Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях международной экономики в мире все более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности на межгосударственном уровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….2
1. Общие положения интеллектуальной собственности..............3
1.1 Понятие интеллектуальной собственности ……………….……..3
1.2 Особенности и виды интеллектуальной собственности…….…..6
2. Правовое положение интеллектуальной собственности в гражданском праве России ............................................................………………..9
2.1 Правовое регулирование интеллектуальной собственности по действующему гражданскому законодательству ...……………..….9
2.2 Защита прав на интеллектуальную собственность….………..…15
Заключение……………………………………………………….….21

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!.docx

— 48.09 Кб (Скачать файл)

Кроме того, несомненно интересная с теоретической точки зрения попытка профессора В. А. Дозорцева  дать классификацию объектов исключительных прав по способам их обособления и  охраны приведет к неограниченному  увеличению числа видов таких  объектов. Придется обособлять результаты творческого труда, для которых приоритетное значение имеет форма или содержание; результаты координационной деятельности (продюсерские права); средства индивидуализации, охраняемые в силу регистрации или общеизвестности, и даже "нематериальные права и интересы личности", имеющие публичный характер. Трудно представить, каким образом предлагаемая классификация взаимодействовала бы с реально существующим делением объектов интеллектуальной собственности на вполне определенные исторически сложившиеся виды. 4

2 Правовое положение интеллектуальной собственности в гражданском праве России

2.1 Правовое регулирование интеллектуальной собственности по действующему гражданскому законодательству

Охрана интеллектуальной собственности в России гарантируется  нормами ст.44 Конституции. Законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Федерации (п."о" ст.71 Конституции). Ранее оно было отнесено к совместному ведению Федерации и республик, вследствие чего в законах, изданных до 1994 г., имеются отсылки к нормативным актам республик, утратившие силу с момента вступления в действие Конституции.

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются нормы международных договоров. Как правопреемник Советского Союза  Россия стала участником Парижской  конвенции по охране промышленной собственности 1882 г., Договора о патентной кооперации 1970 г., Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891 г., а также Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г.

В 1995 г. Российская Федерация  присоединилась к Бернской конвенции  об охране литературных и художественных произведений (в ред. 1971 г.), устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению со Всемирной конвенцией, и к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм (1971 г.). Кроме того, Россия совместно с рядом других стран СНГ подписала в 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав, а в 1994 г. - Евразийскую патентную конвенцию. Наряду с этим отношения России со многими странами СНГ в области охраны авторских и патентных прав регулируются двусторонними договорами. Так, например, можно выделить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994 г.).

Среди нормативных актов  национальной системы Российской Федерации  об интеллектуальной собственности, прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс РФ (ст.138 Интеллектуальная собственность), устанавливающий общий принцип закрепления исключительных прав за гражданином или юридическим лицом на объекты интеллектуальной собственности. Однако ГК РФ отсылает к специальным законам, определяющим условия возникновения, использования, защиты этих прав, а также сроки их действия.

Среди специальных законов, во-первых, необходимо выделить Патентный закон, который содержит нормы об использовании и защите исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; Закон об авторском праве - о защите авторских и смежных прав.

Во-вторых, к числу основных нормативных актов в сфере  защиты результатов интеллектуальной деятельности относятся также Закон  о правовой охране программ; Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем и Закон РФ "О селекционных достижениях". Средства индивидуализации товаров и их производителей защищаются Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.

В связи с тем, что на патентное ведомство Российской Федерации возложена задача по разработке методических материалов по вопросам практики ведения государственной  регистрации прав, следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых патентным ведомством.

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства  Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

В настоящее время существенное место в системе нормативных  актов об охране патентных прав занимают следующие акты патентного ведомства  РФ: Правила составления, подачи и  рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки, на выдачу патента на промышленный образец, утв. Роспатентом 3 октября 1994 г., Правила составления и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания от 29 ноября 1995 г.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными нормативными актами, в качестве источников правового  регулирования интеллектуальной собственности, необходимо выделить и материалы  судебно-арбитражной практики в  Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем  самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел.5 Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с интеллектуальной собственностью и информацией. Так, например, следует выделить Письмо Высшего арбитражного суда РФ от 8 декабря 1992 г. №С-13/ОСЗ-350 О спорах, связанных с применением Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 9 августа 1993 г.); Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2001 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г.); Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Итак, анализируя современную  систему источников правового регулирования  отношений в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, необходимо отметить, что  они образуют четыре относительно самостоятельных  группы источников, опосредующих отношения  в областях авторского и смежных  прав, патентного права, правовой охраны и использования средств индивидуализации, правовой охраны и использования  нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, и в основании  которых положены нормативно-правовые акты, имеющие характер общезначимых и принципиальных для всех институтов интеллектуальной собственности. 6

В тоже время важно подчеркнуть, что в настоящее время не существует единого системообразующего нормативно-правового  акта, призванного отразить вслед  за Конституцией РФ ведущие начала нормотворчества в данной сфере  общественных отношений.

Поэтому одним из направлений  совершенствования современного законодательства об интеллектуальной собственности  является принятие кодифицированного  нормативного акта.

