Компетенция органов нотариата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, что бы раскрыть понятие компетенции российского нотариата и задачи, которые ставит перед ним сегодняшняя действительность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития, понятие и система органов нотариата……………........4
1.1. Понятие и система органов нотариата…………………………………..…4
1.2. История развития нотариата в России…….………………………………9
2. Компетенция органов нотариата…………….………………………………14
2.1. Общая характеристика органов нотариата……..………………………..14
2.2. Правила осуществления своих полномочий органами нотариата..……17
2.3. Разграничение компетенции между нотариальными органами………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………………..……27

Вложенные файлы: 1 файл

Крагжданский процесс (курсовая) компетенция органов нотариата.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Царь Иоанн IV Васильевич, продолжает правовую реформу, начатую его дедом Иоанном III. В Судебнике уже предписывалось непременно производить укрепление свободных людей в холопы и освобождение холопов осуществлять не иначе, как путем составления особых грамот. Это предписание Иоанна Грозного превращается в общеобязательное правило. Уже в то время все договоры о пере укрупнении недвижимых имений совершались «на письме».

Время правления Михаила Федоровича характеризуется активным участием органов правительственной власти в совершении частноправовых актов и подготовке документов, что оказало определенное влияние на постепенно развивающийся институт российского нотариата. Этот факт подтверждает и Указ Михаила Федоровича 1635 года, согласно которому «все Договоры займа, поклажи и ссуды должны были совершаться непременно письменно под страхом их полной недействительности». Акты покупки дворов в Москве записывались в Земском приказе.

В царствование Алексея Михайловича был составлен Кодекс законов Российского государства – Соборное Уложение, принятое Земским собором. Именно это Уложение 1649 года создало целую эпоху в развитии российского нотариального института. Писцы-профессионалы, исполнявшие нотариальные функции, положили начало институту площадных подьячих. Роль и значение «площади» увеличились со времени Уложения 1649 года. Уложение строго регламентировало процедуру оформления договоров.

В 1863 году утверждено «Положение о нотариальной части». Для него характерны появление и функционирование единого универсального института нотариата, как формы публичной деятельности независимых нотариусов, уполномоченных государством на совершение нотариальных действий.

Положение вобрало в себя все новое, передовое, что было разработано за рубежом в отношении, как организационных форм построения нотариата, так и правил совершения нотариальных действий. Оно строго регламентировало количество нотариусов в России. Оно определялось исходя из обстоятельств и народонаселения каждой местности, и устанавливалось особым расписанием, которое составлялось Министерством юстиции по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством финансов.

Нотариусом мог быть только российский подданный, не опороченный судом или общественным приговором и не занимающий никакой другой должности ни в государственной, ни в общественной службе. Должность могла быть предоставлена только после сдачи квалификационного экзамена перед комиссией в составе председателя окружного суда, старшего нотариуса и прокурора. Нотариус считался государственным служащим, но без права производства в чины и права на пенсию. Он не получал от государства жалования, а зарабатывал его сам. Совершая нотариальные действия, нотариус взыскивал пошлину, которая поступала в доход государства, а также брал по тарифу за свои услуги, и эти деньги поступали непосредственно нотариусу. Оплата нотариусу за совершенное нотариальное действие взималась по соглашению сторон, а если такое соглашение не было достигнуто, то по таксе, установленной совместно Министерством внутренних дел и Министерством финансов.

В соответствии с Правилами «нотариусом мог быть российский подданный, достигший совершеннолетия (21 год), неопороченный судом или общественным приговором, не занимающий никакой иной должности, успешно сдавший испытание и внесший залог». Предусматривалось также обязательное принятие присяги. Нотариусу запрещалось совершение нотариальных действий на свое имя, на имя жены и других родственников, а также в отношении опекаемого, усыновителя и усыновленного. Эти требования схожи с положениями статей 2, 6, 14, 47 Основ, касающихся требований, предъявляемых к нотариусам в Российской Федерации, ограничений в деятельности нотариуса, нотариальной присяги, ограничения права совершения нотариальных действий, а залог это своеобразный аналог обязательного страхования нотариальной деятельности, предусмотренного ст. 18 Основ.

Также схожи с ныне действующими нормы «Временных правил» относительно правил совершения нотариальных действий. Каждый раз, когда стороны обращались к нотариусу с просьбой совершить нотариальный акт, он, прежде всего, должен был убедиться в «самоличности» их одним из следующих способов: личным знакомством с клиентом, установлением личности через свидетелей, посредством документов. Современное законодательство (ст. 42 Основ) предусматривает только документальное установление личности.

Проверка право- и дееспособности сторон осуществлялась по возрасту, а также с помощью справки ограничения и лишения дееспособности. Современный нотариус также при возникновении сомнений в дееспособности лица и при отсутствии решения суда о лишении либо ограничении дееспособности может инициировать путем обращения к заинтересованным лицам судебное производство для решения этого вопроса.

После проверки самоличности и дееспособности нотариус обязан был удостовериться, что подлежащий совершению или засвидетельствованию акт не противоречит закону. В совершении противозаконного акта нотариус должен отказать, при этом, предоставив возможность сторонам обжаловать его действия в суде.

За совершение нотариальных действий нотариусы взыскивали плату, определенную соглашением с клиентом, а при не достижении такого соглашения - согласно Временной таксе, утвержденной 27 июля 1867 года. Временная такса предусматривала пропорциональную оплату в зависимости от суммы акта или фиксированную плату за действия, не подлежащие оценке. За действия, совершенные вне конторы, как и за компенсацию потраченного времени, предусматривалась фиксированная дополнительная плата. В настоящее время такая плата называется нотариальным тарифом, определяется также соглашением сторон и должна соответствовать установленному законом размеру лишь в тех случаях, когда для совершения действий законом предусмотрена обязательная нотариальная форма совершения.

Судебными уставами императора Александра II было выработано и Положение о нотариальной части, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское - 1813 года, австрийское 1845 года и баварское 1861 года. Результатом этой законодательной деятельности стали два проекта - 1863 и 1866 годов. 14 апреля 1866 года был утвержден второй проект Положения. Вместе с его введением все прежние нотариусы и маклеры, кроме биржевых, прекратили свою деятельность.

Пришедшее в октябре 1917 года к власти в России новое правительство отвергло дореволюционную систему нотариальных учреждений. Полная ликвидация частной собственности, внедрение в экономическую жизнь бестоварных и безденежных начал, возвеличивание государственной собственности делали фигуру нотариуса ненужной.

Первыми нотариальными учреждениями в РСФСР были народные нотариальные камеры, созданные в 1919 году и состоявшие при юридических отделах исполкомов местных Советов.

Переход к новой экономической политике и связанный с ней рост гражданского оборота вызвали интерес органов советской власти к должности нотариуса. Так, 4 октября 1922 года было утверждено «Положение о нотариате». Во всех городах РСФСР были учреждены государственные нотариальные конторы, число которых устанавливалось местными исполкомами и утверждалось Народным комиссариатом юстиции.

Воссоздание нотариата необходимо рассматривать и как появление нового вида деятельности государства - государственного нотариального обслуживания граждан и юридических лиц, сопряженного с контролем законности их деятельности. На нотариальные органы возлагалось совершение и засвидетельствование договоров и сделок, совершение протестов векселей, удостоверение бесспорных обстоятельств и регистрация арестов, налагаемых на не муниципализированные строения и право застройки.

В результате 11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», которые вступили в законную силу 13 марта 1993 года и коренным образом изменили организационную основу построения нотариата в России.

