Избирательная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состояла в изучении избирательной системы Республики Беларусь.
В соответствии с целью, задачи работы сводились к следующему:
- рассмотреть понятие избирательной системы;
- изучить и охарактеризовать виды избирательных систем;
- исследовать понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь;
- охарактеризовать избирательный процесс Республики Беларусь;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….. 3
1 Понятие и виды избирательных систем ……………………………………….. 5
2 Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь …………………………………………………………………………… 14
3 Избирательный процесс в Республике Беларусь .…………...….…………….. 18
4 Основные субъекты избирательного права …………………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………..…………. 26
Список использованных источников ……………...…………………………...... 27

Вложенные файлы: 1 файл

Rabota.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Так, в выборах депутатов  Национального Собрания принимает  участие Центральная комиссия, 110 окружных избирательных комиссий и  участковые комиссии [10, с. 204].

Для подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь образуются следующие комиссии: Центральная комиссия; областные и Минская городская комиссия; районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах; участковые комиссии.

Законодательством определён  порядок формирования избирательных  комиссий, гарантии и сроки их деятельности, подотчётность, подконтрольность и ответственность. Закон возлагает на избирательные комиссии не только процедуру проведения выборов, но и защиту избирательных прав граждан. В частности, комиссии рассматривают заявления о нарушении избирательных прав граждан и принимают решения по этим заявлениям. Вышестоящие избирательные комиссии могут отменить решения избирательных комиссий, противоречащие законам.

В системе избирательных  комиссий особое место отводится  Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Она осуществляет контроль за исполнением избирательных законов на всей территории республики; направляет деятельность избирательных комиссий; распределяет денежные средства по избирательным комиссиям; устанавливает формы избирательных бюллетеней; подводит итоги выборов по республике, регистрирует избранных депутатов; решает ряд других вопросов в соответствии с законодательством.

Избирательные комиссии должны обеспечить открытое, гласное, честное проведение выборов. Они обязаны информировать граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождении и времени работы избирательных комиссий, списках избирателей. Они знакомят население с избирательными программами политических партий, сообщают гражданам сведения о кандидатах в депутаты, о результатах голосования.

Список избирателей  составляется по каждому избирательному участку. В список включаются все  граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, постоянно или временно проживающие на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании. Один и тот же человек не может быть включён в списки избирателей на нескольких избирательных участках. По закону Республики Беларусь в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Кроме того, некоторые люди лишаются права голоса в силу житейских обстоятельств, скажем, отсутствия прописки, жилья.

Право выдвижения кандидатов в президенты Республики Беларусь принадлежит  гражданам Республики Беларусь при  наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выдвинуть в  депутаты Палаты представителей могут избиратели в количестве не менее 1000 человек, проживающих на территории данного округа, причём подписи должна собрать инициативная группа, сформированная самим кандидатом в составе не менее 10 человек. Сохранено традиционно применяющееся в Республике Беларусь выдвижение от избирателей, работающих в одном трудовом коллективе. При этом количество работающих должно быть не менее 300 человек, а организация должна обладать правами юридического лица. Также правами по выдвижению кандидатов в депутаты Палаты представителей наделены политические партии, которые вправе выдвинуть кандидатов во все 110 округов при условии, что на территории округа имеется созданная не позднее, чем за 6 месяцев до дня назначения выборов первичная партийная организация. Сама партия должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции не позднее указанного срока.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит  президиумам местных Советов  депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам.

В законе содержатся определённые требования к лицам, выдвигаемым  кандидатами  в президенты, в депутаты, в члены Совета Республики. Так, президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Беларуси не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутатом палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, а депутатом местного Совета – достигший 18 лет.

Кандидаты в депутаты парламента регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией по представлению политических партий, избирательных блоков, организаций, трудовых коллективов, собраний избирателей по месту жительства, а также избирателей, выдвинувших кандидатов в депутаты путём сбора подписей. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат в депутаты может иметь доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании. Кандидат сам определяет доверенных лиц и сообщает о них для регистрации в окружную избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдаёт им удостоверения. Кандидаты в депутаты со времени их регистрации имеют право выступать на предвыборных и иных собраниях, в печати, по телевидению, радио. Государственные органы обязаны обеспечивать организацию встреч кандидатов с избирателями, предоставлять необходимые справочные и информационные материалы.

Важное значение в  избирательном процессе имеет предвыборная агитация – комплекс пропагандистских мероприятий, направленных на избрание того или иного кандидата. В программах кандидатов, их выступлениях, листовках не должно быть пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды, оскорблений и клеветы в адрес других кандидатов, должностных лиц. Помогают кандидату в проведении избирательной кампании его доверенные лица, которые ведут агитацию за его избрание, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях  с государственными органами, общественными объединениями, избирателями. Государственные средства массовой информации обязаны обеспечивать равные возможности для выступлений кандидатов, обнародования их программ.

