Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:35, курсовая работа
Целью данной работы является исследование в заданных рамках понятия источника гражданского права, а также изучение видов источников российского гражданского права и их особенностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие источника права вообще и источников гражданского права в частности;
2. дать характеристику российскому гражданскому законодательству как совокупности источников гражданского права;
3. классифицировать источники гражданского права, определить их основные характеристики и особенности.
Введение………………….……………………………………………………3
Глава 1. Понятие источника гражданского права………………..…..……..5
Глава 2. Нормативные акты как источник гражданского права
§1. Система нормативных актов гражданского права…………….………12
§2. Действие гражданского законодательства …………………………….16
Глава 3. Иные источники гражданского права
§1. Международные договоры……………………………...………………19
§2. Обычаи делового оборота ……………………………...……………….23
Заключение…………………………………………...………………………26
Список использованной литературы…………………………………….…28
- обычаи делового оборота и
иные признанные законом обычаи
Глава 2. Нормативные акты как источник гражданского права
§1. Система нормативных актов гражданского права
Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов, которые принято именовать источниками гражданского права. Все эти нормативные акты расположены по определенной строго иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и возглавляет всю систему действующего законодательства. Будучи Основным Законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права.
В соответствии с п. «о» ст.71 Конституции РФ и п.1 ст.3 ГК РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Это означает, что никакие нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов РФ, ни органы местного самоуправления. Согласно п. «к» ч.1. ст.72 Конституции РФ нормы гражданского права могут содержаться в актах других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Например, жилищное законодательство, содержащее нормы как гражданского, так и административного плана.
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Ст. 76 Конституции Российской Федерации разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 3 ГК понятие «гражданское законодательство» охватывает группу федеральных законов во главе с Гражданским кодексом. Президентские указы и постановления Правительства РФ охватываются понятием «иные правовые акты».
Центральным актом гражданского законодательства Российской Федерации является Гражданский кодекс. В нем закреплены наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, должны соответствовать его предписаниям (п.2. ст. 3 ГК). То есть принятие новых правил должно сопровождаться обязательным изменением ранее действовавших предписаний, находящихся в ГК.
Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Его введение происходило поэтапно. Первая часть кодекса была принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994г. и введена в действие с 1 января 1995г. А с момента введения четвертой части (на сегодняшний день последней), т.е. с 1 января 2008г., кодификацию гражданского законодательства можно считать в основном завершенной. Тем не менее, в настоящее время идет работа по дальнейшему развитию и совершенствованию содержания ГК РФ.
Поскольку предметом гражданского права являются многообразные и сложные отношения, гражданский кодекс не может урегулировать их с необходимой мерой детализации. В новом ГК предусмотрена возможность принятия законодательных актов, развивающих и конкретизирующих его правила и институты. Например, были приняты федеральные законы о различных видах юридических лиц и об их государственной регистрации, об ипотеке и другие. При наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом. До принятия новых законов, предусмотренных нормами ГК, продолжают действовать ранее принятые нормативные акты, имеющие силу законов в соответствии с действовавшим в момент принятия законодательством10.
Сохранение и обеспечение
Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации. Согласно п.3 ст 3. ГК РФ указы Президента РФ не должны противоречить настоящему кодексу и иным законам. В случае противоречия указа применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон (п.5 ст.3 ГК РФ).
Постановления Правительства Российской Федерации также относятся к числу подзаконных нормативных актов. На основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Указанные постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. В противном случае постановление Правительства Российской Федерации может быть отменено Президентом Российской Федерации (п.3. ст.115 Конституции РФ).
Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные акты). Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 3 ГК министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами. Все ведомственные нормативные акты подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ и официальному опубликованию в «Российской газете» и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации12. Ведомственные нормативные акты могут издаваться только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Таким образом, по своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяют на три группы:
§2. Действие гражданского законодательства
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные, федеральные законы, которые официально опубликованы14. Опубликование носит обязательный характер. Это важно для определения момента вступления соответствующего акта в силу, а также для ознакомления с содержанием его правил всех участников правоотношений.
В соответствии с ч.1 ст.105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. В течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию в «Парламентской газете», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальным опубликованием федерального конституционного закона и федерального закона считается первая публикация его полного текста.
Гражданские законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. Как правило, другой порядок вступления в силу гражданских законов устанавливается тогда, когда возникает необходимость немедленного введения в действие нового гражданского закона. Но может предусматриваться и более поздний по сравнению с общепризнанным срок.
Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Иные правовые акты (президентские
указы и правительственные пост
Акты гражданского законодательства прекращают свое действие с момента, указанного в этом акте или в другом, отменяющем его акте. Отмена акта может быть полной или поэтапной.
Согласно ст. 4 ГК акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Вместе с тем из этого правила может быть сделано исключение, когда действие закона распространяется и на отношения, возникшие до введения его в действие. Последнее возможно только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Например, особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до введения в действие нового закона. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п.2 ст.422 ГК РФ).
Поскольку гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, гражданско-правовые нормативные акты распространяют свое действие на всей территории Российской Федерации. Однако орган, издавший гражданско-правовой нормативный акт, может ограничить территорию действия данного акта.
Точно так же действует гражданское законодательство и по кругу лиц. По общему правилу, действие гражданского законодательства распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам относятся российские субъекты гражданского права: граждане, юридические лица и публично-правовые образования. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз.4 п.1 ст.2 ГК РФ). Федеральный закон сам может установить ограничения сферы своего применения определенным кругом лиц.
Эти же положения применимы и к действию подзаконных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.
В виду широты и сложности гражданско-
Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий:
Аналогию следует отличать от прецедента и случаев субсидиарного применения в силу прямого указания закона правил, посвященных одним отношениям, к другим отношениям.
При невозможности использования аналогии закона возможно обращение к аналогии права. Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношений на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства , а также требований добросовестности, разумности и справедливости (п.2 ст.6 ГК РФ).
Правила об аналогии закона и аналогии права не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, следовательно, имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.
Глава 3. Иные источники гражданского права
§1. Международные договоры
Российская Федерация является активным участником международных экономических, политических и культурных отношений. В силу отмеченного обстоятельства российское гражданское законодательство, как и законодательство других стран, вынуждено включать немало норм, регулирующих такого рода отношения. Указанные нормы определяют гражданско-правовой статус иностранных физических и юридических лиц, права иностранцев на оказавшееся на территории РФ имущество, порядок совершения и содержания внешнеэкономических сделок и другое. Складывающиеся при этом отношения регулируются как общими нормами гражданского законодательства, так и нормами специальными.
Важную роль в регулировании такого рода отношений играет международное право. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ и п.1 ст.7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и, следовательно, одним из источников ее права.
В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и общепризнанных нормах договорного права, отраженных в Венских конвенциях о праве международных договоров с участием государств (1969 г.) и договоров с участием международных организаций (1986 г)16.