребителю, а изготовитель не обязан ни доставлять товар, ни возмещать расходы на доставку, т.к. это не предусмотрено законом. Мы много говорим о неустойке, отсюда возникает вопрос по этому поводу: «из какой цены товара исчисляется неустойка». Если требование потребителя удовлетворено добровольно, но с просрочкой, то неустойка за эту просрочку исчисляется исходя из цены товара в день удовлетворения требования существовавшей в том месте, где требование было удовлетворено. Примером может служить, то что 1.02.2011 г. потребитель заявил о замене товара. По закону это требование должно быть удовлетворено в течение 20 дней [5, ст.21], т.е. не позднее 21.02.2011 г., а само требование потребителя было удовлетворено 01.03.2011 г. Следовательно просрочка составляет 8 дней. Значит, потребитель должен получить неустойку 8 % от цены товара на день фактического удовлетворения требования. Если требование потребителя не удовлетворено, то неустойка исчисляется исходя из цены товара на момент вынесения решения суда. Относительно той местности, где требование должно быть удовлетворено, т.е. то место, где потребитель должен был получить товар представленный для замены. Потребитель при отказе в уплате неустойки продавцом, может обратиться в суд и принудительно взыскать неустойку. Суд может изменить, т.е. уменьшить неустойку [2, ст.333 ч.1], если она несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Неустойка в размере 1 % цены товара соразмерна одному дню просрочки выполнения требования. Требование по поводу недостатка, потребитель может предъявить, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Согласно ГК, если на товар не установлен гарантийный срок, то потребитель может предъявить претензии, если недостатки обнаружены в разумные сроки, не позднее 2-х лет со дня передачи товара [2, ст.477]. Установить гарантийный срок может и продавец, но он должен быть не меньше гарантийного срока установленного изготовителем и не менее 2-х лет, если гарантийный срок отсутствует. При этом, если сроки установленные изготовителем истекли, это требование предъявляется продавцу. Тоже самое и по истечение 2-х лет, если гарантийный срок не установлен. По истечение этих сроков потребитель может предъявить требование о безвозмездном устранении недостатка или о возмещении расходов на устранение недостатка товара, в отношении существенных недостатков, допущенных по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока годности [5, ст.19 п.1]. Если срок годности не установлен - то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если потребителю требование не удовлетворяется в течение 20 дней - потребитель вправе предъявить иные требования. Покупатель, прежде чем предъявить требования должен знать, что его требования могут быть и отклонены в случаях: - если при заключении договора купли-продажи недостатки были оговорены; - если требования предъявлены по истечение сроков исковой давности; - если недостатки возникли после передачи товара потребителю; - в результате нарушения правил пользования; - не представил товарный чек (кассовый), а если товар с гарантийным сроком (тех. Паспорт или ино заменяющий документ).
Потребитель вправе обменять товар надлежащего качества если он не подошел по каким-то причинам[5, ст.25], кроме товаров указанных в перечне утвержденном Правительством (изделия из драгоценных камней, трусы, купальники и т.п. ...). Обменять можно в 14-дневный срок с момента покупки, но такой товар должен иметь:
Продавец может потребовать оплаты издержек, которые возникли у магазина связанные с обменом товара.
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
§3.1 Основные органы по защите прав потребителя
Сегодня в
России создана и действует
А теперь дела о поездке за границу. Суть дела состояла в том, что жительница Московской области хотела выехать по приглашению гр-на Германии к последнему по месту жительства. Гражданка обратилась в ООО "Тунис" через которое она намеревалась поскорее оформить визу и выехать в Германию. За выполнение услуг она заплатила 155 €. Фирма объяснила ей, что для получения визы нужно заполнить анкету, приложить к ней приглашение и только после этого все документы отправляются в консульство Москвы, где решают на основе данных выдавать визу или нет. Из консульства пришел ответ об отказе в визе ссылаясь на то, что в заполненной анкете имеются ошибки, гражданка потребовала вернуть деньги. Ей вернули, но 70 €, остальное, как следует из дела, удержано за проделанную работу, после этого потребительница обратилась в общество по защите прав потребителей, где и решался данный вопрос. Права потребителя были восстановлены и деньги возвращены.
Другим делом, является попытка съездить одного гражданина в Голландию, где у него была назначена деловая встреча. Он решил воспользоваться услугами фирмы "АЛЕ ТАКСИ". За все было уплачено 300 € после чего он в надежде стал ждать. А автобус, который должен осуществлять поездку на Голландскую землю опоздал на 3 часа. После посадки автобус далеко не уехал. Проехав немного было объявлено, что автобус сломался и его нужно ремонтировать. Ремонт производился несколько часов. В результате чего, встреча у гражданина не состоялась. Он обратился, чтобы ему вернули деньги назад за не оказанную услугу. Контора отказала ему в этом. Здесь также выяснилось то, что квитанция на получение денег данной фирмой не выдавалась, объясняется это тем, что данный документ будет выдан в процессе поездки. После чего потребитель обратился в общество по защите своих прав. Отсюда следует, что налицо грубейшая ошибка в действиях фирмы: были нарушены сроки поездки, не была выдана квитанция об уплате денег. Права потребителя были восстановлены. Но это еще раз показывает отвратительное отношение к клиенту.
Жительница Московской области приобрела в магазине комплект мягкой мебели "Кортеж". Из-за некачественной материи драпировка на мебели быстро истерлась. Магазин обменял комплект мебели, но потребительницу заставляли заплатить за транспортировку, гражданка обратилась за помощью в общество по защите прав потребителей. Деньги были возвращены. Для решения вопроса оказалось достаточно беседы с директором магазина.
Другим органом осуществления защиты прав потребителя является Государственная инспекция. Задачи ее - это контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, деятельность по искоренению злоупотребления в торговле, и поступления на рынок доброкачественной продукции. Объектами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане реализующие и производящие товары или услуги. Функции Госинспекции: проводит проверки соблюдения правил торговли, применение цен, контролирует правильность пользования весовыми и измерительными приборами, приостанавливает реализацию товара, рассматривают жалобы.
Другим контролирующим органом с июня 2010 года является Росстандарт. Порядок проведения Росстандартом РФ гос. контроля и надзора за соблюдением обязательных требований гос. стандартов, правил обязательной сертификации. Предоставлено право налагать штрафы на изготовителей (исполнителей, продавцов), за причинение ущерба потребителям, за нарушение правил сертификации, на руководителей предприятий и т.д.
§3.2 Судебная защита
Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании