Источники конституционного права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:09, реферат

Краткое описание

Обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды, огня и т.д.) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами семьи (кровная месть).Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, путем включения обычая в издаваемые в рабовладельческом или феодальном государстве законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……………3
1. Источники конституционного права зарубежных стран…………………………...…..4
1.1. Обычай как источник конституционного права зарубежных стран……………………..6
Заключение…………………………………………………………………….........................10
Список использованной литературы…………………………………….…………………11

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….……………3

1. Источники конституционного права зарубежных стран…………………………...…..4

1.1. Обычай как источник конституционного права зарубежных стран……………………..6

Заключение…………………………………………………………………….........................10

Список использованной литературы…………………………………….…………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение

    

    Обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды, огня и т.д.) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами семьи (кровная месть).Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, путем включения обычая в издаваемые в рабовладельческом или феодальном государстве законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права.

     Обычай как источник права  признавался еще римскими юристами, если при рассмотрении дела  отсутствовали конкретные указания, выраженные в других формах права. В таких случаях требование обычая считалось обязательным и равнозначным правовому требованию. Однако не всякий обычай признавался имеющим юридическую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевалось, что он его дополняет; безусловным считалось, что обычай не может отменять указание закона. Для признания правовым требованием, т.е. защищаемым судом, обычай должен был:

  • выражать продолжительную правовую практику;
  • отражать единообразную практику – как действия, так и бездействия;
  • воплощать неотложную и разумную потребность в правовом регулировании ситуации.

Международный обычай является источником международного права в случаях, когда отношения не урегулированы международным договором. Под международным договором понимают правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами. Необходимым условием признания международного обычая источником права, или, как его называют, обычной нормой международного права, является признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное в активной форме или путем воздержания от действий. Право, содержащееся в международном обычае, действует только для тех государств, которые в той или иной мере его признали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Источники конституционного права зарубежных стран

     Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права.

     Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

     Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 25-бис конституции Швейцарии, которая запрещает "выпускать кровь у мясного скота, не оглушив его предварительно". Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

   Однако в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) главным источником данной отрасли права все-таки служит конституция — основной закон. Она обладает наибольшей юридической силой. Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, в противном случае они теряют свою силу. При этом, конституционный характер могут носить не только нормы, изданные государством, но и нормы обычаев (например, в Великобритании), религиозно-правовые нормы (например, в Саудовской Аравии, Израиле).

     К другим источникам относятся:

1) законы:

Конституционные - вносят изменения в конституцию или дополняют ее; они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы.

     Органические - принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Они, как правило, обладают большей юридической силой, чем простые законы, но меньшей, чем конституции. Органические законы принимаются в соответствии с усложненной по сравнению с простыми законами процедурой и касаются каких-либо наиболее важных вопросов.

    Обыкновенные - регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента. Чрезвычайные - согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок.

2) внутригосударственные  публично-правовые договоры (например, национальный пакт 1943 г. в Ливане  о распределении высших государственных  должностей между приверженцами разных религий, соглашение о разделении Чехо-Словакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995 г.. Конституционный договор 1996 г. между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что последняя остается республикой в составе Молдавии).

3) регламенты  парламентов и их палат, устанавливающие  внутреннюю организацию и процедуру  работы парламентов. Они принимаются  либо в форме постановлений  каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай).

 

4) акты главы  государства и исполнительной  власти (указы монархов, декреты  президентов, постановления правительства). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже делегирования полномочий парламентом (как, например, в Великобритании), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция).

5) акты органов  конституционного контроля (конституционных  судов, конституционных советов  и др.), которые дают официальные  толкования конституции, признают  те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции.

6) судебные  прецеденты. Значительное место  в государственном праве зарубежных  стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения  судов, принимаемые за обязательный  образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебный прецедент характерен для стран с англосаксонской системой права, прежде всего, это Великобритания, Соединенные Штаты Америки, а также бывшие колонии или доминионы Великобритании: Индия, Новая Зеландия, Австралия и другие страны. До сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности.

