В настоящее
время Российская Федерация является
участником всех важнейших универсальных
международных договоров в области
международных экономических отношений
(о купле-продаже, перевозках грузов
и пассажиров, лизинге, векселях, патентном
и авторском праве и др.). Кроме
того, наше государство - участник
многочисленных международных договоров,
заключенных в рамках СНГ, а
также двусторонних соглашений
со многими странами о правовой
помощи.
Международные
договоры РФ имеют своим предметом,
прежде всего, отношения отечественных
предпринимателей и граждан с
иностранными юридическими лицами
и гражданами. Однако они применяются
и к отношениям между российскими
лицами, например, в вексельном обороте,
при перевозках отечественных
грузов и пассажиров за рубеж,
нарушении авторских и патентных
прав на территории Российской
Федерации. Кроме того, многие положения
международных договоров, участником
которых является Российская
Федерация, воспроизведены в нормах
российского гражданского законодательства6.
В качестве
примеров международных договоров,
в которых участвует Российская
Федерация, можно отметить:
• Венскую
конвенцию ООН о договорах
международной купли-продажи товаров
1980 г. (РФ присоединилась в 1990 г),
• Бернскую
конвенцию о литературной и
художественной собственности 1886 г.
(РФ присоединилась в 1995 г),
• Римскую
конвенцию об охране интересов
артистов - исполнителей, производителей
фонограмм и вещательных организаций
1961 г. (РФ присоединилась в 2002 г) и др7.
Международные
договоры Российской Федерации
применяются к гражданским правоотношениям
непосредственно, кроме случаев, когда
из международного договора следует,
что для его применения требуется
издание внутригосударственного
акта. Если международным договором
Российской Федерации установлены
иные правила, чем те, которые
предусмотрены гражданским законодательством,
применяются правила международного
договора8.
1.3 Гражданский кодекс
Российской Федерации
Центральное
место в системе гражданского
законодательства занимает отраслевой
кодифицированный нормативный акт
- Гражданский кодекс Российской
Федерации. Он имеет высшую юридическую
силу среди всех нормативных
актов, регулирующих гражданский
оборот, в связи с прямым указанием
на то, что все иные федеральные
законы, содержащие нормы гражданского
права, должны руководствоваться
ГК РФ, если в самом Кодексе
не предусмотрено иное. Круг общественных
отношений, подпадающих под действие
гражданского законодательства, довольно
широк, и действующий ГК РФ
предполагает принятие целого
ряда федеральных законов, развивающих
те или иные положения Кодекса.
Основным законом
гражданского права в большинстве
современных государств традиционно
является Гражданский кодекс, устанавливающий
важнейшие нормы этой отрасли
права и систему, содержание и
юридическую терминологию других
актов гражданского законодательства.
Наличие такого кодекса обеспечивает
единство обширного гражданского
законодательства, устойчивость системы
входящих в него актов, облегчает
правоприменительную деятельность
и свидетельствует о надлежащем
уровне национального законодательства9.
В течение
более 30 лет в Российской Федерации
действовал ГК 1964 г. (с рядом последующих
изменений), насчитывавший 569 статей. После
провозглашения в 1991 г. государственного
суверенитета России и принятия
в 1993 г. Конституции РФ был разработан
новый ГК РФ. Он основан на
принципах рыночной экономики, закрепленных
в Конституции РФ, и дает новую
и более полную регламентацию
гражданско-правовых отношений по
сравнению с ранее действовавшим ГК.
Часть первая
ГК РФ содержит положения о
гражданах, юридических лицах, объектах
гражданских прав, сделках и представительстве,
сроках и исковой давности, праве
собственности и других вещных правах,
об обязательствах и договорах10.
Будучи основным
законом гражданского права, ГК
определяет предмет гражданского
права и его основные начала,
закрепляет систему институтов
гражданского права и большинство
из них достаточно подробно
регламентирует, что ограничивает,
а в отдельных случаях и
исключает необходимость принятия
дополняющих Кодекс законодательных
актов. В ГК содержится также
указание о тех законах гражданского
права, которые подлежат изданию.
В новом ГК имеется развернутая
система норм о предпринимательской
деятельности: в части первой
определен статус хозяйственных
товариществ и обществ, производственных
кооперативов и государственных
предприятий, а в части второй
подробно урегулированы все основные
предпринимательские договоры.
При подготовке
нового ГК были использованы
предшествующий опыт развития
гражданского законодательства
России, выводы и рекомендации
отечественной цивилистической
науки, а также законодательная
практика зарубежных государств
рыночной экономики. Были приняты
во внимание и важнейшие универсальные
международные соглашения в области
частного права, в которых участвует
Российская Федерация11.
В статьях
ГК названо около 30 федеральных
законов, подлежащих принятию в
развитие и дополнение норм
Кодекса; большинство таких законов
уже введено в действие. Некоторые
новые законы были подготовлены
по инициативе Президента РФ
и Правительства РФ. Наиболее важными
законами, дополняющими ГК, являются, к
примеру, в области корпоративного права
это: Закон об акционерных обществах, Закон
об обществах с ограниченной ответственностью,
Закон о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях и т. д.
1.4 Подзаконные нормативно-правовые
акты
Важную группу
источников гражданского права
образуют указы Президента РФ
и постановления Правительства
РФ. ГК именует их «иные правовые
акты» и этот термин используется
во многих последующих статьях
ГК. В юридической литературе
эта группа правовых норм обозначается
также термином «подзаконные акты». Они
подразделяются на нижеуказанные акты.
