Институт гражданства: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:23, реферат

Краткое описание

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Женя.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

В ч.  3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лица без гражданства  - это лица, которые, не являясь российскими гражданами,  не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей  декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство,  Российское государство стремится  к устранению и  предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц.[9]  Согласно ст. 7 Закона

о гражданстве  наше государство поощряет  приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого  гражданства.

В полном соответствии с  общепринятыми нормами международного права Конституция  закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав  и  обязанностей к российским гражданам,  т. е. устанавливает для этих лиц  национальный режим.

Согласно ч.  3  ст.  62 Конституции принцип приравнивания  действует в полной мере,  если федеральным законом или международным договором  Российской Федерации не установлено иное.

Отклонение от национального  режима  (в  сторону  ограничения  прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции  установлены только федеральным  законом  или международным договором Российской Федерации.  Введение особых  правил  для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского  законодательства установлены для  отдельных групп  находящихся  в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим  иммунитетом, консулов и членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.[10]

Конституция не связывает  применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности:  он  предоставляется в  России  независимо от того,  пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы. Ограничение прав и  свобод  в  иностранном  государстве  касаются только российских  граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст.  3 Закона о правовом положении иностранных граждан ответные ограничения (реторсии).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всего вышесказанного следует сделать определённые, напрашивающиеся  сами собой, выводы. Институт гражданства в Российской Федерации переживает своё новое рождение, полон некоторых недоработок и неточностей, не уяснены спорные вопросы с некоторыми государствами по обсуждаемому поводу.  Но всё же не стоит забывать и пренебрежительно относится к этому элементу правовой материи в Российской Федерации.

Ведь он имеет  огромное значение не только для нормального  функционирования государственного аппарата, но и для человека, который, несомненно, имея устойчивую связь с государством, приобретает определённую степень свободы и простор для своей жизнедеятельности.

На основании изучения определения гражданства в действующем  Законе о гражданстве можно заключить, что оно содержит все необходимые юридически значимые признаки и отражает установившуюся концепцию взаимоотношений человека и государства, основанных на праве и признании приоритета общечеловеческих ценностей, где человек и государство выступают равноправными и равнообязанными субъектами.

решение вопросов приобретения и прекращения гражданства  Российской Федерации, получило в Федеральном  законе о гражданстве принципиально  новые подходы, что обусловлено  качественными политико-правовыми  и социально-экономическими изменениями в государстве. Принципиально новым является закрепление в действующем Законе понятий общего и упрощенного порядка приема в гражданство. Также сокращен перечень оснований приобретения гражданства РФ. В качестве обязательного условия приема лиц в российское гражданство введен их отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Значительно изменено содержание такого основания как восстановление в российском гражданстве. Наряду с этим существенные изменения внесены в решение вопросов приобретения гражданства. В частности, сокращено необходимое для этого количество оснований.

Действующая Конституция  Российской Федерации и Закон  о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства. 
В них заложен огромный потенциал при реализации которого, Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством. Все же те годы, которые мы живем с Конституцией РФ, показали, что многие ее положения  остались декларативными, требующими конкретизации в законодательных актах. Зачастую получается, что реальная жизнь вступает в противоречие с “буквой закона”. Именно в таких случаях, когда возникают так называемые пробелы в праве, требуется обращение к положениям Конституции. Много проблем возникает из-за экономических сложностей в стране – ведь там, где есть проблемы с экономикой, страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека.

Итак, гражданство  является одним из основных показателей  здоровья всего государства. Из этого  следует, что защита и развитие этого  института есть обязанность не только государства, но и человека.

 

 

 

Список использованных источников

Нормативные акты.

1. Конституция  Российской Федерации.  Москва. Юридическая  литература. 1999.

2. Закон РФ "О  гражданстве РФ" от 28 ноября 1991 г.

3. Положение об функционирование комиссии по вопросам гражданства при

президенте  РФ, утвержденное Указом  Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года (в редакции Указа от 27 декабря 1993 года).

 

Литература

1. Авакьян С.А.  Гражданство Российской Федерации.  Москва. 1994.

2. Козлова И.Е.  Кутафин О.Е. Конституционное  право России. Москва. Юрист. 2003.

3. Комментарий  к Конституции Российской Федерации.  Москва. БЕК. 2004.

4. Конституция  Российской Федерации:  Комментарий.  Москва.  Юридическая Литература. 2003.

    

 

     [1] Авакьян С.А.  Гражданство Российской Федерации.  Москва. 1994.

     [2] Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Москва. Юрист. 2003.

     [3] Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Москва. Юрист. 2003.

     [4] Авакьян С.А.  Гражданство Российской Федерации.  Москва. 1994.

     [5] Комментарий к Конституции Российской Федерации.  Москва. БЕК. 2004.

     [6] Конституция Российской Федерации:

Комментарий.  Москва.  Юридическая Литература. 2003.

     [7] Конституция Российской Федерации:

Комментарий.  Москва.  Юридическая Литература. 2003.

     [8] Авакьян С.А.  Гражданство Российской Федерации.  Москва. 1994.

     [9] Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Москва. Юрист. 2003.

     [10] Козлова И.Е. Кутафин О.Е.

Конституционное право России. Москва. Юрист. 2003.

     [11] Комментарий к Конституции Российской Федерации.  Москва. БЕК. 2004.

 


Информация о работе Институт гражданства: история и современность