Институт эмансипации в российском законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 17:47, реферат

Краткое описание

Гражданское законодательство призвано регулировать имущественные отношения, складывающиеся между правоспособными и дееспособными субъектами гражданского оборота. Одним из таких субъектов, появившихся в последнее время, является эмансипированный несовершеннолетний. Институт эмансипации для российского законодательства является новым явлением. Необходимость его появления была вызвана экономическими реформами, которые проводились в нашей стране в последние десять лет.

Вложенные файлы: 1 файл

Эмансипация.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

ВЫВОД

Нормы института эмансипации недостаточны для урегулирования всех возникающих проблем,  кроме того, далеко несовершенны. Если исходить из жизненного опыта и юридической практики применения института эмансипации, то следует сделать вывод о том, что в настоящее время институт эмансипации представляет собой  исключение из общего правила и поэтому он не должен рассматриваться как всеобщее руководство к действию. Законодатель ввел этот институт для отдельных граждан, зрелость которых достигла требуемого уровня. Таким образом, нормы института эмансипации недостаточны для  урегулирования всех  проблем, возникающих на практике, поэтому  при разрешении вопроса о  наделении эмансипированных граждан теми или иными правами совершеннолетних лиц целесообразно  решать с учетом вероятности того, приведет ли обладание данным правом несовершеннолетними гражданами к нарушению основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц. Условия наступления эмансипации, которые предусмотрены в  Гражданском кодексе  Российской Федерации, и последствия, которые возникают после объявления несовершеннолетнего эмансипированным, позволяют сделать вывод о том, что с эмансипацией связаны изменения лишь в отдельных гражданских и семейных правоотношениях лица. В целом лицо остается ребенком и обладает всеми связанными с этим правами.

Законодатель определил, что нижняя граница возраста привлечения к правовой ответственности составляет 16 лет.  Это является  общим для всех отраслей критерии: лицо, достигшее 16 лет, уже способно отвечать за свои поступки.  
Тем не менее лицо станет полностью дееспособным только по достижении им 18 лет, что будет означать для него  возможность отвечать за свои действия своим  имуществом. Этот вариант представляется наиболее правильным, так как  административная и уголовная ответственность предполагают возложение мер личного характера, что иногда необходимо, так как процесс формирования личности незавершен и подобные  воспитательные меры могут оказаться полезными, а возлагать полную имущественную ответственность на всех лиц, достигших  16 лет, было бы несправедливо, да и в действительности не все несовершеннолетние обладают реальной возможностью нести имущественную ответственность за свои действия, так как у них вовсе отсутствует какое-либо имущество.   Исходя из положений  действующего законодательства, понимаешь, что было более целесообразно установить в качестве основания эмансипации  юридический акт  более широкого характера. Прежде всего нужно определить степень психической зрелости лица, которое должно быть объявлено эмансипированным. Необходимость установления степени психической зрелости лица даст основания для признания лица самостоятельным субъектом юридической ответственности. Зрелость несовершеннолетнего  должна определяться органом опеки и попечительства либо судом по их усмотрению на основании  совокупности целого ряда факторов: педагогической, психологической характеристики несовершеннолетнего, уровня его интеллекта, умением несовершеннолетним применять тот объем знаний, который им был получен в процессе получения образования и т.п. Все эти характеристики должны в первую очередь подтвердить готовность несовершеннолетнего к решению  различных задач, возникающих при занятии предпринимательской деятельностью, а также осознание  самим несовершеннолетним необходимости отвечать за свои  действия. Если процедура объявления несовершеннолетнего носила бы именно такой порядок, то согласие родителей на эмансипацию тогда следовало бы рассматривать не как необходимое условие, а  как элемент самой процедуры эмансипации несовершеннолетнего.Таким образом, законодатель установил два варианта процедуры объявления эмансипированным в зависимости от наличия согласия законных представителей несовершеннолетних. Если согласие имеется, эмансипацию свом решением производит орган опеки и попечительства, а если оно отсутствует, эмансипация производится на основании решения суда. Анализ норм показал, что законными представителями ребенка являются родители и иные лица, но, когда законные представители ребенка по каким-либо причинам не могут или не желают ходатайствовать  об его эмансипации, тогда такое право должно автоматически возникать у самого несовершеннолетнего, то есть сам ребенок вправе обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Объявление  несовершеннолетнего эмансипированным  не влечет его статуса  в трудовом правоотношении. Несовершеннолетние, не достигшие 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других  условий труда пользуются установленными законом льготами. Таким образом, после эмансипации лица, работающего по трудовому договору, работодатель  не вправе изменять условия труда, ссылаясь на сам факт эмансипации.На мой взгляд, представляется, что при проведении процедуры эмансипации речь должна идти только о подаче заявления самим несовершеннолетним. Инициатива должна исходить именно от него, так как в ходе этой процедуры будет разрешаться вопрос,  имеющий самое непосредственное отношение к осуществлению его конституционного права на занятие экономической деятельностью.  

 

 


Информация о работе Институт эмансипации в российском законодательстве