В результате, наряду с сохранением государственного нотариата, была введена частная форма осуществления нотариальной деятельности, существовавшая в России до 1917 года. Государственный нотариус, передавая всю пошлину за совершение нотариальных действий государству, получает от него гарантированную заработную плату, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает тариф, который остается у него полностью (за исключением выплат налогов и других выплат, предусмотренных законом).

 

2. Компетенция органов  нотариата

2.1. Общая характеристика  органов нотариата

Нотариусы и уполномоченные должностные лица осуществляют свои функции путем совершения определенных, точно обозначенных в законе нотариальных действий. Перечень этих действий приводится в гл. VIII Основ о нотариате. Однако, согласно ч.2 ст.35 Основ о нотариате, законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия. По содержанию и целям все предусмотренные Основами нотариальные действия могут быть разделены на следующие четыре группы:

а) удостоверение бесспорных фактов: сделок; верности копий документов и выписок из них, перевода документов с одного языка на другой; нахождения лица в живых или в определенном месте; тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

- времени предъявления документа; передачи заявлений и выдачи удостоверений об этом принятия в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершения морских протестов; обеспечения доказательств;

б) удостоверение бесспорного права: выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

в) придание документам исполнительной силы: совершение исполнительных надписей на долговых и платежных документах; совершение протестов векселей; предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

г) охранительные нотариальные действия: принятие мер охраны наследственного имущества наложение запрещения на отчуждение жилого дома; принятие документов на хранение.

В соответствии со ст. 35 Основ нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

- удостоверяют сделки;

- выдают свидетельства о праве  собственности на долю в общем  имуществе супругов;

- налагают и снимают запрещения  отчуждения имущества;

- свидетельствуют верность копий  документов и выписок из них;

- свидетельствуют подлинность подписи на документах;

- свидетельствуют верность перевода  документов с одного языка  на другой;

- удостоверяют факт нахождения  гражданина в живых;

- удостоверяют факт нахождения  гражданина в определенном месте;

- удостоверяют тождественность  гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

- удостоверяют время предъявления  документов;

- передают заявления физических  и юридических лиц другим физическим  и юридическим лицам;

- принимают в депозит денежные  суммы и ценные бумаги;

- совершают исполнительные надписи;

- совершают протесты векселей;

- предъявляют чеки к платежу  и удостоверяют неоплату чеков;

- принимают на хранение документы;

- совершают морские протесты;

- обеспечивают доказательства.

Компетенция должностных лиц консульских учреждений за границей определяется примерно так же, как и государственных нотариусов, с той лишь разницей, что они не вправе совершать протесты векселей, передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков.

Как правило, нотариальное действие может быть совершено в любом месте, независимо от места жительства заявителя и других заинтересованных лиц. Для некоторых нотариальных действий закон, учитывая их особенности, точно определяет, в каком именно месте они могут быть совершены, исключая возможность их производства в любом другом месте: а) сделки об отчуждении или залоге жилого дома, квартиры, гаража, земельного участка удостоверяются по месту нахождения имущества; б) договоры о предоставлении земельных участков - по месту нахождения земельного участка; в) меры охраны наследственного имущества и выдача свидетельств о праве на наследство - по месту открытия наследства; свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, если таковым является жилой дом, гараж, квартира, дача, садовый дом, а также земельный участок, выдается нотариусом по месту нахождения этого имущества; свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав; г) обеспечение доказательств - по месту их нахождения.

Порядок совершения каждого из нотариальных действий имеет свои особенности и поэтому требует отдельного рассмотрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Правила осуществления  своих полномочий органами нотариата

 

Законодательством установлен общий порядок совершения нотариальных действий, призванный упорядочить данные процедуры. По общему правилу, граждане и юридические лица могут обращаться с просьбой о совершении нотариального действия в любую нотариальную контору, к нотариусу или органу исполнительной власти, на который возложено совершение нотариальных действий, на всей территории РФ, за исключением тех случаев, когда законодательством специально предусмотрено, что нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом или органом исполнительной власти.

Информация о работе Компетенция органов нотариата