Если обратиться к мировой  практике, то можно сделать вывод, что законодательство об интеллектуальной собственности во всех развитых странах  мира имеет комплексный характер, т.е. включает положения государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Понимание интеллектуальной собственности как комплексного правового института позволяет  сделать вывод о том, что эффективное  правовое воздействие на рассматриваемые  общественные отношения возможно только в единстве и взаимодействии всех составляющих его норм различных отраслей права.

Чем же вызвана потребность  в кодификации законодательства об интеллектуальной собственности  на современно этапе развития интеллектуального  права в Российской Федерации?

Как отмечают исследователи, действующее законодательство является излишне усложненным. Действуют очень непростые по своей структуре нормы, закрепляющие сразу целый комплекс исключительных прав, исключений из них, а в ряде случаев еще и исключений из этих исключений. Часто предоставляемые права не имеют, а иногда и не могут иметь юридического механизма реализации. А объясняется сложившаяся ситуация отсутствием полноценной систематизации.

Неразработанность системы  регулирования - это такой недостаток, который невозможно компенсировать увеличением числа нормативно-правовых документов или усложнением их содержания. Дальнейшее движение в этом направлении  неизбежно вызовет быстрый рост опасных несоответствий и противоречий, ведь в Российской Федерации только законодательство в сфере информации охватывает свыше 500 нормативно-правовых актов. Именно создание целостной системы законов и подзаконных нормативных актов позволит преодолеть разрозненность правового регулирования и обеспечивать надежную правовую охрану.

Многие специалисты считают, что в настоящее время появилась  объективная необходимость кодифицировать правовую регламентацию отношений  в сфере интеллектуальной собственности, объединить обособленные правовые режимы в единую систему, основанную на общих  исходных принципах. В этом направлении  постепенно эволюционирует законодательство большинства развитых стран мира. В России итоги такой работы должны найти воплощение в разделе V третьей  части Гражданского кодекса, посвященном  вопросам интеллектуальной собственности. 7

Отдельные исследователи  говорят о том, что возможно часть  ГК РФ об интеллектуальной собственности  сможет заменить действующие законы - "Об авторском праве и смежных  правах", Патентный закон и  ряд других. Данный раздел, видимо, составит четвертую часть ГК РФ.

Есть также мнения о  необходимости принятия Кодекса  интеллектуальной собственности. Так, Шестаков Д., отмечает, что кодификация  законодательства об интеллектуальной собственности, как представляется, должна включать подготовку и принятие федерального закона - Кодекса интеллектуальной собственности Российской Федерации, который бы систематизировал и кодифицировал  имеющееся законодательство в этой области.

Итак, основным направлением совершенствования «интеллектуального законодательства» станет кодификация. Какую же правовую форму из предложенных вариантов она должна принять? Что  принимать: Четвертую часть ГК РФ или же дополнить Часть третью? Или забежать вперед и приступить к разработке Кодекса интеллектуальной собственности РФ?

На мой взгляд, более рациональна позиция профессора Близнеца И.А, который говорит о необходимости принятие именно V раздела части третей ГК РФ. Кроме того, он отмечает, что крайне опасной представляется отстаиваемая идея не ограничиваться общими положениями, относящимися ко всем объектам интеллектуальной собственности, а внести на уровне Гражданского кодекса также новые нормативные положения, отличные от закрепленных в уже действующих законодательных актах и не соответствующие сложившейся многолетней законодательной традиции и правоприменительной практике. Я полагаю, отмечает Близнец И.А., что в ГК РФ должны войти только общие, прошедшие испытание временем и практикой принципы правового регулирования указанных отношений, чтобы оставить возможности для дальнейшего теоретического и законодательного развития.

Поэтому говоря о совершенствовании  действующего законодательства, представляется целесообразным включить в проект раздела V части третьей ГК РФ только основополагающие, базовые положения, общие для  всех видов объектов интеллектуальной собственности (произведений литературы и искусства, изобретений, товарных знаков и др.). Такой подход в полной мере соответствует российской законодательной  традиции. Благодаря закреплению  общих норм конкретизация правового  регулирования и его оперативное  изменение могут успешно осуществляться на уровне специальных законодательных  актов, причем в течение длительного  времени не потребуется вносить  какие-либо изменения в ГК РФ.

В проекте должны обобщаться уже имеющиеся законодательные  положения, нормы международных  соглашений, практика правотворчества  и правоприменения. Надо избегать необоснованных, не проверенных временем положений.

Следует применять только общепризнанную, устойчивую терминологию, закрепленную в российском законодательстве и международных соглашениях, что  позволит избежать противоречий с ними.

Принятие проекта не должно требовать коренного преобразования действующего законодательства Российской Федерации, изменения существующего  в настоящее время правового  регулирования, но обязано обеспечивать его единство в ходе дальнейшего  развития. Следует оставить достаточную  возможность для дальнейшего  плодотворного развития юридической  теории и совершенствования правотворческой  и правоприменительной практики. 

2.2 Защита прав на интеллектуальную собственность

Каждое лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения может защищать свои нарушенные или оспариваемые права, охраняемые законом интересы. Бесспорным правом на защиту обладают и владельцы объектов интеллектуальной собственности.

Информация о работе Интеллектуальная собственность