Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:09, реферат
Обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды, огня и т.д.) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами семьи (кровная месть).Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, путем включения обычая в издаваемые в рабовладельческом или феодальном государстве законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права.
Введение…………………………………………………………………………….……………3
1. Источники конституционного права зарубежных стран…………………………...…..4
1.1. Обычай как источник конституционного права зарубежных стран……………………..6
Заключение…………………………………………………………………….........................10
Список использованной литературы…………………………………….…………………11
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Источники конституционного права зарубежных стран…………………………...…..4
1.1. Обычай как источник
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….……………
Введение
Обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды, огня и т.д.) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами семьи (кровная месть).Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, путем включения обычая в издаваемые в рабовладельческом или феодальном государстве законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права.
Обычай как источник права
признавался еще римскими
Международный обычай является источником международного права в случаях, когда отношения не урегулированы международным договором. Под международным договором понимают правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами. Необходимым условием признания международного обычая источником права, или, как его называют, обычной нормой международного права, является признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное в активной форме или путем воздержания от действий. Право, содержащееся в международном обычае, действует только для тех государств, которые в той или иной мере его признали.
1. Источники конституционного права зарубежных стран
Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права.
Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.
Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 25-бис конституции Швейцарии, которая запрещает "выпускать кровь у мясного скота, не оглушив его предварительно". Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.
Однако в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) главным источником данной отрасли права все-таки служит конституция — основной закон. Она обладает наибольшей юридической силой. Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, в противном случае они теряют свою силу. При этом, конституционный характер могут носить не только нормы, изданные государством, но и нормы обычаев (например, в Великобритании), религиозно-правовые нормы (например, в Саудовской Аравии, Израиле).
К другим источникам относятся:
1) законы:
Конституционные - вносят изменения в конституцию или дополняют ее; они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы.
Органические - принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Они, как правило, обладают большей юридической силой, чем простые законы, но меньшей, чем конституции. Органические законы принимаются в соответствии с усложненной по сравнению с простыми законами процедурой и касаются каких-либо наиболее важных вопросов.
Обыкновенные - регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента. Чрезвычайные - согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок.
2) внутригосударственные
публично-правовые договоры (например,
национальный пакт 1943 г. в Ливане
о распределении высших
3) регламенты
парламентов и их палат, устанавливающие
внутреннюю организацию и
4) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже делегирования полномочий парламентом (как, например, в Великобритании), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция).
5) акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции.
6) судебные
прецеденты. Значительное место
в государственном праве
7) конституционный
обычай. Во многих странах, особенно
англосаксонских, а также в странах,
воспринявших основы
Конституционный обычай – это
обычай, который выгоден государству,
и государство его
Например, конституционным обычаем
является британский обычай, что
Премьер–министром
8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции.
9) правовая
доктрина. Редко и лишь в отдельных
странах суды основывают свои
решения по конституционным
10) международно-правовые
акты, например Европейская
На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образованиях — действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.
1.1. Обычай как источник
В теории конституционного (государственного) права зарубежных стран, признается, что особенность правового обычая как источника конституционного (государственного) права, состоит в его непосредственной связи с политической практикой. Как пример, приводится Великобритания где правовой обычай в сфере взаимоотношений высших органов государственной власти получил наименование конституционного соглашения, или конвенционной нормы.
Однако, следует иметь введу, что
английские ученые проводят
Конституционные обычаи необходимо отличать от конституционных процедур. Последние также обладают качеством и силой верховенства и должны соблюдаться в обязательном порядке. Однако, конституционный обычай имеет законную силу, а конституционные процедуры этого признака лишены, поэтому они не входят в иерархию системы правовых норм, и по мнению английских юристов, не относятся к праву.
Например, практика обязательного одобрения королем законопроекта, утвержденного в установленном порядке палатами Парламента, или отставка премьер-министра при выражении ему недоверия в обеих палатах Парламента – это важнейшие действующие конституционные положения, которые не подлежат сомнению и пересмотру. Однако, эти положения не могут рассматриваться как действующее право, так как они не входят в систему его норм.
Информация о работе Источники конституционного права зарубежных стран