1). Указы Президента
РФ. Согласно ст.80 Конституции РФ Президент
РФ определяет основные направления внутренней
и внешней политики государства. Эта конституционная
норма позволяет Президенту РФ издавать
указы по широкому кругу вопросов, прежде
всего в области регулирования предпринимательской
деятельности, а также защиты прав граждан.
2). Постановления
Правительства РФ. Законодательная компетенция
Правительства РФ определена в Федеральном
конституционном законе от 17 декабря
1997 г. «О Правительстве Российской
Федерации» достаточно широко и предусматривает
регулирование в социально-экономической
сфере, управление федеральной собственностью,
обеспечение свободы экономической деятельности.
Акты Правительства РФ нормативно-правового
характера издаются в форме постановлений,
акты по оперативным и текущим вопросам
- в форме распоряжений.
3). Нормативные
акты министерств и иных федеральных
органов. Эти федеральные органы согласно
п.7 ст.3 ГК могут принимать акты, содержащие
нормы гражданского права, в случаях
и пределах, предусмотренных ГК, другими
законами, решениями Президента РФ и Правительства
РФ12.
Иными федеральными
органами являются Центральный
банк РФ (Банк России), созданные
в рамках новой системы государственного
управления и подчиненные непосредственно
Правительству РФ федеральные службы,
прежде всего, служба по финансовым рынкам
и антимонопольная служба. В случаях, установленных
законами, указами Президента РФ и постановлениями
Правительства РФ, нормативно-правовое
регулирование вправе осуществлять по
вопросам своей компетенции и вновь созданные
федеральные агентства, входящие в структуру
министерств.
1.5 Вступление в силу
нормативно-правовых актов гражданского
законодательства
Федеральные
законы вступают в силу одновременно
на всей территории Российской
Федерации по истечении десяти
дней после дня их официального
опубликования, если самими законами
не установлен другой порядок
вступления их в силу. Так, в
законах о введении в действие
отдельных частей Гражданского
кодекса РФ определен иной
порядок вступления в силу. Например,
в соответствии со ст.1 Федерального
закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ «О
введении в действие части
третьей Гражданского кодекса
Российской Федерации» часть
третья Гражданского кодекса
Российской Федерации введена
в действие с 1 марта 2002 года.
Акты Президента
Российской Федерации, имеющие нормативный
характер, а также акты Правительства
Российской Федерации, затрагивающие
права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающие
правовой статус федеральных
органов исполнительной власти,
а также организаций, вступают
в силу одновременно на всей
территории Российской Федерации
по истечении семи дней после
дня их первого официального
опубликования. В актах Президента
Российской Федерации и актах
Правительства Российской Федерации
может быть установлен другой
порядок вступления их в силу13.
Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, затрагивающие
права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающие
правовой статус организаций
или имеющие межведомственный
характер подлежат государственной
регистрации в Министерстве юстиции
Российской Федерации и обязательному
официальному опубликованию, кроме
актов или отдельных их положений,
содержащих сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения
конфиденциального характера.
Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, кроме актов
и отдельных их положений, содержащих
сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные,
но не опубликованные в установленном
порядке, не влекут правовых последствий,
как не вступившие в силу, и
не могут служить основанием
для регулирования соответствующих
правоотношений, применения санкций
к гражданам, должностным лицам
и организациям за невыполнение
содержащихся в них предписаний.
На указанные акты нельзя ссылаться
при разрешении споров14.
Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти вступают
в силу одновременно на всей
территории Российской Федерации
по истечении десяти дней после
дня их официального опубликования,
если самими актами не установлен
другой порядок вступления их в силу.
«Собрание
законодательства Российской Федерации»
является официальным периодическим
изданием, в котором публикуются:
• федеральные
конституционные законы,
• федеральные
законы,
• акты палат
Федерального Собрания,
• указы
и распоряжения Президента Российской
Федерации,
• постановления и
распоряжения Правительства Российской
Федерации,
• решения
Конституционного Суда Российской
Федерации о толковании Конституции
Российской Федерации и о соответствии
Конституции Российской Федерации
законов, нормативных актов Президента
Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации или отдельных
положений перечисленных актов15.
Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти подлежат
официальному опубликованию в
«Российской газете» в течение
десяти дней после дня их
регистрации, а также в Бюллетене
нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти.
Глава 2. Иные источники
гражданского права
2.1 Обычаи делового
оборота
Другим источником
гражданского права является
обычай, под которым понимаются
правила, сложившиеся в результате
их длительного применения ввиду
практической целесообразности
и получившие признание в актах
законодательства или решениях
судов. Обычай в современных государствах,
имеющих развитое законодательство,
не играет большой роли и
применяется преимущественно во
внешнеэкономических отношениях. Однако
в ряде норм ГК и некоторых
актах законодательства РФ содержатся
ссылки общего характера на
обязательность обычая.
В ст. 5 ГК
дается определение обычая делового
оборота, которым признается сложившееся
и широко применяемое в какой-либо
области предпринимательской деятельности
правило поведения, не предусмотренное
законодательством, независимо от
того, зафиксировано ли оно в
каком-либо документе. Таким образом,
в суде заинтересованная сторона
вправе обосновывать наличие
обычая, используя общие правила
гражданского процесса и способы доказывания.