7) конституционный  обычай. Во многих странах, особенно  англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской  правовой системы, важнейшие вопросы  государственной жизни регулируются  обычаями (в литературе они называются  конституционными соглашениями или конвенционными нормами). Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении государственного права зарубежных стран невозможно.

     Конституционный обычай – это  обычай, который выгоден государству, и государство его поддерживает, по каким–то причинам не перенося  его в писаное право. Конституционные  и вообще правовые обычаи, как  правило, носят не политический, а церемониальный, обрядовый характер. Особенно много их в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии. Например, по обычаю Лорд–канцлер (глава Палаты лордов) сидит на, так называемом, "мешке с шерстью"; при открытии британского парламента посланник из Палаты лордов при подходе к Палате общин трижды стучит – это означает, что он как бы просит принять посланника от королевы. По обычаю, члены британского парламента голосуют не путем поднятия рук, а проходя в специальные двери и т.д. Но кроме таких, как бы второстепенных, обычаев есть и существенные, затрагивающие основные институты государства.

 

     Например, конституционным обычаем  является британский обычай, что  Премьер–министром Великобритании  становится лидер партии, победившей  на выборах в Палату общин. Как ни странно, это нигде не записано, такой порядок в качестве обычая существует уже несколько сот лет. Конституционные обычаи сохраняются, потому что они придают государственным органам и их действиям некий особый ореол власти. Традиционные, внешне простые, повторяющиеся и, в общем–то, ритуальные действия приобретают особое значение, и на простых граждан это оказывает определенное психологическое воздействие, заставляет по иному и с большим уважением относиться к государственной власти.

8) религиозные  источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции.

9) правовая  доктрина. Редко и лишь в отдельных  странах суды основывают свои  решения по конституционным вопросам  не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся  юристов, специалистов по конституционному праву. Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов также могут быть названы в числе источников государственного права зарубежных стран. В англосаксонских и многих других странах акты толкования законов являются широко распространенными источниками права. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами.

10) международно-правовые  акты, например Европейская конвенция  о правах человека 1950 г. В некоторых  конституциях содержатся ссылки  на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека).

На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образованиях — действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

 

 

1.1. Обычай как источник конституционного  права зарубежных стран

 

 

     В теории конституционного (государственного) права зарубежных стран, признается, что особенность правового обычая как источника конституционного (государственного) права, состоит в его непосредственной связи с политической практикой. Как пример, приводится Великобритания где правовой обычай в сфере взаимоотношений высших органов государственной власти получил наименование конституционного соглашения, или конвенционной нормы.

     Однако, следует иметь введу, что  английские ученые проводят разницу, между конституционным обычаем и конституционной процедурой (конвенционной нормой). В первом случае речь идет об обязательном источнике права, а во втором нет. «В соединенном Королевстве конституция как законодательный документ отсутствует, но действуют отдельные конституционные фундаментальные положения права, образующие в совокупности то, что на Континенте принято считать Конституцией. Основные черты такой фактической Конституции сложились естественным путем в процессе устоявшейся за долгий исторический период конституционной практик. К числу важнейших положений английской Конституции относятся: суверенитет Парламента, большая часть парламентских процедур, некоторые нормы о конституционном положении монарха, а также положения определяющие правотворческие прерогативы судов. Считается, что эти положения сформировались на основе правовых конституционных обычаев за весь период конституционной практики государства. Эти обычаи, вне всяких сомнений, рассматриваются как один из действующих источников права.

   Конституционные обычаи необходимо отличать от конституционных процедур. Последние также обладают качеством и силой верховенства и должны соблюдаться в обязательном порядке. Однако, конституционный обычай имеет законную силу, а конституционные процедуры этого признака лишены, поэтому они не входят в иерархию системы правовых норм, и по мнению английских юристов, не относятся к праву.

    Например, практика обязательного одобрения королем законопроекта, утвержденного в установленном порядке палатами Парламента, или отставка премьер-министра при выражении ему недоверия в обеих палатах Парламента – это важнейшие действующие конституционные положения, которые не подлежат сомнению и пересмотру. Однако, эти положения не могут рассматриваться как действующее право, так как они не входят в систему его норм.

Информация о работе Источники конституционного права зарубежных стран