Избирательная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состояла в изучении избирательной системы Республики Беларусь.
В соответствии с целью, задачи работы сводились к следующему:
- рассмотреть понятие избирательной системы;
- изучить и охарактеризовать виды избирательных систем;
- исследовать понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь;
- охарактеризовать избирательный процесс Республики Беларусь;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….. 3
1 Понятие и виды избирательных систем ……………………………………….. 5
2 Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь …………………………………………………………………………… 14
3 Избирательный процесс в Республике Беларусь .…………...….…………….. 18
4 Основные субъекты избирательного права …………………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………..…………. 26
Список использованных источников ……………...…………………………...... 27

Вложенные файлы: 1 файл

Rabota.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Выводы по главе:

  1. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.
  2. Базовые избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная.
  3. Мажоритарные избирательные системы действуют преимущественно в одномандатных избирательных округах.

4. Различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

5. Наиболее широкие возможности для участия политических партий в выборах, непосредственного их влияния на распределение депутатских мандатов предоставляет пропорциональная избирательная система

6.  Смешанная избирательная система применяется в том случае, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Понятие избирательного права и избирательной системы Республики Беларусь

 

 

В Республике Беларусь применяется  мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - заключение под стражу [6].

Глава государства - Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин  Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается [6].

Парламент Республики Беларусь - Национальное собрание Республики Беларусь - состоит  из двух палат. Нижняя палата Парламента - Палата представителей - состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства.

Верхняя палата Парламента - Совет Республики - является органом  территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты местных Советов  депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может  стать обладающий пассивным избирательным  правом гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета. В выборах депутатов местных Советов депутатов наравне с белорусскими гражданами участвуют граждане Российской Федерации.

В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами  в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

Правовую основу избирательной  системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принятая на республиканском референдуме 1996 года; Избирательный кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии.

Избирательный кодекс Республики Беларусь, принятый в 2000 году, объединил в себе правовые нормы, регулирующие четыре вида выборов, проведение референдумов и организацию отзыва депутатов и членов Совета Республики.

Подобная унификация избирательного законодательства позволяет  проводить по единым правилам все виды выборов и способствует созданию стабильной и единообразной правоприменительной практики.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные комиссии. Избирательным  кодексом определен высокий статус избирательных комиссий, которые в пределах своих полномочий независимы от государственных органов и органов территориального общественного самоуправления. Предусмотрена возможность образования комиссий в плюралистическом составе. Возглавляет систему избирательных комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Порядок образования Центральной комиссии определен Конституцией Республики Беларусь. Центральная комиссия является независимым органом, который формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики в количестве 12 человек сроком на 5 лет. Кандидатуры в состав Центральной комиссии рекомендуются совместными представлениями областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующих исполнительных комитетов. Члены Центральной комиссии, являющиеся членами политических партий, обязаны приостановить свое членство в партии и в период работы в комиссии не могут принимать участия в деятельности партии, а также выполнять ее поручения.

Избирательные комиссии (в зависимости от вида выборов они имеют разную систему), комиссии по референдуму формируются из представителей политических партий, других общественных объединений, представителей трудовых коллективов и граждан путем подачи заявлений.

Подготовку и проведение выборов Президента обеспечивают территориальные избирательные комиссии, образуемые в пределах области, города Минска, районов, городов областного подчинения, районов в городах, а также участковые избирательные комиссии.

Проведение выборов депутатов Палаты представителей возложено на окружные и участковые избирательные комиссии.

Выборами депутатов  местных Советов депутатов занимаются территориальные избирательные  комиссии - областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения), поселковые и сельские; окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы депутатов и территориальные, которые в городе Минске осуществляют функцию окружных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, и участковые избирательные комиссии [7].

Окружные и территориальные  комиссии образуются по совместному  решению президиумов соответствующих  местных Советов депутатов и  исполнительных комитетов. Участковые, а также городские (в городах  районного подчинения), поселковые, сельские территориальные избирательные комиссии формируются исполнительными органами.

Избирательным кодексом предусмотрено сохранение полномочий территориальных избирательных  комиссий по выборам в местные  Советы до назначения выборов в местные  Советы нового созыва. Это позволяет названным комиссиям проводить выборы депутата вместо выбывшего, голосование об отзыве депутата местного Совета и дает возможность возлагать на эти комиссии полномочия комиссий по выборам Президента и комиссий по референдуму. Такой порядок обеспечивает преемственность в работе комиссий и позволяет сохранить кадровый потенциал организаторов выборов [7].

Избирательное законодательство Республики Беларусь гарантирует демократический  характер выдвижения кандидатов в Президенты, депутаты, в члены Совета Республики.

Избирательный кодекс Республики Беларусь действует уже четыре года. За этот период появилась стабильная правоприменительная практика, повысилась правовая квалификация организаторов  выборов и постоянных участников избирательного процесса.

Выводы по главе:

1. В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система.

2. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет.

3. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

4. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - заключение под стражу.

5. Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь; Избирательный кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии.

6. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные комиссии.

7. Избирательные комиссии, комиссии по референдуму формируются из представителей политических партий, других общественных объединений, представителей трудовых коллективов и граждан путем подачи заявлений.

8. Избирательное законодательство Республики Беларусь гарантирует демократический характер выдвижения кандидатов в Президенты, депутаты, в члены Совета Республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Избирательный процесс Республики Беларусь

 

Практическо-организационная  часть избирательной системы  называется избирательным процессом. 

Избирательный процесс – это регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Состоит из относительно самостоятельных стадий, которые отличаются друг от друга задачами, кругом участников и специфичностью их правового статуса, видами составляемых процессуальных избирательных документов, конечными результатами процессуальной деятельности [8].

Избирательный процесс  включает следующие последовательные стадии (этапы процесса):

  1. назначение выборов;
  2. образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;
  3. выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
  4. предвыборная агитация;
  5. голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

В свою очередь каждая стадия избирательного процесса представляет собой организованную совокупность избирательных действий и избирательных процедур, обеспечивающих реализацию избирательных прав и легитимную результативность выборов.

Избирательный процесс  базируется на принципах: законности; равенства прав участников процесса; осуществления избирательных производств уполномоченными органами; гласности; непрерывности осуществления избирательных мероприятий; документирования осуществления избирательных действий и определения результатов выборов.

Принципы избирательного права в Республике Беларусь: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании [9, c.86].

1. Всеобщее – каждый  гражданин, достигший определенного  установленного в законе возраста  имеет право избирать и быть  избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.

2. Равное – все избиратели  либо кандидаты находятся в  равных условиях и участвуют  в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только 1 раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное количество эфирного времени.

3. Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.

4. Прямое избирательное право – избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно.

5. Тайное голосование – никто не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования.

Конституция и закон  устанавливает ряд цензов:

1. Возрастной. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет.

2. Оседлости. Президентом может стать гражданин, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет перед выборами, в совет республики избираются граждане, проживающие на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

3. Гражданство. Избирается только гражданин Республики Беларусь.

4. Рождения. Президент – только гражданин Республики Беларусь по рождению [6].

В Избирательном кодексе  определяется система комиссий по проведению выборов, референдума и отзыва депутатов, и регламентируется порядок их создания, компетенция и порядок работы. Комиссии образуются из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов и представителей граждан. Комиссии в пределах своих полномочий, установленных законодательством, независимы от государственных органов и органов общественного самоуправления. Возглавляет систему комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов [7].

Информация о работе Избирательная система Республики Беларусь