Лица, препятствующие путём  насилия, угроз, обмана, подкупа свободному волеизъявлению граждан, ведению предвыборной агитации, совершившие подлог документов, заведомо неправильный подсчёт голосов и другие нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Ответственность за организацию голосования, обеспечения тайны волеизъявления, поддержание порядка несёт участковая комиссия. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избиратель вправе проголосовать досрочно, но не ранее пяти дней до выборов, не объясняя причин, в присутствии не менее двух членов участковой комиссии. По просьбе избирателей, которые не могут прийти в день выборов на избирательные участки, участковая комиссия должна организовать голосование по месту нахождения этих лиц.

Подсчёт голосов избирателей должен проводиться членами участковой комиссии. К протоколу, направляемому в вышестоящую комиссию, прилагаются заявления доверенных лиц кандидатов или других граждан о нарушениях, если они имеются, и принятые по ним решения комиссии.

В Республике Беларусь возможно проведение повторных выборов, если в первом или втором туре выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, а также в иных случаях (выбытие всех кандидатов, не было набрано необходимое количество голосов одним или двумя кандидатами). Повторные выборы проводятся в срок, установленный территориальной избирательной комиссией, и в соответствии с Избирательным кодексом [10, с. 210]. 

Выводы по главе:

1. Избирательный процесс – это регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов.

2. Принципы избирательного права в Республике Беларусь: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

3. Конституция и закон устанавливает ряд цензов: возрастной, оседлости, гражданства и рождения.

4. В Избирательном кодексе определяется система комиссий по проведению выборов, референдума и отзыва депутатов, и регламентируется порядок их создания, компетенция и порядок работы.

5. Избирательные комиссии должны обеспечить открытое, гласное, честное проведение выборов. Они обязаны информировать граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождении и времени работы избирательных комиссий, списках избирателей.

6. Важное значение в избирательном процессе имеет предвыборная агитация – комплекс пропагандистских мероприятий, направленных на избрание того или иного кандидата.

7. Лица, препятствующие путём насилия, угроз, обмана, подкупа свободному волеизъявлению граждан, ведению предвыборной агитации, совершившие подлог документов, заведомо неправильный подсчёт голосов и другие нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Основные субъекты избирательного процесса

 

 

Субъектами избирательного процесса признаются лица, органы и организации, наделенные Конституцией и избирательным законодательством правами и обязанностями относительно организации и проведения выборов, в частности:

  • избиратели;
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты, кандидаты на пост Президента, кандидаты на должность сельского, поселкового, городского главы;
  • уполномоченные представители, доверенные лица, официальные наблюдатели от партий (блоков) - субъектов избирательного процесса, от кандидатов на пост Президента, кандидатов в депутаты или кандидатов на должность сельского, поселкового, городского главы;
  • избирательные комиссии - специально образованные избирательные органы;
  • кандидаты на пост Президента, кандидаты в депутаты и кандидаты на должность сельского, поселкового, городского главы;
  • партии (блоки), их местные организации, которые выдвинули кандидатов [11].

В избирательном законодательстве регламентация избирательного процесса осуществляется: во-первых, закреплением основ выборов и избирательного процесса; во-вторых, детальным регулированием всех стадий (этапов) избирательного процесса; в-третьих, определением порядка обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов избирательного процесса; в-четвертых, установлением основ финансового и материально-технического обеспечения подготовки и проведение выборов.

Важнейшим условием обладания  статусом субъекта избирательного права  является наличие у лица особого  юридического свойства - избирательной  правосубъектности, которая выступает  в качестве непременного условия  наделения участников политических отношений избирательными правами и обязанностями. Правосубъектность является предпосылкой правового статуса, поскольку она представляет собой категорию возможности, тогда как правовой статус - категорию действительности. Содержанием правосубъектности по существу служит сообщаемая юридическими нормами участникам общественных отношений информация о возможности обладания правами и обязанностями, предусмотренными законодательством о выборах, и способности осуществления их своими личными действиями. Избирательная правосубъектность является разновидностью государственно-правовой правосубъектности, ориентирована на механизм реализации законодательства о выборах, выступает в качестве предпосылки участия граждан и иных лиц в юридических отношениях, опосредующих осуществление конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

По своему внутреннему  строению избирательная правосубъектность  неоднородна и охватывает собой  относительно обособленные структурные элементы: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Все многообразие субъектов  современного избирательного права, опираясь на выводы общей теории права и  отраслевых юридических наук, можно  подразделить на две группы: индивидуальные и коллективные субъекты.

В результате классификации  по этому основанию определено шесть  групп субъектов избирательного процесса:

1. В первую входят  органы, определяющие дату выборов.  Их цель и обязанность - своим  решением определить дату выборов  в соответствии с действующим законодательством.

2. Во вторую группу  входят избирательные комиссии. В наибольшей степени проведение  выборов после определения даты  зависит от этих органов.

3. Третья группа субъектов  избирательного процесса состоит  из субъектов, имеющих право избирать (выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, голосовать) и/или быть избранными.

4. Четвертая группа  «Средства массовой информации». Они обеспечивают зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) равные условия проведения предвыборной агитации, они должны предоставлять бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь, обязаны резервировать платные эфирное время и печатную площадь для проведения агитации.

Информация о работе Избирательная система Республики Беларусь